Внедрение технологии В.М. Монахова в условиях ФГОС на уроках информатики.
Внедрение технологии В.М. Монахова в условиях ФГОС на уроках информатики.
Появление ФГОС второго поколения поставило учителя перед необходимым выбором педагогической технологии, которая бы обеспечивала всем необходимым для конструирования учебно-воспитательного процесса, наиболее подходящего для поставленных целей обучения. Технология, созданная профессором В.М. Монаховым, представляет собой продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. При этом обязательно задаются технологические нормы допустимых отклонений от проектируемого учебного процесса, в границах которых достижение планируемых результатов гарантировано.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение технологии В.М. Монахова в условиях ФГОС на уроках информатики. »
Стебакова Ольга Николаевна
учитель информатики
МБОУ «Федоровская СОШ №1»
г.п. Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.М. МОНАХОВА
В УСЛОВИЯХ ФГОС НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Появление ФГОС второго поколения поставило учителя перед необходимым выбором педагогической технологии, которая бы обеспечивала всем необходимым для конструирования учебно-воспитательного процесса, наиболее подходящего для поставленных целей обучения. Технология, созданная профессором В.М. Монаховым, представляет собой продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. При этом обязательно задаются технологические нормы допустимых отклонений от проектируемого учебного процесса, в границах которых достижение планируемых результатов гарантировано.
Основные ее принципы:
доверие педагогическому профессионализму учителя,
безусловное соблюдении физиолого-гигиенических норм работы ученика,
гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса,
комфортность ученика и учителя.
Первый этап освоения педагогической технологии состоит в овладении педагогическими предписаниями и процедурами конструирование технологической карты (ТК), в которой представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения (целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура учебного процесса, коррекция). Происходит постепенное ознакомление с параметрами ТК. Ориентируясь на государственный образовательный стандарт учитель переводит содержание учебной цели на язык целеполагания и представляет в виде последовательности микроцелей (в форме “знать...”,”уметь...”,”иметь представление...” и т.п.). Затем, проведя соответствие между целеполаганием и диагностикой, учитель для каждой микроцели составляет свой образец самостоятельной работы (Д или СР). Особенностью этих самостоятельных работ является однозначность и простота контроля и оценки успехов учащихся. В рамках педагогической технологии В.М. Монахова диагностика - инструмент оперативного контроля за усвоением знаний по каждой микроцели. В ходе диагностики дается не безликая оценка, а устанавливается диагноз успеха или не успеха ученика в выполнении СР. Технологическая сущность блока “Диагностика” заключается в аксиомах.
Аксиома 1. СР состоит из двух типов заданий: задание на уровне образовательного стандарта и задание на повышенном уровне.
Аксиома 2. Стандартная СР имеет 4 задания: Два на уровне стандарта, два на повышенном уровне.
Аксиома 3. Общий вид СР 1) задание № 1 и № 2 на уровне требований образовательного стандарта; 2) задание № 3 на уровне требований к оценке “хорошо”; 3) задание № 4 на уровне требований к оценке “отлично”.
Аксиома 4. Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся.
Аксиома 5. Любой ученик не зависимо от своих предыдущих успехов выполняет задание в указанной последовательности.
Аксиома 6. Усложнение заданий № 3 и № 4 происходит в рамках усложнения содержания, ограниченного микроцелью, а не за счет увеличения числа операций, не связанных с целью блока.
В блоке “Внеаудиторная самостоятельная деятельность учащегося” дан дозированный объем заданий (по трем уровням сложности), готовящий ученика к диагностики по данной микроцели. Разработка логической структуры учебного процесса позволяет учителю приоритетные развивающие цели. Блок “Коррекция” рассчитан на учащегося и учителя. Здесь выделяют три момента: возможные затруднения, с которыми обычно сталкиваются учащиеся при изучении данного раздела; наиболее часто встречающие ошибки; система мер педагогического характера по выводу ученика на уровень требований государственного стандарта.
Второй этап - это детальное изучение каждого из параметров ТК и освоение информационных карт развитие урока.
Третий этап - проектирование учителем собственных микротехнологий по отдельным темам курса.
Как показала практика, овладение технологией естественно ведет к саморазвитию учителя и в целом всего коллектива. Эта технология отличается доступностью, высокой скоростью освоения, эффективностью использования каждым учителем (все классы и все предметы).
Говоря о личностно-ориентированной системе обучения, здесь делается первый шаг и получаются два важных результата:
Учитель отходит от тематического планирования и «видит» проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей (начало нового методического мышления).
Для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований к его знаниям и умениям.
Таблица1. Пример технологической карты по теме "Информация вокруг нас" 5 класс по программе «Информатика и ИКТ. 5-7 классы» под редакцией Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Авт.-сост. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Логическая
структура
учебного
процесса
Технологическая карта
Тема “Информация вокруг нас»
Д 1 Д 2
1 2 3 ! 4 5 6 7 !
В.М. Монахов
Класс 5
Учитель:
О.Н. Стебакова
Целеполагание
Дата
Диагностика
Дата
Коррекция
Ц1: Иметь представление об информации, ее видах, информационных процессах.
Д 1: 1) Установите соответствие:
Получение информации
Коля рассказывает о музее
Хранение информации
Юра решает задачу
Обработка информации
Ученик заучивает правило
Передача информации
Девочка нюхает цветок
2) Установите соответствие:
Текстовая информация
Табличка с номером дома
Числовая информация
Пение птиц
Звуковая информация
Наскальный рисунок
Графическая информация
Записка другу
Учащиеся путают информационные процессы (действия над информацией) с информационными носителями (материальный объект, используемый для хранения информации)
3) Отметьте информационные процессы: разговор с родителями; диск любимой игры; записка другу; решение задач; чтение журнала; просмотр мультфильмов; кулинарная книга; наблюдение за погодой, выключение компьютера.
Ц2: Иметь представление о формах представления информации
Д 2: 1) Информация какого вида может быть представлена в газете?
Текстовая Графическая Звуковая Числовая
2)В какой форме представлена информация в Классном журнале?
Схема Таблица Текст Рисунок
Выделяя один тип информации, учащиеся забывают о других форма представления информации. Назовите наиболее удобную форму для представления большого количества однотипной информации
3) Зная, что каждой букве алфавита соответствует число А-1, Б-2, В-3….Я-33 расшифруйте фразу: 3-19-7 6-19-20-30 25-10-19-13-16.
4) По следующим данным, постройте диаграмму успеваемости класса: 1 четверть – 5 отличников, 2 четверть – 3 отличника, 3 четверть – 6 отличников, 4 четверть – 5 отличников
Дозирование домашних заданий
“удовлетворительно”
“хорошо”
“отлично”
ДР1:
У: § 1.3 – § 1.5, вопросы
РТ: № 1, 2, 3, 6
У: § 1.3 – § 1.5, вопросы
РТ: № 1, 3, 6, 7
У: § 1.3 – § 1.5, вопросы
РТ: № 3, 5, 7, 9
ДР2
У: § 1.6 – § 1.11, вопросы
РТ: № 18, 19, 20, 36, 41
У: § 1.6 – § 1.11, вопросы
РТ: № 20, 22, 37, 39, 41
У: § 1.6 – § 1.11, вопросы
РТ: № 21, 23, 40, 41,42
Список литературы.
Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула, Будрус, 1993. - 143 с.
Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, – Волгоград: Перемена, 1995. –152 с.
Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт проекта учебного процесса. М.-Новокузнецк: ИПК, 1997.