Тема: «Расчет себестоимости с помощью программы «Exсel».
Тип урока: урок комплексного применения знаний (выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
Форма проведения: урок-практикум.
Цели урока:
1. Образовательная
познакомить учащихся с возможностями программы Excel, необходимых для использования при расчете себестоимости продукции;
продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с программой Excel;
формировать практические умения по выполнению расчетов в программе Excel
2. Развивающая
развивать память, мышление, воображение, внимание через ответы на вопросы учителя;
развивать навыки работы с компьютерными программами;
развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.
3. Воспитательная
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность;
воспитывать дисциплинированность, толерантность, уважительное отношение к учебному труду.
Оснащение урока:
проектор;
компьютер;
опорные конспекты
карточки с этапами расчета себестоимости продукции
Папки с карточками-заданиями выполнения работы
Структура урока.
Организационный момент.
приветствие, представление,
активизация учащихся к работе.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
мотивация;
фиксация затруднений.
3. Этап применения знаний и способов применения знаний и способов действий.
операционно-исполнительский этап, работа в программе Excel.
анализ полученных результатов.
4. Этап обобщения и систематизации знаний.
5. Этап контроля знаний и способов действий.
6. Этап коррекции знаний и способов действий.
Этап информации о домашнем задании.
Этап рефлексии.
Ход урока.
1. И.Н. Организационный момент
Здравствуйте, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Приветствую Вас и наших гостей на уроке. Сегодня нам предстоит активно работать вместе. Девизом нашего урока я предлагаю взять следующее высказывание
Компьютеры учат нас тому,
что нет совершенно никакого смысла запоминать все.
Уметь найти необходимое — вот что важно.
- Как вы понимаете эти слова?
Урок информатики сегодня не совсем обычен: наша работа будет построена на знаниях, которые вы получили на занятиях по предмету «Предпринимательство», поэтому моим помощником в работе будет учитель технологии Филатова Светлана Владимировна. Начнем урок с небольшого повторения и слово передаю Светлане Владимировне.
2. С.В Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
С каким экономическим понятием мы познакомились на прошлом уроке? (себестоимость). Работа с кластером!
И.Н.
- Вы сказали, что можно выполнить расчеты с помощью компьютера. С помощью каких программ можно выполнить аналогичную работу?
- На сегодняшнем уроке мы будем использовать одну из названных вами программ. Итак, кто сможет сформулировать тему нашего урока?
(“Расчет себестоимости в программе Excel”)
Если раньше для выполнения экономических расчетов требовалось большое количество времени и специально обученных людей, то сегодня любой расчет можно выполнить с помощью различных компьютерных программ.
- Какова цель нашего урока?
(Рассчитать себестоимость продукции с помощью компьютера в программе Excel).
3. Этап применения знаний и способов применения знаний и способов действий. Работа на ПК
И.Н. Сегодня фиксировать наши результаты работы мы будем в опорном конспекте, который у вас лежит на парте. Подпишите его и запишите тему сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что представляет собой программа Excel.
- Запишите в опорный конспект
Программа Excel – это широко распространенная компьютерная программа. Нужна она для проведения расчетов, составления таблиц и диаграмм, вычисления простых и сложных функций. (на экране определение)
Т/б Нам сегодня предстоит работать за персональными компьютерами, поэтому прежде, чем мы приступим к следующему этапу нашей деятельности, нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе с ПК.
С.В. Ребята, давайте представим, что мы находимся не в классе, а на производстве. Я – директор хлебопекарни, а вы – экономический отдел. Я собираюсь расширить ассортимент изготавливаемой продукции, а именно заняться выпечкой пирожков. Чтобы определиться с ценой, необходимо рассчитать себестоимость единицы выпускаемой продукции.
Сегодня Вам на уроке необходимо рассчитать себестоимость одного пирожка при условии, что: в смену продолжительностью 8 часов работник выпекает 200 пирожков. Успехов вам!
И.Н.
Для выполнения практической работы вы будете использовать опорный конспект а также фиксировать в нем результаты каждого этапа работы в таблицу и формулы для произведения расчетов. (Показать детям опорный конспект, в котором указана табличка)
Название этапа
Мой результат
Истинный результат
Начнем с задания №1. (Задания все выполняют за персональными компьютерами, а один - за учительским. Каждый этап учащийся за учительским компьютером меняется)
Задание 1.
Запустить файл Microsoft Excel, под названием Расчет себестоимости.
В появившемся окне выполняем пошаговую работу с данными.
(Вызываю ученика к главному компьютеру)
В чем заключается первый этап нахождения себестоимости.
Ответ ученика: «Первая часть работы в программе заключается в расчете стоимости сырья и материалов»
Для выполнения расчетов в MS Exсel в ячейку D4 записать формулу: B4*C4; С какого символа мы начинаем ввод формулы?
Ответ: со знака =
Так как стоимость для все видов сырья рассчитывается одинаково, то какой функцией можно воспользоваться в целях экономии времени?
Ответ: Автозаполнение.
Чтобы использовать функцию автозаполнение необходимо выделить ячейку с формулой, подвести к правому нижнему углу и когда курсор мыши станет тонким крестиком нажать левую кнопку мыши и распространить эту формулу до ячейки D8
Какая функция нам понадобится для того чтобы определить сумму затрат на изготовление единицы продукта.
В ячейку D10 записываем формулу =СУММ(D4:D9)
Запишите ваш полученный результат в опорный конспект. Все последующие результаты расчетов будут также фиксироваться в опорном конспекте.
Задание 2.
Второй этап работы – расчет стоимости электроэнергии (ЦЭ)
Для того чтобы найти общую стоимость необходимо в ячейку В5 записать формулу: = В2 * В3 * В4;
а так как в партии 200 готовых изделий, то какую формулу нужно записать в ячейку В6?
=В5/200
Запишите полученный результат в опорный конспект.
Задание 3.
Третий этап - расчет стоимости оплаты труда
На третьем этапе вы самостоятельно произведете расчет расхода на оплату труда, используя те формулы, которые представлены в опорном конспекте.
в ячейку В5 записать формулу: = В4/В2;
в ячейку В6 записать формулу: = (В5*В2)/100;
в ячейку В7 записать формулу: = СУММ (В5:В6);
в ячейку В8 записать формулу: = В7/В3.
Запишите ваш полученный результат в опорный конспект
Мы поработали за компьютером. Теперь давайте немного отдохнем. И выполним физминутку для глаз.
Задание 4.
На четвертом этапе работы мы рассчитываем расходы на амортизацию. Для этого мы сначала рассчитываем амортизацию электроплиты (оборудования), а затем инструментов и приспособлений
Расчет амортизации электроплиты
Для выполнения расчетов в ячейку С5 записать формулу: = C2 * C3/(C4 * 200).
Запишите ваш полученный результат в опорный конспект
Расчет амортизации инструментов и приспособлений
Обратите внимание на ячейку В6, какую функцию используют для нахождения общей стоимости? Значит в ячейку В6 необходимо записать следующую формулу = СУММ(В3:В5)
Теперь найдем амортизацию за один день, для этого в ячейку D6
формулу: = B6/600; а в ячейку D7 записать формулу: = D6/200
Запишите ваш полученный результат в опорный конспект и результат,
Задание 5.
Последний этап, итог нашей работы, расчет себестоимости товара
Итак чтобы найти себестоимость нам необходимо сложить все составляющие, а именно: в ячейку D1 записать формулу предложенную в опорном конспекте: = 'сырье и материалы'!D10+электроэнергия!B6+'оплата труда'!B8+'амортизация плиты'!C5+себестоимость!D7
Как вы думаете что подразумевают словосочетания в апострофах?
Данные в апострофах указывают лист, на котором располагается нужная ячейка.
Например, на листе сырье и материалы располагается нужные нам данные в ячейке D10. Приступаем к выполнению последнего этап
а нашей работы.
Сверим ваши результаты с истинным результатом, который должен получится в результате правильного выполнения задания. Если они совпали, значит, все шаги выполнены вами правильно. И с практической работой вы справились успешно. Если ваш результат не совпал значит, дома нужно еще раз повторить шаги, найти ошибку, допущенную на уроке. На следующем уроке мы обязательно проанализируем все ошибочные моменты.
4. Этап обобщения и систематизации знаний.
Мы с вами использовали программу Excel для выполнения экономических расчетов. Как вы думаете, где еще можно использовать данную программу?
(В школе для расчетов питания, для составления расписания; для построения диаграмм, при расчетах в курсовых, лабораторных работах)
В чем преимущества данной программы?
5. Этап контроля знаний и способов действий.
Также владение данной программой пригодится вам для успешного прохождения единого государственного экзамена. Некоторые из заданий представленных в сборниках ЕГЭ мы попробуем выполнить для закрепления полученных на сегодняшнем уроке знаний.
Работа с тестом в опорных конспектах.
Определение оценки - называние. Эта оценка пойдет в журнал.
Если все ответы правильные –«5»
Если допущена одна ошибка – «4»
Если две ошибки – «3»
6. Этап коррекции знаний и способов действий.
- Какой этап действий оказался самым сложным?
- Как вы думаете, почему?
7. Этап информации о домашнем задании.
Повторить основные функции программы Excel. Составить таблицу «Меню на день» и просчитать стоимость затрат.
8. Этап рефлексии (опрос, работа с дистанционками)
Нужно проголосовать за следующие высказывания:
Я умею производить расчет себестоимости продукции.
Я хорошо умею производить расчет себестоимости продукции в программе Excel. Но на некоторых этапах мне нужна помощь педагога.
Я умею производить расчет себестоимости продукции в программе Excel самостоятельно.
Все поработали хорошо:
Четко произведены расчеты с помощью формул в программе Excel;
Усвоена последовательность и системность работы в программе Excel;.
Спасибо за урок!
Давайте будем следовать словам известного американского промышленника Ге́нри Форда, владельца заводов по производству автомобилей по всему миру:
«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».