kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический разбор урока информатики в 7 классе по теме: "Устройства компьютера и их функции" методом рефлексии профессиональной деятельности педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический разбор урока информатики  в 7 классе  по теме: "Устройства компьютера и их функции"  методом рефлексии профессиональной  деятельности педагога 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический разбор урока информатики в 7 классе по теме: "Устройства компьютера и их функции" методом рефлексии профессиональной деятельности педагога»


Дидактический разбор урока информатики

в 7 классе

по теме: "Устройства компьютера и их функции"

методом рефлексии профессиональной

деятельности педагога





Выполнила:

Кедрова Алёна Валерьевна,

учитель информатики средней школы №14 г. Великий Новгород





Конспект урока


Тема урока «Устройства компьютера и их функции»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

Образовательная:

Повторение разделов: Единицы измерения информации(байт, кбайт…) и их соотношения;

сформировать знания обучающихся об устройствах ПК и их функциях.

Развивающая:

учиться самостоятельно добывать знания, оценивать и анализировать свою работу, критически относиться к информации. Развитие речи, умения излагать свои мысли. Развивать универсальные учебные действия школьников.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества в коллективном учебном труде. Убеждение в необходимости учить информатику, забота о своем здоровье при работе за компьютером, соблюдение этики при общении в сети.

Деятельностная: формировать у обучающихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с простановкой учебной задачи и гипотезы; применять знания по информатике в проблемных ситуациях.

Задачи урока:

1. Предметные результаты

Изучить устройства компьютера, обобщив их в виде схемы; продолжить формирование умений измерять количество информации, переводить одни единицы измерения (бит) в другие (байты, КБ, МБ, ГБ);

2. Метапредметные результаты

Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах; умение находить сходство и различие при изучении понятий оперативная и долговременная память, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию;

3. Личностный результат

Формировать умения управлять своей учебной деятельностью, проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный, взаимооценка, самооценка

Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор.

Оборудование для обучающихся: ПК, ЭОР

Литература для обучающихся: учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией Босовой Л.Л


Ход урока

Этап урока.

Развивающие задачи этапа

Деятельность учителя


Деятельность обучающегося

1.Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение.

Развитие познавательных и регулятивных УУД


– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. 

Эпиграфом нашего урока стали слова американского учёного, выдающегося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберта Винера. 

"Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника"

Как вы поняли эти слова?

– Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание нового?    Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное,

  • для этого нам необходимо повторить уже известное; вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке; правильно определить то, что мы не знаем; найти способ преодоления затруднения,

  • сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило),  научиться его применять.

Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.

На «Рабочем столе» вашего компьютера находится папка Задания. Откройте в ней документ Задание 1. Ответьте на вопросы и результаты запишите в тетрадь



– Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. Проверяют по образцу. 

– Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!

 – Кто не справился с заданиями?

– В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.

– Хорошо. Оцените свои знания, поставив в карте урока, в графе результаты «+», если вы сделали задание правильно, «-», если не правильно.

  Сегодня мы с вами побываем в секретной лаборатории и исследуем некий экспонат. Он здесь, перед вами, скрыт на столе.









Обучающиеся отвечают










Задание

1) Расположите  единицы измерения количества информации по возрастанию.
2)Переведите 2 Кб в байты (2048), переведите 40 бит в байты (5)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Развитие познавательных,

личностных, регулятивных и коммуникативных УУД


Пробное действие

Узнать, что это нам поможет ребус.

- Какое слово зашифровано в ребусе? Компьютер.

- Что же такое компьютер?

Учитель снимает платок с системного блока, лежащего на столе.

Итак, добро пожаловать в нашу лабораторию.

- Мы видим,  что  тут скрывалось, а кто из вас может рассказать, из чего состоит ПК, как это все взаимодействует?

Я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах. Заполните схему.

Отвечают на вопросы:

Компьютер – это универсальное, предназначенное для накопления, обработки, хранения и передачи информации.



Заполняют схему

3. Выявление места и причины затруднений

Развитие познавательных,

личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

– Кто не справился с заданием?

– Что вы не смогли сделать?  

–Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы.

– В чем возникли затруднения?

Мы не смогли заполнить схему

Мы не можем обосновать

Мы не знаем какие устройства входят в состав компьютера

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД


  • Какова цель нашего урока?


– Какая тема урока?

Запишем ее в тетрадь.

Ребята, у меня в руках шаги плана открытия новых знаний. Давайте построим план решения данного задания. Эту работу мы осуществим в группах. (Работа в группах. Построение алгоритма)

Узнать какие устройства входят в состав компьютера


Устройства компьютера



работают в группах по постоению алгоритма

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД


  1. Рассмотрите схему

  2. Прочитайте тексты.

  3. Вставьте пропущенные слова.

  4. Заполните схему.

  5. Сделайте вывод.

– Озвучьте мне результат.

Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

 – Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?

– В состав современного компьютера входят различные устройства.

–Функции, которые выполняют  эти устройства , подобны функциям мыслящего человека.

Определим функции  человека и  компьютера.

Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?

Что отвечает за хранение, обработку, передачу и проем информации?

– Итак, за обработку данных отвечает процессор.

– В каком виде он обрабатывает информацию?

Проследим, как обрабатываются данные на компьютере.

В процессе обработки информации или данных на компьютере пересылка между отдельными устройствами компьютера осуществляется по магистрали.
Однако пользователь компьютера (человек) очень плохо понимает информацию, представленную в двоичном компьютерном коде. Следовательно, в состав компьютера должны входить устройства, которые помогают пользователю переводить информацию с языка человека на компьютерный язык и обратно. Для этого существуют устройства ввода и вывода информации.

 Устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера. Устройства вывода, наоборот, «переводят информацию с двоичного языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия.

Давайте подумаем, какие устройства компьютера мы можем отнести к устройствам ввода и вывода?

Для того, чтобы узнать функцию каждого из них я предлагаю поработать с учебниками. (стр. 65-66).



Для того чтобы компьютер мог выполнить обработку данных,  данные должны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считывает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти, выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в оперативную память. В процессе выполнения программы процессор может запрашивать данные с устройства ввода и пересылать данные на устройства вывода.

Однако при выключении компьютера все данные и программы в оперативной памяти стираются. Для долговременного хранения большого количества различных программ и данных используется долговременная память в виде различных носителей информации. Каких? (ответы детей)

Какие основные узлы включает в свой состав  компьютер?


  • Что же представляет собой персональный компьютер?



– Вы правы, а скажите, что является основной частью персонального компьютера?


– Давайте вернемся к нашему экспонату и подумаем, что является основной частью компьютера? (системный блок)

Ребята, а кто знает, что находится у него внутри?

Для этого мы выполним 

Внимательно рассмотрите картинку и соотнесите составляющие системного блока с их названиями.

Работа в парах. На экране

алгоритм.


Проверяют алгоритм по образцу












Ответы детей



в форме двоичного кода


















Отвечают


На столах лежат карточки «Внешние устройства». Вставьте пропущенные слова.

Выполнение работы














Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода.


Ответ:  Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств.


Ответ:  Системный блок





Задание 2 из папки Задания за ПК


Выполнение задания

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД

А теперь вернемся к пробному действию и выполним практическое задание.


Кто прокомментирует свои действия?

Эталон на доске и на экране

Один из учеников выполняет задание с проговариванием.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Развитие познавательных, личностных регулятивных и коммуникативных УУД

− Что теперь надо сделать, чтобы определить, поняли вы или нет, как применить данный алгоритм? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

Проверим по образцу

Самостоятельная работа

− У кого возникли затруднения при выполнении задания?

− В каком месте возникли затруднения?

− В чем причина, что у вас возникли затруднения? − Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений? – Посмотрите свои результаты.

Выполнение работы в Электронных тетрадях



Обучающиеся, первыми справившиеся с работой, показывают результат учителю и оказывают помощь затрудняющимся одноклассникам.



8. Включение в систему знаний.

Развитие познавательных УУД

− Где вы сможете применить новые знания?

Ответы ребят

9. Рефлексия деятельности на уроке

Развитие познавательных и регулятивных УУД

− Что нового вы сегодня узнали?

− Какую цель вы ставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?


Ответы ребят

Домашнее задание

Для всех: Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 2.1(вопросы). Р.Т. № 2,4.5

Для желающих:

Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»



Урок, информатики рефлексию которого представляется Вашему вниманию, проводится в 7 классе. Оценку своего урока в процессе рефлексии я хотела бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно-деятельностной парадигме. Указанные требо-вания послужат критериями анализа моей деятельности на уроке.

Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы уроке присутствовал мотивационный этап, на котором обучающимися уясняется личностный смысл своей деятельности. На уроке я задала позиивный, доброжелательный фон. Я загадала школьникам загадку: Сегодня мы с вами побываем в секретной лаборатории и исследуем некий экспонат. Он здесь, перед вами, скрыт на столе. Они предложили свои варианты. Таким образом личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что они с интересом включились в самостоятельную работу. (Принцип деятельности)

Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, обучающиеся могут сделать вывод о достижении цели. Обозначив проблемы своего исследования, обучающиеся сами сформулировали тему и цель урока. (Какие устройства входят в состав ПК). В качестве показателя достижения цели нашего урока мы использовали результаты заполнения схемы устройств, проведенных на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения этих упражнений обучающиеся сделали вывод о том, что цель урока достигнута.

С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения обучающихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности). В процессе этой работы они должны испытывать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляю-щее их искать выход из проблемной ситуации. На своем уроке я создала не-сколько таких проблемных ситуаций. Предложила школьникам разгадать ребус, выполнить задания на ПК. Включению в поисковую работу способствовала проблемная ситуация связанная с необходимостью назвать устройства ПК и соотнести их с функциями современного мыслящего человека. Поисковая работа заключалась в том, что обучающиеся провели сравнительный анализ функции, которые выполняют  эти устройства , подобны функциям мыслящего человека. Определли функции  человека и  компьютера.

Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия ("учение"-"ученик"; "ученик"-"класс"; "ученик"- "учебная группа"; "ученик"-"учитель" и др.). Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моем уроке проходила и фронтальная работа и групповая и парная. Обучающиеся совместно выполняли практические задания и заполняли схему. Н

На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определенных, заданных педагогом критериев и показателей. Такой этап присутствовал и на моем уроке. Школьникам предлагалось самостоятельно по индивидуальным карточкам (Внешние устройства) вставить пропущенные слова. По окончании работы я показала через проектор правильную запись (Принцип минимакса).

Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, созда-ваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке обучающихся (Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуаций успеха в обучении. На моем уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед по парте и любой одноклассник, к которому затрудняющийся ученик обращался за помощью.

Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество обучающихся может иметь самые различные формы. Творческим было домашнее задание к следующему уроку. Желающим обучающимся предложено продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?

Современная дидактика для проведения уроков в системно-деятельностной парадигме требует, чтобы обучающиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. Понимая под рефлексией критериальный анализ, я задавала критерии выполнения той или иной работы на каждом ее этапе. Например, до начала практической работы обучающиеся повторили правила техники безопасности при работе за ПК, каждое из которых могло стать показателем успешности выполнения задания. В конце урока мы обратись к цели урока. Обучающиеся проанализировали содержание составленной схемы и сделали вывод о том, насколько они достигли поставленной цели. Какие же устройства ПК нужно приобрести.


Общие выводы по уроку:

Проведенный урок в целом, прошел неплохо, поскольку мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели служила высокая активность обучающихся при самостоятельном решении поставленных задач и достаточно низкий процент ошибок в самостоятельной работе. 84% обучающихся (22 из 26) с ней успешно справились. Учитывая, что этот материал еще не закреплялся, результат следует признать удовлетворительным.

Вместе с тем, урок обозначил проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем:

1. Не все обучающиеся охотно включаются в исследовательскую деятельность. Для некоторых остается более привычной репродуктивная работа. В случае затруднений они предпочитают получить готовые рецепты выхода из ситуации. Обращаясь за помощью к учителю или товарищу, они не формулируют свое затруднение, а предлагают выполнить работу за них. По моим наблюдениям число таких обучающихся с введением новых образовательных стандартов сокращается. В классе, где я проводила этот урок, таких учеников 2.

Литература и источники:

  1. А.С.Гормин. Дидактический разбор урока, построенного в системно-деятельностной парадигме, с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности педагога. - В.Новгород, 20016

  2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6

  3. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  4. Деятельностно–ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  5. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  6. Институт проблем образовательной политики "Эврика" Режим доступа: http://www.eurekanet.ru

  7. Коллективный способ обучения. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=eUUCmXMowzk

  8. Мониторинг образовательных потребностей учащихся. Великий Новгород, НИРО, 2010. - 156 с.

  9. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  10. Полная коллекция видео уроков по основным школьным предметам за 1-11 классы. Режим доступа: [http://golbis.com/pin/polnaya-kollektsiya-video-urokov-po-osnovnyim-shkolnyim-predmetam-za-1-11-klassyi-5/]

  11. Российское образование, федеральный портал Режим доступа: [http://www.edu.ru]

  12. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

  13. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]

  14. Технология модерацииhttp://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod

  15. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования. – М, Сентябрь, 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кедрова Алёна Валерьевна

Дата: 06.04.2018

Номер свидетельства: 465208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства