Сборник тестовых заданий по учебному предмету «Информатика и ИКТ» предназначен для подготовки и проведения текущего контроля для 3 и 4 классов, входит в состав УМК по информатике для начальной школы (2–4 классы).
В сборнике обозначены основные приемы разработки и составления тестовых заданий по информатике для 3-4 классов. Приводится комплекс разнообразных вопросов, раскрывается прикладной характер использования представленного материала для проведения программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники. Позволяет избежать возможности подсказок и списывания, повышает объективность оценки знаний и увеличивает познавательную активность учащихся. Способствует реализации системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС.
Сборник будет полезен педагогам начального образования, педагогам-организаторам, учителям информатики, а так же всем, кто интересуется вопросами информатики и ИКТ в начальных классах.
Содержание
Пояснительная записка 4
1. Примеры тестовых заданий для проведения входного контроля по предмету «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов 7
1.1. Рекомендуемые задания в форме теста для 3 класса 7
1.2. Рекомендуемые задания в форме теста для 4 класса 10
2. Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации по предмету «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов 14
2.1. Рекомендуемые задания в форме теста для 3 класса 14
2.2. Рекомендуемые задания в форме теста для 4 класса 15
3. Тестовые задания для проведения итогового контроля по предмету «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов 18
3. 1. Рекомендуемые задания в форме теста для 3 класса 18
3.2. Рекомендуемые задания в форме теста для 4 класса 20
Критерии оценивания тестовых заданий и ключи к заданиям 24
Список используемой литературы 26
Пояснительная записка
Проведение контроля обученности для 3 и 4 классов входит в состав УМК по информатике для начальной школы (2–4 классы). УМК для каждого класса также включает учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM.
Содержание работ соответствует утвержденным в 2010 г федеральным государственным стандартам основного общего образования (приказ МО РФ № 1897 от 17.12.2010)
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их личного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
Назначение заданий в форме теста – оценить уровень общеобразовательной подготовке по Информатике и ИКТ обучающихся 3-4 класса. КИМ предназначены для контроля уровня теоретических знаний учащихся по изучаемым разделам программы и выполнения нормативных требований по предмету информатика [9].
Цель – выявление уровня освоения предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ООП и стандарта учащихся 3-4 класса по предмету «Информатика и ИКТ», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
Итоговый контроль по предмету «Информатика и ИКТ» преследует цель оценить знания обучающегося, полученные теоретические и практические знания и умения, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Тестирование позволяет проверить:
- владение основным понятийным аппаратом школьного курса информатики;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применение к решению информатических и неинформатических задач.
Распределение заданий осуществляется по проверяемым предметным способам действия.
Форма работы – контрольная работа.
Структура работы – каждый вариант работы включает в себя контролируемые элементы содержания тем школьного курса информатики 3-4 класса.
Требования к оборудованию:
- Наличие листа с заданиями;
- Наличие черновика;
- Для проведения работы не требуется дополнительное оборудование или материалы.
Время выполнения – 40 минут. Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:
Задание 1 - 13 минут.
Задание 2 - 8 минут.
Задание 3 - 13 минут.
Задание 4 - 6 минут.
Тест – краткое испытание, которое отличается от других форм контроля более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.
Необходимо соблюдение некоторых условий:
Учащийся должен уверенно владеть компьютером.
Нельзя получить достоверные результаты тестирования, если ребёнок впервые работает с компьютером.
При оценивании результатов тестирования ученик должен иметь возможность не только узнать свой результат, но и увидеть, в каких заданиях он допустил ошибки, чтобы иметь возможность эти ошибки исправить.
Тесты могут проводиться в режиме on-line и в режиме off-line.
1. Примеры тестовых заданий для проведения входного контроля по предмету «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов 1.1. Рекомендуемые задания в форме теста для 3 класса
Аттестационный материал для проведения входного контроля по «Информатике и ИКТ» в 3 классе
Вариант № 1
Задание 1: Написать двоичный код к рисунку (рис. 1).
Рисунок 1. Задание 1
Задание 2: Запишите правило обработки информации черным ящиком и заполните таблицу Экзамен (рис. 2).
Испытания
Вход
Выход
8
4
12
6
20
10
4
2
Экзамен
Вход
Выход
16
10
30
18
Начало
Конец
Рисунок 2. Задание 2
Задание 3. Составить алгоритм движение до косточки для Энтика (рис. 3).
Рисунок 3. Задание 3
Задание 4. Напишите адреса клеток, в которых находятся животные и птицы (рис. 4).
4
3
2
1
1
2
3
4
Звери
Птицы
Рисунок 4. Задание 4
Вариант № 2
Задание 1: Восстановить рисунок по двоичному коду (рис. 5).
Рисунок 5. Задание 1
Задание 2: Запишите правило обработки информации черным ящиком и заполните таблицу Экзамен (рис. 6).
Испытания
Вход
Выход
8
2
12
3
20
5
4
1
Экзамен
Вход
Выход
16
32
40
24
Начало
Конец
Рисунок 6. Задание 2
Задание 3. Составить алгоритм движение до косточки для Энтика (рис. 7).
Рисунок 7. Задание 3
Задание 4. Напишите адреса клеток, в которых находятся животные и птицы (рис. 8).
4
3
2
1
1
2
3
4
Звери
Птицы
Рисунок 8. Задание 4
1.2. Рекомендуемые задания в форме теста для 4 класса
Аттестационный материал для проведения входного контроля по «Информатике и ИКТ» в 4 классе
Вариант 1
Задание 1: Дать название классу. Записать объекты в виде списка (рис. 9).
Рисунок 9. Задание 1
Задание 2: Выполнить алгоритм для Считайки (рис. 10). Посчитать значение D при
Задание 4: Составить алгоритм для исполнителя Пожарный (рис. 16).
Команды: Набери воды; Лети (0, 0); Туши (800).
Рисунок 16. Задание 4
2. Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации по предмету «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов 2.1. Рекомендуемые задания в форме теста для 3 класса
Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по «Информатике и ИКТ» в 3 классе
О чем можно получить информацию с помощью носа?
а) О запахе
б) О цвете
в) О вкусе
г) О звуке
Как называется информация, которую мы слышим ушами?
а) Зрительная
б) Вкусовая
в) Обонятельная
г) Осязательная
д) Слуховая
Как называется информация, которую мы видим глазами?
а) Слуховая
б) Зрительная
в) Обонятельная
г) Осязательная
д) Вкусовая
Язык - это орган вкуса?
а) Да
б) Нет
Для чего служит клавиатура?
а) Для хранения информации
б) Для обработки информации
в) Для вывода информации
г) Для ввода информации
Сколько органов чувств у человека?
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
Человек получает зрительную информацию, когда …
а) пьет чай
б) слушает музыку
в) читает книгу
г) ест конфету
Числом можно обозначить количество…
а) предметов
б) информации
2.2. Рекомендуемые задания в форме теста для 4 класса
Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по «Информатике и ИКТ» в 4 классе
1. К зрительной информации относится?
1) сладкий
2) мягкий
3) красный
4) ароматный
2. С помощью какой программы обычно создают и обрабатывают
графический документ.
1) клавиатурный тренажер
2) графический редактор
3) текстовый редактор
4) музыкальный редактор
3. Как называется устройство отображения информации?
1) мышь
2) клавиатура
3) сканер
4) монитор
4. Как называется клавиша удаления символов?
1) Alt
2) End
3) Delete
4) Esc
5. Как называют совокупность свойств (признаков) объекта?
1) его описанием
2) его параметрами
3) его характеристикой
4) его особенностью
6. Описание последовательности шагов для решения задачи называют…
1) инструкцией
2) алгоритмом
3) действием
4) понятием
7. Файл – это?
1) программа в оперативной памяти
2) текст, напечатанный на принтере
3) программа или данные на диске
4) программа в оперативной памяти
8. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…
1) некоторые стороны данного объекта
2) все стороны данного объекта
3) существенные стороны данного объекта
4) несущественные стороны данного объекта
9. Инструментами в графическом редакторе являются?
1) карандаш, кисть, ластик
2) наборы цветов (палитры)
3) линия, круг, овал
4) выделение, копирование, вставка
10. Что необходимо делать в перерыве при работе за компьютером?
1) читать книгу
2) обедать
3) смотреть телевизор
4) гимнастику для глаз
3. Тестовые задания для проведения итогового контроля по предмету «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов 3. 1. Рекомендуемые задания в форме теста для 3 класса
Аттестационный материал для проведения итоговой аттестации по «Информатике и ИКТ» в 3 классе
Какой приемник информации может воспринимать все виды информации?
а) Человек
б) Компьютер
в) Мышь
г) Автомобиль
2. Какую команду нужно выбрать, чтобы переместить папку с одного места в другое?
а) Копировать
б) Удалить
в) Вставить
г) Стереть
Кто или что может быть приёмником письменной информации?
а) Человек
б) Животное
в) Цветок
Выбери самую большую единицу времени.
а) Минута
б) Час
в) Секунда
г) Век
Что несут в себе человеческая речь и другие звуки, которые мы слышим?
а) Зрительную информацию
б) Осязательную информацию
в) Вкусовую информацию
г) Слуховую информацию
д) Обонятельную информацию
Продолжи ряд чисел: 11, 21, 31, 41,.
а) 42
б) 51
в) 101
а) 71
7. Кто или что может быть источником информации о погоде?
а) Радио
б) Термометр
в) Книга
г) Человек
8. Соедини стрелками по смыслу.
а) Тепло
б) Вкусно
в) Больно
г) Сладко
д) Громко
е) Красиво
ж) Холодно
з) Тихо
и) Жарко
к) Кисло
л) Ярко
1. Слуховая информация
2. Осязательная информация
3. Зрительная информация
4. Вкусовая информация
9. Для чего нужен калькулятор?
а) Чтобы играть в игры
б) Чтобы считать числа
в) Писать текст
10. Вставь пропущенные слова.
1) Рисунок — это __________________________________ данные.
2) Человек умеет преобразовывать ______________________________ данные в графические.
3) Графические данные — это фотография, _______________________, _________________________.
Слова для справок: схема, рисунок, графические, текстовые.
3.2. Рекомендуемые задания в форме теста для 4 класса
Аттестационный материал для проведения итоговой аттестации по «Информатике и ИКТ» в 4 классе
1. К вкусовой информации относится?
1) сладкий
2) мягкий
3) красный
4) ароматный
2. С помощью какой программы обычно создают и обрабатывают текстовый документ.
1) клавиатурный тренажер
2) графический редактор
3) текстовый редактор
4) музыкальный редактор
3. Как называется устройство ввода информации?
1) мышь
2) микрофон
3) сканер
4) монитор
4. Особое отношение между объектами, когда один объект воздействует на другой с какой либо целью
1) управление
2) моделирование
3) описание
4) алгоритм
5. Заменитель реального объекта
1) тело
2) вещество
3) модель
4) кукла
5) глобус
6. Кукла, мышь и глобус – это
1) материальные модели
2) не модели
3) информационные модели
4) математические модели
7. Модель процесса решения задач – это
1) команда
2) система команд
3) алгоритм
4) управление
8. Как называется клавиша удаления символов?
1) Delete
2) Esc
3) Alt
4) End
9. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…
1) существенные стороны данного объекта
2) несущественные стороны данного объекта
3) некоторые стороны данного объекта
4) все стороны данного объекта
10. Инструментами в текстовом редакторе являются?
1) карандаш, кисть, ластик
2) наборы цветов (палитры)
3) линия, круг, овал
4) выделение, копирование, вставка
11. Как называют совокупность свойств (признаков) объекта?
1) его особенностью
2) его характеристикой
3) его параметрами
4) его описанием
12. Описание последовательности шагов для решения задачи называют…
1) инструкцией
2) понятием
3) действием
4) алгоритмом
13. Файл – это?
1) программа или данные на диске
2) текст, напечатанный на принтере
3) программа в оперативной памяти
4) программа в оперативной памяти
14. Что необходимо делать в перерыве при работе за компьютером?
1) читать книгу
2) гимнастику для глаз
3) смотреть телевизор
4) обедать
15. Чему равен 1 Мбайт?
1) 1024 Кбайт
2) 1024 байт
3) 1000000 байт
4) 1000 байт
16. Что необходимо сделать при зависании персонального компьютера?
Критерии оценивания тестовых заданий и ключи к заданиям
Критерии оценивания – итоговая оценка выставляется как сумма баллов за все задания.
Выполнение теста оценивается следующим образом:
Система оценивания
Отметка
от максимального количества баллов
«2»
менее 3
«3»
3-4
«4»
5
«5»
6
Для сравнения ответа учащегося с эталоном по числу правильно выполненных учащимися операций теста можно воспользоваться коэффициентом усвоения (Ку).
Ку = а / р, где а – число правильно выполненных учащимися операций теста, р – число операций теста.
Коэффициент усвоения (Ку) заключён в пределах от 0 до 1.
Если: 0
если 0,7
если 0,8 - 0,9 - оценка «4»;
если 0,9
Ключи к заданиям
№ 1
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1
а
5
г
2
д
6
б
3
б
7
в
4
а
8
а
№ 2
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1
3
6
2
2
2
7
3
3
4
8
2
4
3
9
1
5
3
10
4
№ 3
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1
б
6
б
2
в
7
б
3
а
8
1– д, з; 2– а, в, ж, и;
3 – е, л; 4 – б, г, к
4
г
9
б
5
г
10
графические, текстовые, схема, рисунок
№ 4
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1
1
9
4
2
3
10
4
3
1
11
2
4
1
12
4
5
3
13
1
6
1
14
2
7
3
15
1
8
1
16
4
Список литературы
Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса: Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 72 с.: ил.
Контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 63 с.: ил.
Контрольные работы для четвёртого класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 38 с.: ил.
Методические рекомендации по нормам оценивания образовательных результатов по информатике в соответствии с требованиями ФГОС ООО / Сост. Гайсина С.В., Лебедева М.Б., Горюнова М.А. - СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015. - 73 с.
Рудченко Т. А., Семенов А.Л. «Информатика». Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2011 г.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2014.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 3 класс. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2014.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2015.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2014.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2014.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2015.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.