СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Ценность данной работы заключается в ориентации мотивации студентов к созданию и применению тестовых форм контроля знаний, в необходимости применения контроля для получения объективной оценки знаний; в выборе инструментария для создания тестовых форм контроля и знании различных программных продуктов.
. Возможности MS Excel. Преимущества компьютерного тестирования. Рекомендации использованияматериалов проекта в практической работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Номинация: Развитие навыков самоконтроля учащихся и студентов при использовании компьютерных технологий и Интернет на занятиях в учреждениях профессионального и дополнительного образования Костромской области
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Цель своей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы выявить и развить способности каждого студента, сформировать творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями.
Достижения:
Диплом II степени призера регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области в номинации «Авторская учебная программа», 2013 г
Диплом за подготовку призера в Шестнадцатой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», 2013г
Диплом участника регионального этапа IV Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2013», 2013г
АННОТАЦИЯ
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем, является повышение качества обучения. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.
По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд достоинств: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; тесты позволяют получить достоверную информацию о качестве и уровне знаний студентов; дают возможность преподавателю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; тесты более интересны по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности студентов и создает у них положительную мотивацию. Компьютерные тесты можно использовать для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового.
Для создания таких тестов не требуется специального программного обеспечения. Пакет MSOffice (Excel в частности) имеется на каждом персональном компьютере. Этим объясняется доступность предлагаемой информации (Приложение 1). Представленный в работе алгоритм электронных интерактивных тестов способствует развитию навыков самоконтроля студентов и доступен как педагогу, так и студенту.
Ценность данной работы заключается в ориентации мотивации студентов к созданию и применению тестовых форм контроля знаний, в необходимости применения контроля для получения объективной оценки знаний; в выборе инструментария для создания тестовых форм контроля и знании различных программных продуктов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель данной работы: обосновать эффективность использования электронных интерактивных тестов, разработать алгоритм тестовой формы контроля знаний обучающихся с использованием программы MS Excel.
Задачи:
1.Выявить возможности программы MS Excel.
2.Разработать алгоритм создания тестов с использованием программы MS Excel.
3.Обосновать эффективность выбранной формы тестового задания при проверке знаний и умений обучающегося.
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ
Возможности программы MS Excel
В качестве средства для создания тестовых форм контроля разумно использовать функциональные возможности программного пакета Microsoft Office, в частности программу MS Excel. К значительным достижениям программы Excel можно отнести появление трехмерных документов (Рабочая книга). В программу Excel встроена удобная подсистема помощи, которая в любой момент готова выдать необходимую справку.
Программа MS Excel позволяет проводить широкий круг сложных вычислений в электронных таблицах, легко и быстро анализировать большой объем данных; а также приобретать навыки записи и редактирования макросов, с целью применения их для часто повторяющихся операций и автоматизации работы.
Данная программа расширяет возможности традиционного обучения, делает учебный процесс более разнообразным, дополняет привычные средства обучения на уроке, помогает улучшить и закрепить получаемые знания, увеличить интерес к различным урокам, позволит обучающимся самим определять темп изучения материала и выполнения заданий.
Программа MS Excel дает возможность создавать и применять в учебном процессе тестирующие системы разных типов: тесты разных уровней сложности:
со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа)
с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный (Приложение 2)).
задание на соответствие (когда обучаемому предлагается установить соотвествие между двумя множествами)
Интерактивные тесты можно применять на различных этапах урока (вводный, текущий, заключительный инструктаж), на различных этапах контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый). Для создания таких тестов не требуется специального программного обеспечения. Простота изготовления тестов дает возможность пробовать свои силы как педагогам, так и студентам.
Интерактивные тесты привлекают внимание обучающихся своим разнообразием, яркостью, возможностью самостоятельно создать мини программу для компьютера, которая не только считает оценку, но и будет применяться на уроках, приобретая практическую значимость для обучающихся.
Организация контроля знаний.
Компьютер дает возможность оперативного входного, промежуточного и итогового контроля. Студенты более адекватно принимают даже плохую оценку, выставленную компьютером, чем преподавателем. Кроме того, современные пакеты программ для создания, проведения различных тестов и обработки результатов тестирования позволяют разбивать контрольные вопросы на группы и в результате случайного выбора выводить на экраны разные вопросы по одной и той же теме, тем самым, повышая качество оценки. Очевидным плюсом таких программ является возможность накапливать результаты ответов обучающихся для последующего анализа и выявления пробелов в усвоенном материале.
Накопление и электронная статистическая обработка результатов тестирования существенно облегчает работу преподавателя, и способствуют проведению им детального анализа изучения учащимися той или иной темы учебного курса.
Примером программы для создания электронных тестов является КТС Net 2.0. Редактор тестов позволяет создавать тесты различной тематики, которые можно использовать на уроках для повторения, закрепления пройденного материала, а также на уроках контроля для проверки знаний по различным межпредметным темам. Созданные тесты позволяют проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений. Кроме того, программа позволяет оперативно анализировать и оценивать работу обучающихся.
Применение электронных интерактивных тестов на уроках спецдисциплин способствует развитию творческих способностей, как преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение обучающимися довольно серьезных тем по спецдисциплинам, что, в конце концов, ведет к повышению эффективности образовательного процесса.
Преимущества компьютерного тестирования
Результат оценивания появляется мгновенно, автоматически фиксируется, сохраняется на длительное время.
Объективность тестовых знаний, как при предъявлении тестовых заданий, так и при подсчете результатов.
Отсутствует необходимость в бумажных носителях и листках ответа, экономия средств и обеспечения секретности.
Использование мультимедиа компонента графических изображений высокого качества обеспечивает правильное и быстрое восприятие, снижает напряжение тестируемого повышает эффективность тестирования, уменьшает усталость во время тестирования каждый тест уникален и не был ранее опубликован.
При создании тестов необходимо учитывать, что компьютерный тест должен сопровождаться подробной инструкцией. Желательно, чтобы в инструкции описывался алгоритм тестирования.
Компьютерные тесты должны быть обязательно вариативными. Два рядом сидящих обучающихся должны решать разные задания. Такой подход, исключает взаимную консультацию и позволяет не отвлекаться на соседа. При этом повышается надежность тестирования.
По завершении работы каждому обучающемуся представляется исчерпывающая информация о результатах тестирования. Он получает отметку и ее обоснование (включая и возможность просмотреть все свои ошибки). Подобный подход позволяет исключить любые конфликты, связанные с обсуждением выставленной оценки. Кроме того, проверка по всему изученному материалу, а тест именно так и строится.
РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕИАЛОВ ПРОЕКТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Рассмотрим технологию составления компьютерных тестов средствами MS Excel. Для создания тестов в этой программе не требуется навыков программирования, что позволяет разрабатывать тесты любому преподавателю, владеющему технологией работы в программе хотя бы на уровне пользователя. Для удобства был разработан алгоритм в виде брошюры.
Создание теста средствами МSЕхсеl
Для создания теста потребуется один лист книги MSExcel.
Оформление названия теста, запись вопросов, остальных элементов (см. рисунок).
Создание вариантов ответов:
установить курсор в ячейку напротив надписи «Ответ» (на рисунке это ячейка В6);
в меню выбрать Данные—Проверка;
выбратьТип данных Список;
в строку Источник через точку с запятой ввести варианты ответа. ОК;
Ячейка В6 приобретет вид:
повторить описанные выше операции для всех ответов тес
Проверка ответов:
установить курсор в ячейку D6 (можно и в любую другую, но для удобства работы лучше проверку осуществлять в ячейке напротив ячейки с ответом через столбец или несколько столбцов)
выбрать Вставка—Функция;
найти функцию ЕСЛИ(категория Логические). ОК;
в открывшемся диалоговом окне функции ЕСЛИ заполнить текстовые поля.
Например,
вначале надо, не закрывая диалогового окна, ЛК (левой кнопкой мыши) выделить ячейку со списком ответов (В6), в результате её адрес появится в текстовом поле Лог_выражение. Далее поставить возле появившегося адреса знак = и в кавычках записать правильный ответ на соответствующий вопрос.
В текстовое поле Значение_если_истина поставить единицу, в поле Значение_если_ложь поставить ноль. ОК
аналогично устанавливать курсор в ячейки напротив других ответов и заполнять функцию ЕСЛИ соответствующими аргументами.
Подсчет правильных ответов:
установить курсор в ячейку ниже последней ячейки для проверки ответа (в примере это ячейка D22);
выбрать пиктограмму Автосумма(ЛК);
ЛК выделить прямоугольную область, захватывающую ячейки с проверкой ответов;
нажатьEnter.
если заполнить тест правильными ответами, в ячейках проверки появятся единицы и произойдет их суммирование в ячейке D22
Объективность тестирования: компьютер «беспристрастен» при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения.
Удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ.
Тестовый контроль особенно актуален при оценке преподавателем результативности освоения учебного материала. Тесты можно подготовить по всей учебной дисциплине или по отдельной изучаемой теме, а также использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Таким образом, при разумной организации, контролирующие (тестирующие) программы являются весьма эффективным средством контроля знаний обучающихся.
Из всего вышесказанного следует, что создание эффективных компьютерных средств контроля результатов обучения должно обеспечиваться совершенствованием программного и технического обеспечения учебного процесса.
Программа MS Excel расширяет возможности традиционного обучения, делает учебный процесс более разнообразным, дополняет привычные средства обучения на учебном занятии, помогает улучшить и закрепить получаемые знания, увеличить интерес к различным дисциплинам, позволяет обучающемуся самому определять темп изучения материала и выполнения заданий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Альманах «Новые педагогические исследования» №3, 2010 год. приложение к журналу «Профессиональное образование»,М., ИСОМ, 2003, с.64-72.
Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. НИИ Гособразования. М.:,1991. 36 с.
Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Пособие. М., 2008.
Бочкин А. И. О надежности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа //Информатика и образование. 2008. № 2.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991
Касьянова Н. В. «Создание системы компьютерного контроля как результат новых информационных технологий в обучении», Восточноукраинский Национальный Университет (ВНУ), Украина, г.Луганск // материалы конференции ИТО-2010
Моисеев В.Б., Усманов В.В., Таранцева К.Р., Пятирублевый Л.Г. «Оценивание результатов тестирования на основе экспертно-аналитических методов». Журнал «Открытое образование», №3, 2008, с.32-36.
Меняев М.Ф. Эффективный самоучитель MSOfficeXP: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2009.
Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр». 2009. – 96 с.\
Тарасов В. А. Проектирование компьютерных тестов с открытыми ответами //Информатика и образование. 2009. № 1.
Интернет источники:
Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании", (http://Ict.edu.ru);