kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внедрение технологии В.М. Монахова в условиях ФГОС на уроках информатики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Появление ФГОС второго поколения поставило учителя перед необходимым выбором педагогической технологии, которая бы обеспечивала всем необходимым для конструирования учебно-воспитательного процесса, наиболее подходящего для поставленных целей обучения. Технология, созданная профессором В.М. Монаховым, представляет собой продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. При этом обязательно задаются технологические нормы допустимых отклонений от проектируемого учебного процесса, в границах которых достижение планируемых результатов гарантировано.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение технологии В.М. Монахова в условиях ФГОС на уроках информатики. »

Стебакова Ольга Николаевна

учитель информатики

МБОУ «Федоровская СОШ №1»

г.п. Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра


ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.М. МОНАХОВА

В УСЛОВИЯХ ФГОС НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

Появление ФГОС второго поколения поставило учителя перед необходимым выбором педагогической технологии, которая бы обеспечивала всем необходимым для конструирования учебно-воспитательного процесса, наиболее подходящего для поставленных целей обучения. Технология, созданная профессором В.М. Монаховым, представляет собой продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. При этом обязательно задаются технологические нормы допустимых отклонений от проектируемого учебного процесса, в границах которых достижение планируемых результатов гарантировано.

Основные ее принципы:

  • доверие педагогическому профессионализму учителя,

  • безусловное соблюдении физиолого-гигиенических норм работы ученика,

  • гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса,

  • комфортность ученика и учителя.

Первый этап освоения педагогической технологии состоит в овладении педагогическими предписаниями и процедурами конструирование технологической карты (ТК), в которой представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения (целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура учебного процесса, коррекция). Происходит постепенное ознакомление с параметрами ТК. Ориентируясь на государственный образовательный стандарт учитель переводит содержание учебной цели на язык целеполагания и представляет в виде последовательности микроцелей (в форме “знать...”,”уметь...”,”иметь представление...” и т.п.). Затем, проведя соответствие между целеполаганием и диагностикой, учитель для каждой микроцели составляет свой образец самостоятельной работы (Д или СР). Особенностью этих самостоятельных работ является однозначность и простота контроля и оценки успехов учащихся. В рамках педагогической технологии В.М. Монахова диагностика - инструмент оперативного контроля за усвоением знаний по каждой микроцели. В ходе диагностики дается не безликая оценка, а устанавливается диагноз успеха или не успеха ученика в выполнении СР. Технологическая сущность блока “Диагностика” заключается в аксиомах.

Аксиома 1. СР состоит из двух типов заданий: задание на уровне образовательного стандарта и задание на повышенном уровне. 

Аксиома 2. Стандартная СР имеет 4 задания: Два на уровне стандарта, два на повышенном уровне.

Аксиома 3. Общий вид СР 1) задание № 1 и № 2 на уровне требований образовательного стандарта; 2) задание № 3 на уровне требований к оценке “хорошо”; 3) задание № 4 на уровне требований к оценке “отлично”.

Аксиома 4. Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся.

Аксиома 5. Любой ученик не зависимо от своих предыдущих успехов выполняет задание в указанной последовательности.

Аксиома 6. Усложнение заданий № 3 и № 4 происходит в рамках усложнения содержания, ограниченного микроцелью, а не за счет увеличения числа операций, не связанных с целью блока.

В блоке “Внеаудиторная самостоятельная деятельность учащегося” дан дозированный объем заданий (по трем уровням сложности), готовящий ученика к диагностики по данной микроцели. Разработка логической структуры учебного процесса позволяет учителю приоритетные развивающие цели. Блок “Коррекция” рассчитан на учащегося и учителя. Здесь выделяют три момента: возможные затруднения, с которыми обычно сталкиваются учащиеся при изучении данного раздела; наиболее часто встречающие ошибки; система мер педагогического характера по выводу ученика на уровень требований государственного стандарта.

Второй этап - это детальное изучение каждого из параметров ТК  и освоение информационных карт развитие урока.

Третий этап - проектирование учителем собственных микротехнологий по отдельным темам курса.

Как показала практика, овладение технологией естественно ведет к саморазвитию учителя и в целом всего коллектива. Эта технология отличается доступностью, высокой скоростью освоения, эффективностью использования каждым учителем (все классы и все предметы).

Говоря о личностно-ориентированной системе обучения, здесь делается первый шаг и получаются два важных результата:

  • Учитель отходит от тематического планирования и «видит» проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей (начало нового методического мышления).

  • Для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований к его знаниям и умениям.

Таблица1. Пример технологической карты по теме "Информация вокруг нас" 5 класс по программе «Информатика и ИКТ. 5-7 классы» под редакцией Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Авт.-сост. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.


Логическая

структура

учебного

процесса

Технологическая карта

Тема “Информация вокруг нас»

Д 1 Д 2

1 2 3 ! 4 5 6 7 !

В.М. Монахов

Класс 5

Учитель:

О.Н. Стебакова

Целеполагание

Дата

Диагностика

Дата

Коррекция

Ц1: Иметь представление об информации, ее видах, информационных процессах.


Д 1: 1) Установите соответствие:

Получение информации

Коля рассказывает о музее

Хранение информации

Юра решает задачу

Обработка информации

Ученик заучивает правило

Передача информации

Девочка нюхает цветок

2) Установите соответствие:

Текстовая информация

Табличка с номером дома

Числовая информация

Пение птиц

Звуковая информация

Наскальный рисунок

Графическая информация

Записка другу



Учащиеся путают информационные процессы (действия над информацией) с информационными носителями (материальный объект, используемый для хранения информации)

3) Отметьте информационные процессы: разговор с родителями; диск любимой игры; записка другу; решение задач; чтение журнала; просмотр мультфильмов; кулинарная книга; наблюдение за погодой, выключение компьютера.

4) Отметьте современные информационные носители: телефон; диск; флешка; папирус; телевизор; книга;

Ц2: Иметь представление о формах представления информации


Д 2: 1) Информация какого вида может быть представлена в газете?

Текстовая Графическая Звуковая Числовая

2) В какой форме представлена информация в Классном журнале?

Схема Таблица Текст Рисунок


Выделяя один тип информации, учащиеся забывают о других форма представления информации. Назовите наиболее удобную форму для представления большого количества однотипной информации

3) Зная, что каждой букве алфавита соответствует число А-1, Б-2, В-3….Я-33 расшифруйте фразу: 3-19-7 6-19-20-30 25-10-19-13-16.

4) По следующим данным, постройте диаграмму успеваемости класса: 1 четверть – 5 отличников, 2 четверть – 3 отличника, 3 четверть – 6 отличников, 4 четверть – 5 отличников

Дозирование домашних заданий


удовлетворительно”

хорошо”

отлично”

ДР1:

У: § 1.3 – § 1.5, вопросы

РТ: № 1, 2, 3, 6

У: § 1.3 – § 1.5, вопросы

РТ: № 1, 3, 6, 7

У: § 1.3 – § 1.5, вопросы

РТ: № 3, 5, 7, 9

ДР2

У: § 1.6 – § 1.11, вопросы

РТ: № 18, 19, 20, 36, 41

У: § 1.6 – § 1.11, вопросы

РТ: № 20, 22, 37, 39, 41

У: § 1.6 – § 1.11, вопросы

РТ: № 21, 23, 40, 41,42



Список литературы.

  1. Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула, Будрус,  1993. - 143 с.

  2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса,  – Волгоград: Перемена, 1995.  –152 с. 

  3. Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт проекта учебного процесса. М.-Новокузнецк: ИПК, 1997.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внедрение технологии В.М. Монахова в условиях ФГОС на уроках информатики.

Автор: Стебакова Ольга Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства