kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Битва за Москву. Итоги и историческое значение битвы. Значение применения электронной техники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный урок, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 г. г. Помимо исторических аспектов Битвы за Москву урок освещает применение электронной техники, в частности радиоустройств в ходе обороны Москвы. Метапредметный урок направлен на патриотическое воспитание обучающихся и развитие их интереса к электронной технике и применению электронной техники в военном деле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Битва за Москву. Итоги и историческое значение битвы. Значение применения электронной техники. »

Битва за Москву. Итоги и историческое значение битвы. Значение применения электронной техники.


Цель урока:

  • Образовательная: необходимо подвести учащихся к осмыслению исторического значения победы советского народа в Московской битве и Великой Отечественной войне, к определению значения электронного технического обеспечения;

  • Развивающая: развить способности учащихся сопоставлять различные версии оценок исторического события и личностей;

  • Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому своей Родины, к людям, защищавшим страну от врагов.

В 10 классе изучение Великой Отечественной войны, Московской битвы, не ведется, поэтому на Уроке Мужества учитель может опираться в основном на знания школьников, полученные в 9 классе на уроках истории, из кино-фильмов, книг, журнальных статей, Интернет-ресурсов и пр.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование урока: компьютер и проектор; исторические карты "Вторая Мировая война", "Битва за Москву"; военные плакаты.

Приглашенные на урок:

Учителя СОШ № 1

План урока

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Беседа с учащимися в ходе просмотра презентации "Битва за Москву".

  3. Вопросы на закрепление

  4. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В 2015 году мы отмечаем 70-ую годовщину Победы в ВОВ. Одной из героических страниц этой войны, стала Московская оборонительная операция, в ходе которой страна отстояла свою столицу, воины и труженики тыла сломали планы врага и положили начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны. Москва внесла неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских агрессоров.

За выдающиеся заслуги городу решением Президиума Верховного Совета в 1965 г. к 20-летию Победы присвоено звание «город-герой».

Указ

Президиума Верховного Совета СССР

О присвоении городу Москве почетного звания «город-герой»

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание «город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».8 мая 1965 год.

Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Маршал Жуков Г. К. подчеркнул в мемуарах: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план «Барбаросса».

«Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный
Сорок пятый год.»
Роберт Рождественский.

Фото 1

2. Беседа с учащимися в ходе просмотра презентации "Битва за Москву".

Когда началась Великая Отечественная война?

Какое значение придавалось взятию столицы СССР германским командованием?

Что предусматривал немецкий план «Барбаросса»?

(Ребята отвечают на вопросы достаточно активно, тема урока вызывает у них интерес, они готовились к этой встрече заранее).
Планируя разгром СССР, Гитлер считал, что война обязательно должна закончиться в Москве, ведь падение европейских столиц означало капитуляцию стран Европы. " Если мы в Москве одержим победу, тогда перед нами падут и остальные области, захват этого города означает как с политической, так и с экономической стороны решающий успех», –говорилось в основной директиве плана «Барбаросса».

Падение Москвы должно было продемонстрировать всему миру триумф стратегии «молниеносной войны», послужить последним доказательством неотразимости» немецкого оружия. Поэтому гитлеровцы и в сентябре 1941 г. продолжали связывать судьбу войны именно с наступлением на Москву.

Таким образом, взятию Москвы – важнейшего политического, экономического и культурного центра – гитлеровцы придавали исключительное значение.

Вопрос: Как развертывались сражения в первые месяцы войны?

К осени 1941 г. обстановка на советско-германском фронте оставалась сложной. Красная Армия вела ожесточенные оборонительные бои. Немецко-фашистские армии занимали выгодное оперативно-стратегическое положение и, несмотря на понесенные потери, по-прежнему имели превосходство в силах и средствах. Они оккупировали Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины и вышли на дальние подступы к Москве.

Главный удар противник наносил на западном направлении с целью овладения Москвой. Сжечь Москву, истребить ее население, сравнять ее с землей, затопить – такова была главная стратегическая цель Гитлера. Первейшей задачей советской стратегии было Москву отстоять.

После провала плана захватить Москву с ходу в первые месяцы войны гитлеровское командование подготовило крупную наступательную операцию под кодовым названием "Тайфун".

Задание. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод относительно соотношения сил на фронте.

В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800 км, врагу противостояли войска трех советских фронтов: Западного (генерал-полковник И.С. Конев), Резервного (Маршал Советского Союза С.М. Буденный) и Брянского (генерал-полковник А.И. Еременко), насчитывавшие 95 дивизий. Замысел Ставки ВГК состоял в том, чтобы, опираясь на глубоко эшелонированную оборону, не допустить прорыва немецких войск к столице.

Фото 2

Наступление по плану «Тайфун» немецкие войска начали 30 сентября на Брянском и 2 октября на Вяземском направлениях. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, противник прорвал их оборону.

Битва началась в чрезвычайно сложной обстановке. Враг имел превосходство в силах, средствах, маневренности, владел стратегической инициативой и господствовал в воздухе. Наступление врага застало советские войска врасплох. Они не смогли оказать должного противодействия противнику, который прорвал оборону.

6 октября пять армий Западного и Резервного фронтов попали в окружение под Вязьмой, а основные силы Брянского – под Брянском. 3 октября, взяв Орел, танки Гудериана устремились к Мценску. Наши командующие утратили связь с войсками и практически не контролировали ситуацию. Развивая наступление, 7 октября враг замкнул кольцо вокруг войск, сражавшихся западнее Вязьмы, а еще через день – в районе Брянска.     В окружение попало 7 полевых управлений армий из 15, 64 дивизии из 95, 11 танковых бригад из 13, 50 артиллерийских полков резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) из 62. Генерал Лукин, пытавшийся вывести остатки армий из кольца, трижды раненный, попал в плен. Сталин хотел отдать Конева под трибунал. Хватаясь за Жукова, как за последнюю надежду, Верховный вызвал генерала из Ленинграда.7 октября, констатировал Жуков, «никаких резервов в руках командования не осталось, все пути на Москву были открыты.

Под Мценском Гудериан наткнулся на 4-ю танковую бригаду полковника М. Е. Катукова. Т-34 уничтожили 133 танка, а экипаж лейтенанта Д. Ф. Лавриненко сжег 16 машин противника (всего до своей гибели в ноябре Лавриненко подбил 52 танка). Но большую часть обороны составляли тоненькие рубежи, например, такие, как Ильинский: несколько дотов, цепочка траншей, немного орудий и две тысячи курсантов военных училищ. 5 октября им приказали продержаться дней шесть.

Через 12 дней 19-я танковая дивизия вермахта прошла по трупам наших ребят, безнадежно потеряв время, 100 танков и 5 тыс. солдат.

Враг рвался к Москве по наикратчайшему пути.

Фото 3

На историческом Бородинском поле в схватку с противником вступили части прославленной 32-й стрелковой Краснознаменной дивизии полковника В. И. Полосухина, отличившейся в борьбе против японских захватчиков у озера Хасан, и подразделения 18, 19 и 20-й танковых бригад. Четверо суток эти соединения при поддержке авиационной группы полковника Н.А. Сбытова отбивали атаки немецко-фашистских войск. Были уничтожены тысячи вражеских солдат и офицеров, большое количество военной техники.

На Волоколамском направлении враг был остановлен 27 октября. В боях под Волоколамском особенно отличились бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова и курсантского полка училища имени Верховного Совета РСФСР под командованием полковника С.И. Младенцева. К концу октября операция «Тайфун» захлебнулась на Можайской линии обороны.

Вечером 6 ноября 1941 г. в столице на станции метро «Маяковская» было проведено торжественное заседание Моссовета, а 7 ноября – традиционный военный парад войск Московского гарнизона на Красной площади. Возродилась надежда – «враг будет разбит, победа будет за нами». Бойцы прямо с Красной площади уходили на фронт.

Фото 4

Приближалась «страшная русская зима», а цели плана «Барбаросса» оставались недостигнутыми. Враг спешил, стремясь во что бы то ни стало овладеть Москвой до наступления зимы.

Фото 5

3. Значение электронной техники во время ВОВ и в ходе Московской стратегической оборонной операции.

В середине августа 1941 года прозвучала радиопередача: «Внимание! Воздушная тревога». На этот раз стало ясно, что тревога настоящая. В небе повисли ранее невиданные немецкие осветительные ракеты, которые должны были освещать бомбардировщикам наиболее важные столичные объекты, то и дело слышался гул вражеских самолетов и раздавались взрывы бомб. Ночная мгла пронзалась лучами мощных прожекторов, которые, перекрещиваясь высоко в небе, нередко вырывали из тьмы кажущийся небольшим немецкий самолет, и по нему сразу открывали огонь зенитные батареи ПВО. На подступах к городу завязывались бои наших истребителей с вражескими бомбардировщиками.

Немцы, совершая массированный налет на Москву, надеялись вызвать не только панику среди населения, но и в первую очередь вывести из строя оборонные объекты, разрушить электростанции и крупные заводы, архитектурные памятники. Как известно, это им не удалось!

Всего на Москву было совершено 134 налета, в которых участвовало более 9 тыс. бомбардировщиков, но прорваться к городу смогли только 243 самолета. И в этом немалая заслуга военных связистов, которые использовали средства радиосвязи воздушного наблюдения, оповещения и предупреждения бойцов ПВО и командования истребительной авиации.

Уже в июле 1941 г. техника и оборудование связи были эвакуированы в тыл, аппарат Наркомата связи переехал в Уфу, а в октябре на восток страны были переправлены мощные радиовещательные станции Москвы. Народный комиссар связи И. Т. Пересыпкин был назначен заместителем Наркома обороны и начальником связи Красной Армии. Позднее он был удостоен звания Маршал войск связи.

В первые месяцы войны противнику удалось разрушить значительную часть наших воздушных и полевых кабельных линий, что привело к длительным перерывам в работе проводной связи. Стало очевиднобеспечить надежное управление войсками и их тесное взаимодействие, особенно во время боев в тылу противника и, безусловно, в авиации, бронетанковых войсках и Военно-морском флоте, где радиосвязь являлась единственным средством связи.

Во время войны крупнейшие отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи. В частности, были изготовлены переносные ультракоротковолновые радиостанции, предназначавшиеся для стрелковых и артиллерийских частей, радиостанция РБМ-5 повышенной мощности, экономичная и надежная, которая использовалась и как личная радиостанция командующих армиями, корпусов и дивизий, несколько типов специальных танковых радиостанций, радиостанций воздушно-десантных войск, разнообразные конструкции радиоприемников. Высокую оценку получили специальные ультракоротковолновые радиостанции для Военно-воздушных сил, а также радиостанции наведения для истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации.

Огромную роль в улучшении военно-морской связи сыграли разнообразные радиопередатчики и радиоприемники, гидроакустические и гидролокационные станции. За годы войны противник потерял более 700 боевых кораблей и вспомогательных судов и около 800 крупных морских транспортов. Во время боев под Москвой благодаря бесперебойной радио- и проводной связи командование сумело обеспечить оперативное руководство действиями войск, и фашистские захватчики были отброшены на 120–140 км к западу от столицы. Вся страна узнала о подвиге сержанта батальона связи И. С. Новикова, который, исправляя поврежденную линию связи, был смертельно ранен, но сумел зажать в зубах концы поврежденной линии, не допустив обрыва связи. Сержант был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

В самое напряжённое время битвы за Москву И.Т. Пересыпкин лично возглавил строительство специального, защищённого от помех, кольца связи вокруг Москвы, а также восточного полукольца. В результате была получена возможность подключаться к этим линиям, минуя узлы связи Центра, что существенно улучшило управление войсками.

В 1941 г. по решению ГКО в дополнение к трем действующим линейным батальонам связи были сформированы еще 10 ремонтно-восстановительных батальонов, каждый — численностью 750 человек; к маю 1942 г. они были переформированы в 25 батальонов по 300 человек. В батальоны связи были призваны высококвалифицированные специалисты из Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), а также выпускники Московского института инженеров связи и Военной академии связи.

Ставка, фронты, армии, корпуса и дивизии получили вновь сформированные части и подразделения, обеспечивавшие все виды связи. Средствами связи были оборудованы самолёты, автомобили, мотоциклы и др.

4. Заключение.

Учитель подводит итоги урока и делает выводы, обращаясь к ребятам:

"В чем уникальность Московской битвы? При ответе на этот вопрос используются следующие цифры, записанные на доске:

Битва Участники со всех сторон

Сталинградская битва 3 906 000

Курская битва 4 000 000

Столкновение группировки западных войск и армий вермахта в конце войны – американцы, англичане, французы, канадцы, поляки, датчане 6 931 000

Берлинская операция 3 500 000

Битва за Москву 7 170 000

ВЫВОД: Провал «генерального» наступления гитлеровских войск на Москву явился крупным событием 1941 г. Полчища немецко-фашистских войск, наводившие ужас на правительства и народы Европы, были остановлены на подступах к Москве. Такой финал оказался неожиданным для фашистского командования.

«Теперь, – писал впоследствии бывший начальник штаба 4-й немецкой армии Блюментрит, – даже в ставке Гитлера вдруг поняли, что война в России, по сути дела, только начинается...»

Именно в этот период план «Барбаросса» был похоронен, потерпела крах и теория «молниеносной» войны. Под Москвой был развеян миф о непобедимости фашистской армии, Московская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. В ходе Московской оборонительной операции впервые в ВОВ были массово применены средства электронного противодействия налетам авиации противника.

Фото 8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кириллин Алексей Николаевич

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 216027


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства