kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экзаменационный материал по информатике и ИКТ для проведения промежуточной аттестации в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный экзаменационный материал составлен в формате КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям для учащихся 10 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал по информатике и ИКТ для проведения промежуточной аттестации в 10 классе»

Пояснительная записка

к экзаменационным материалам по информатике и ИКТ

для проведения промежуточной аттестации в 10 классе

Данный экзаменационный материал составлен в формате КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям для учащихся 10 классов.

УМК: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 класса в количестве 1 часа в неделю (всего 35 часов).

Цель - проверить освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии учащихся 10-го класса, соответствующими Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • адресация в Интернете;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать и создавать информационные объекты;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Экзаменационные материалы в форме КИМ ЕГЭ представляют собой тест, состоящий из трех разделов. На выполнение экзаменационной работы по информатике и ИКТ отводится 120 мин.

Раздел «А» включает 5 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Рекомендуемое время выполнения 30 мин.

Раздел «В» включает 4 задания с кратким ответом. При выполнении этих заданий учащиеся должны самостоятельно записать ответ в соответствующем месте работы. Рекомендуемое время выполнения 50 мин.

Раздел «С» состоит из одного задания с записью развёрнутого ответа в произвольной форме. Рекомендуемое время выполнения 30 мин.




Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности


Часть А.


А1

Знания о системах счисления и двоичном представлении

информации в памяти компьютера

базовый

А2

Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

базовый

А3

Знание технологии обработки звука

базовый

А4

Умение подсчитывать информационный объем сообщения

повышенный

А5

Умение кодировать и декодировать информацию

базовый





Часть В.


В1

Умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя

базовый

В2

Компьютерные сети. Адресация в Интернет

базовый

В3

Знание позиционных систем счисления

повышенный

В5

Рекурсивные алгоритмы.

повышенный








Часть С.


С1

Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и

обосновать выигрышную стратегию

высокий












Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ из части «А» и «В» базового уровня, дается один балл, повышенного два балла. За задание части «С» 3 балла по 1 баллу за каждый правильно раскрытый вопрос.

За выполнение всей экзаменационной работы, экзаменуемый может получить 15 баллов.

Оценка «5» ставится за 15-13 баллов,

«4» за 12-11 баллов,

«3» за 10-9 баллов.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 -11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Открытый сегмент ФБТЗ по информатики с сайта ФИПИ http://fipi.ru/view/sections/160/docs/





Экзаменационная работа по информатике и ИКТ за курс 10 класса

_______________________________________________________

Вариант 1. Часть А.

А1. Сколько единиц в двоичной записи числа 195?

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

А2. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)


A

B

C

D

E

F

A



2

4

3

7

B





5

3

C

2





2

D

4






E

3

5





F

7

3

2




Определите длину кратчайшего пути между пунктами B и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 8 2) 9 3) 10 4) 11

А3 . В течение трёх минут производилась четырёхканальная (квадро) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 24-битным разрешением. Сжатие данных не производилось. Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла?

1) 25 Мбайт 2) 35 Мбайт 3) 45 Мбайт 4) 55 Мбайт

А4. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 11 символов и содержащий только символы И, К, Л, М, Н. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 20 па­ролей.

1) 80 байт 2) 90 байт 3) 100 байт 4) 110 байт

А5. Для кодирования сообщения, состоящего только из букв А, Б, В и Г, используется неравномерный по длине двоичный код:

А Б В Г

00 11 010 011

Если таким способом закодировать последовательность символов ВГАГБВ и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится:

1) CDADBC16 2) A7C416 3) 41271016 4) 4С7А16

Часть В. В1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 2

2. умножь на 3

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 0 числа 28, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. ____________________________________

A

.net

Б

ftp

В

://

Г

http

Д

/

Е

.org

Ж

txt

В2. Доступ к файлу ftp.net , находящемуся на сервере txt.org, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. ____________________________________________

В3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.___________________________

В4. Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями: F(1) = 1

F(n) = F(n–1) * (n + 1), при n 1

Чему равно значение функции F(5)? В ответе запишите только натуральное число._______________________


Часть С. С1.

Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу два камня или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 17 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 25. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 25 или больше камней.

В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 24.

1. При каких S: 1а) Петя выигрывает первым ходом; 1б) Ваня выигрывает первым ходом?

2. Назовите три значения S, при которых Петя может выиграть своим вторым ходом?

