Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ, 2014/2015 учебный год
11 класс
Задание 1. Треугольник. (10 баллов)
Вычислите, в какой координатной четверти расположен треугольник, образованный прямой, заданной уравнением y= ax + b, и осями координат.
Задание 2. (10 баллов)
Определить тип введённой с клавиатуры строчной русской буквы: гласная, согласная или разделитель.
Исходные данные: в первой строке ввести строчную русскую букву.
Результат работы программы: во второй строке вывести одно из слов: гласная, согласная, разделитель.
Задание 3. (10 баллов)
Даны три числа. Первое уменьшили на 10, второе увеличили в 3 раза, а третье возвели в третью степень. Составить программу, вычисляющую произведение полученных после преобразования чисел.
Задание 4. (10 баллов)
Дан Массив Х(N). Найти в массиве кол-во отрицательных и положительных элементов. Если больше отрицательных, то положительные элементы заменяются на нули. В противном случае - отрицательные.
Задание 5. Аббревиатура. (5 баллов)
Ниже приведены известные аббревиатуры, связанные с компьютером.
Ваша задача - дать расшифровку.
OSI -
FTP -
BIOS -
CPU -
PDF -
ASCII -
ROM -
NTFS -
LCD -
NaN -
Ключи к заданиям первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ, 2014/2015 учебный год
класс (max – 45 баллов)
Задание 1. (10 баллов)
Если a=0 или b=0 (или оба числа равны нулю), то прямая вместе с осями координат не образует никакого треугольника. Поэтому считаем, что a и b не равны нулю. В этом случае прямая проходит через точки (-b/a;0) и (0,b), лежащие на осях координат. Нарисовав прямую, легко заметить, что четверть, в которой лежит треугольник, определяется знаками чисел a и b. При a0 треугольник лежит в I четверти, при a0 и b0 – во II четверти, при a0 и b
Program obl1;
Uses Crt;
Var a,b :real;
Begin
ClrScr;
Write('Введи a и b:');
Readln(a,b);
If (a=0) or (b=0)
Then Writeln('Треугольник не существует')
Else Begin
If (a0) and (b0)
Then Writeln('Треугольник во II четверти');
If (a0) and (b
Then Writeln('Треугольник в IV четверти');
If (a0)
Then Writeln('Треугольник в I четверти');
If (a
Then Writeln('Треугольник в III четверти');
End;
Readln;
END.
Задание 2. (10 баллов)
Вариант решения с использованием множеств.
Program olimp2;
Uses Crt;
Var A,B,C: Set Of Char;
S:Char;
Begin
ClrScr;
Write('Введи букву: ');
Readln(S);
A:=['а','е', 'ё', 'и', 'о', 'у', 'ы', 'э', 'ю', 'я'];
B:=['ь','ъ'];
C:=['б','в', 'г', 'д', 'ж', 'з', 'к', 'л', 'м', 'н', 'п', 'р', 'с', 'т', 'ф', 'х', 'ц', 'ч', 'ш', 'щ'];
If S In A Then Writeln ('Гласная');
If S In B Then Writeln ('Разделитель');
If S In C Then Writeln ('Согласная');
Readln;
End.
Вариант программы с использованием строк.
Program olimp21;
Uses Crt;
Var A,B,C, D: String;
S:Char;
write ('Vot vvedennyy vami massiv A: '); {вывод на экран фразы }
for i:=1 to n do write (A[i],' '); {вывод на экран элементов массива }
writeln;
countPOSIT:=0;countNEG:=0; {обнуляем переменные кол-ва }
for i:=1 to n do {циклом идём по массиву }
if A[i]
inc(countPOSIT) {+1 для положительных}
else
inc(countNEG); {+1 для отрицательных}
if countNEGcountPOSIT then {Если больше отрицательных }
begin
for i:=1 to n do
if A[i]0 then A[i]:=0 {то положительные элементы заменяются на нули}
end
else {В противном случае }
begin
for i:=1 to n do
if A[i]
end;
write ('Vot preobrazovannyi massiv A: '); {вывод на экран фразы }
for i:=1 to n do write (A[i],' '); {вывод на экран элементов массива }
readln;
end.
Задание 3. (10 баллов)
Program PascalGuru;
var x,y,z:real;
begin
write('1-oe cislo: ');
readln(x);
write('2-oe cislo: ');
readln(y);
write('3-oe cislo: ');
readln(z);
x:=x-10;
y:=y*3;
z:=z*z*z;
writeln('Proizvedenie ravno: ',x*y*z );
readln;
end.
Задание 4. (10 баллов)
Program PascalGuru1;
var A:array[1..100] of integer; {переменная массива }
i,n:integer;{переменная цикла и размера массива}
countPOSIT,countNEG:integer;
begin
write ('Vvedite razmer massiva A: '); {вывод на экран фразы }
readln (n); {считываем с клавы размер массива}
for i:=1 to n do begin
write ('A[',i,']=');
readln (A[i]);
end;{ считываем с клавы элементы массива }
write ('Vot vvedennyy vami massiv A: '); {вывод на экран фразы }
for i:=1 to n do write (A[i],' '); {вывод на экран элементов массива }
writeln;
countPOSIT:=0;countNEG:=0; {обнуляем переменные кол-ва }
for i:=1 to n do {циклом идём по массиву }
if A[i]
inc(countPOSIT) {+1 для положительных}
else
inc(countNEG); {+1 для отрицательных}
if countNEGcountPOSIT then {Если больше отрицательных }
begin
for i:=1 to n do
if A[i]0 then A[i]:=0 {то положительные элементы заменяются на нули}
end
else {В противном случае }
begin
for i:=1 to n do
if A[i]
end;
write ('Vot preobrazovannyi massiv A: '); {вывод на экран фразы }
for i:=1 to n do write (A[i],' '); {вывод на экран элементов массива }
readln;
end.
Задание 5. (5 баллов)
OSI - (Open Systems Interconnection Reference Model, модель взаимодействия открытых систем) модель для создания сетевых коммуникаций и разработки сетевых протоколов на основе уровней
FTP – протокол передачи файлов в Интернете
BIOS – базовая система ввода-вывода
CPU – центральный процессор
PDF – формат файла
ASCII – американский стандартный код для обмена информацией
ROM – постоянно-запоминающее устройство
NTFS – файловая система для Microsoft Windows Net
LCD – жидкокристаллический монитор