3. При каком S Ваня выигрывает своим первым или вторым ходом?

Решение:___________________________________________________________

Экзаменационная работа по информатике и ИКТ за курс 10 класса

_______________________________________________________

Вариант 2 Часть А.

А1. Сколько единиц в двоичной записи числа 173?

1) 7 2) 5 3) 6 4) 4

А2 . Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)


A

B

C

D

E

F

A


4

10



13

B

4


7

5



C

10

7


1


4

D


5

1


1


E




1


5

F

13


4


5


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 12 2) 11 3) 14 4) 13

А3. Производилась четырёхканальная (квадро) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 24-битным разрешением. В результате был получен файл размером 48 Мбайт, сжатие данных не производилось. Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к времени, в течение которого проводилась запись?

1) 1 мин 2) 2 мин 3) 3 мин 4) 4 мин

А4. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы К, О, М, П, Ь, Ю, Т, Е, Р. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 30 паролей.

1) 180 байт 2) 210 байт 3) 240 байт 4) 270 байт

А5. Для кодирования сообщения, состоящего только из букв А, Б, В и Г, используется неравномерный по длине двоичный код:

А Б В Г

00 11 010 011

Если таким способом закодировать последовательность символов ГАВБВГ и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится:

1) 62D316 2) 3D2616 3) 3132616 4) 6213316

Часть В. В1. У исполнителя УТРОИТЕЛЬ две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 3

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.

Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд._____________________________

A

://

Б

http

В

ftp

Г

.net

Д

.txt

Е

/

Ж

www

В2. Доступ к файлу http.txt, находящемуся на сервере www.net осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла. _________________________

В3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 39 оканчивается на 3.________________________________________

В4. Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:F(1) = 1

F(n) = F(n–1) * (n + 2), при n 1

Чему равно значение функции F(5)? В ответе запишите только натуральное число.____________________

Часть С. С1.

Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу три камня или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 18 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 33. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 33 или больше камней.

В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 32.

1. При каких S: 1а) Петя выигрывает первым ходом; 1б) Ваня выигрывает первым ходом?

2. Назовите три значения S, при которых Петя может выиграть своим вторым ходом?

3. При каком S Ваня выигрывает своим первым или вторым ходом?

Решение:_________________________________________________________________



Экзаменационная работа по информатике и ИКТ за курс 10 класса

_______________________________________________________

Вариант 3. Часть А.

А1. Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления?

1) 10010112 2) 11001012 3) 10100112 4) 1010012

А2. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)



A

B

C

D

E

F

A




3

5


B



1


4

1

C


1




3

D

3




3


E

5

4


3


1

F


1

3


1


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 10 2) 9 3) 8 4) 7

А3 . Производилась двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 32 кГц и 24-битным разрешением. В результате был получен файл размером 60 Мбайт, сжатие данных не производилось. Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к времени, в течение которого проводилась запись?

1) 2 мин 2) 5 мин 3) 10 мин 4) 15 мин

А4 . При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы Е, Г, Э, 2, 0, 1, 3. Каждый такой пароль в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, отводимый этой программой для записи 25 паролей.

1) 150 байт 2) 175 байт 3) 200 байт 4) 225 байт

А5. Для кодирования сообщения, состоящего только из букв А, Б, В и Г, используется неравномерный по длине двоичный код:

А Б В Г

00 11 010 011

Если таким способом закодировать последовательность символов ГБВАВГ и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится:

1) 7101316 2) DBCACD16 3) 31A716 4) 7A1316

Часть В. В1. Исполнитель КАЛЬКУЛЯТОР имеет только две команды, которым присвоены номера:

1. Умножь на 2

2. Вычти 2

Выполняя команду номер 1, КАЛЬКУЛЯТОР умножает число на экране на 2, а выполняя

команду номер 2, вычитает из числа на экране 2. Напишите программу, содержащую не

более 5 команд, которая из числа 7 получает число 44. Укажите лишь номера команд.__________________

a

info

b

list

c

://

d

.doc

e

ftp

f

.edu

g

/

В2. На сервере info.edu находится файл list.doc, доступ к которому осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса данного файла закодированы буквами. Запишите последовательность этих букв, которая кодирует адрес указанного файла в Интернете. _______________________________

В3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.__________________________________________

В4. Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:F(1) = 1

F(n) = F(n–1) * (2*n + 1), при n 1

Чему равно значение функции F(4)? В ответе запишите только натуральное число._________________


Часть С. С1.

Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу четыре камня или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 19 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 35. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 35 или больше камней.

В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 34.

1. При каких S: 1а) Петя выигрывает первым ходом; 1б) Ваня выигрывает первым ходом?

2. Назовите три значения S, при которых Петя может выиграть своим вторым ходом?

3. При каком S Ваня выигрывает своим первым или вторым ходом?

Решение:________________________________________________________________



Экзаменационная работа по информатике и ИКТ за курс 10 класса

_______________________________________________________

Вариант 4. Часть А.

А1. Как представлено число 25 в двоичной системе счисления?

1) 10012 2) 110012 3) 100112 4) 110102

А2. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)



A

B

C

D

E

F

A



3


12


B



4



5

C

3

4


3



D



3



3

E

12





2

F


5


3

2


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 11 2) 12 3) 14 4) 10

А3. Двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением велась в течение 5 минут. Сжатие данных не производилось. Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла?

1) 10 Мбайт 2) 20 Мбайт 3) 40 Мбайт 4) 70 Мбайт

А4. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 6 символов и содержащий только символы из 7-буквенного набора А, В, Е, К, М, Н, О. В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего отведено 10 байт. Определите объём памяти, необходимый для хранения сведений о 100 пользователях.

1) 1000 байт 2) 1100 байт 3) 1200 байт 4) 1300 байт

А5 . Для кодирования сообщения, состоящего только из букв А, Б, В и Г, используется неравномерный по длине двоичный код:

А Б В Г

00 11 010 011

Если таким способом закодировать последовательность символов ГАВБГВ и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится:

1) DACBDC16 2) AD2616 3) 62131016 4) 62DA16

Часть В. В1. Исполнитель КАЛЬКУЛЯТОР имеет только две команды, которым присвоены номера:

1. умножь на 3

2. вычти 2

Выполняя команду номер 1, КАЛЬКУЛЯТОР умножает число на экране на 3, а выполняя команду номер 2, вычитает из числа на экране 2. Напишите программу, содержащую не более 5 команд, которая из числа 1 получает число 23. Укажите лишь номера команд.____________

A

test

Б

demo

В

://

Г

/

Д

http

Е

.edu

Ж

.net

В2 . На сервере test.edu находится файл demo.net, доступ к которому осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса данного файла закодированы буквами. Запишите последовательность этих букв, которая кодирует адрес указанного файла в Интернете.____________________

В3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 40 оканчивается на 4.________________________________

В4 . Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:F(1) = 1

F(n) = F(n–1) * (2*n - 1), при n 1

Чему равно значение функции F(5)? В ответе запишите только натуральное число._________________


Часть С. С1.

Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу два камня или увеличить количество камней в куче в три раза. Например, имея кучу из 10 камней, за один ход можно получить кучу из 12 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 50. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 50 или больше камней.

В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 49.

1. При каких S: 1а) Петя выигрывает первым ходом; 1б) Ваня выигрывает первым ходом?

2. Назовите три значения S, при которых Петя может выиграть своим вторым ходом?

3. При каком S Ваня выигрывает своим первым или вторым ходом?

Решение:__________________________________________________________



В1 Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

4

4

2

3

4

121211

ГВЖЕДБА

6, 9, 18

360

С1

1а. для всех S от 13 до 24

1б. S = 11 или 12

2. S = 6, 9, 10

3. S = 7 или 8


В2 Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

1

4

4

3

1

12211

ВАЖГЕБД

4,6,9,12,18,36

840

С1

. для всех S от 17 до 32

. S = 14, 15 или 16

2. S = 7, 8, 11, 12 или 13 (выбрать три из этих вариантов)

3. S = 4, 9 или 10



В3 Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

3

3

2

1

4

12121

ЕСАFGBD

6,8,12,24

315

С1

. для всех S от 18 до 34

. S = 14, 15, 16 или 17

2. S = 7, 8, 10, 11, 12 или 13 (выбрать три из этих вариантов)

3. S = 4, 6 или 9



В4 Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

2

1

3

4

4

11122

ДВАЕГБЖ

6,9,12,18,36

945

С1

. для всех S от 17 до 49

1б. S = 15 или 16

2. S = 5, 13, 14
3. S = 11 или 12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Молчанова Светлана Николаевна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства