Внедрение элективных курсов в систему профильного школьного образования Республики Казахстан
Внедрение элективных курсов в систему профильного школьного образования Республики Казахстан
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач: способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле; ознакомление учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; активизации познавательной деятельности школьников; повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся; создать условия для того, чтобы ученик утвердился или оказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение элективных курсов в систему профильного школьного образования Республики Казахстан »
Внедрение элективных курсов в систему профильного школьного образования Республики Казахстан
Одной из важнейших целей в образовательных реформах Казахстана на сегодняшний день, является модернизация структуры среднего общего образования, направленная на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы.
Главная цель, которую преследует переход к профильному обучению – построение личностно-ориентированного учебного процесса, предоставление учащимся возможности сформировать необходимые ресурсы для самореализации, саморазвития и осуществления осознанного профессионального выбора.
Профильное обучение – завершающий этап среднего общего образования, ориентированный на процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организация образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся.
В соответствии с Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы и содержанию профильного обучения учащихся 11-12 классов, обучение реализуется в рамках трех направлений профилизации: естественно-математическом, общественно-гуманитарном и технологическом.
Гибкость системы профильного обучения обеспечивается за счет следующих предметных блоков: базовые общеобразовательные предметы (инвариантный компонент), профилирующие общеобразовательные предметы и обязательные предметы по выбору (вариативный компонент), элективные курсы (ученический компонент) [1;2].
Внедрение элективных курсов в учебный процесс, в частности по разделам предмета «Графика и проектирование», вызывает в настоящий момент множество различных вопросов: как разрабатывать данные курсы, какие цели и задачи преследует введение элективных курсов, из каких структурных компонентов они состоят т.д. Данная статья представляет собой попытку систематизации общих требований к элективным курсам, а также содержит краткое описание проекта элективного курса «Архитектурная графика и макетирование» в рамках школьного учебного предмета «Графика и проектирование» на старшей ступени 12-летней школы Республики Казахстан.
Элективные курсы являются краткосрочными и основываются на дополнительных образовательных программах различной направленности. Реализация элективных курсов происходит за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5-6 курсов по выбору [3].
Целями элективных курсов является: ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся; подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности; расширение, углубление знаний; выработка специфических умений и навыков; знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля; развитие любознательности как основы познавательной активности; развитие способностей, склонностей, интересов учащегося; формирование творческого воображения; развитие ключевых компетенций; компенсация ограниченных возможностей базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей.
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач: способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле; ознакомление учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; активизации познавательной деятельности школьников; повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся; создать условия для того, чтобы ученик утвердился или оказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности [4;5].
Типы элективных курсов
Анализ педагогической, методической литературы показал, что существует различные типы классификаций элективных курсов. Классификация, предоставленная на рисунке 1, условно можно обозначить как типологию «по связи с предметом».
Рисунок 1. Типология элективных курсов «по связи с предметом»
Рисунок 1. Типология элективных курсов «по связи с предметом»
Предлагаемая Программа элективного курса «Архитектурная графика и макетирование» в рамках школьного учебного предмета «Графика и проектирование» разработана для занятий с учащимися старших классов и ориентирована на расширение графической и проектной культуры учащихся, выбравших творческое направление в образовании.
Цель элективного курса: решение проблемы профессиональной ориентации обучающихся для осознанного профессионального выбора в таких областях и сферах профессиональной деятельности как архитектура, дизайн, инженерно-строительная деятельность.
Основными задачами курса являются: дать школьникам первое представление об архитектуре, как о специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека, об элементах архитектурного объекта (фундамент, стены, межэтажные перекрытия, лестничные марши, потолок, крыша и др.);
˗ познакомить с основной архитектурно-строительной документацией, некоторыми положениями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и СПДС;
˗ формировать практические навыки в последовательном выполнении строительных чертежей (фасад, план, разрез), знание основных условно-графических изображений на архитектурно-строительных чертежах;
˗ обучить чтению и выполнению несложных архитектурных объектов, перспективы и тени архитектурного объекта;
˗ дать понятие о макетировании, как о средстве выражения проектного замысла;
˗ сформировать практические навыки в использовании специальных инструментов, материалов и технологий в макетировании, и умение выражать пространственный образ в макете;
˗ освоить на уровне пользователя программы «КОМСПАС», «ArchiCAD»;
˗ рассмотреть приемы пользования программными пакетомами «КОМСПАС», «ArchiCAD» при конструировании и визуализации архитектурного объекта;
˗ сформировать адекватную самооценку собственного профессионального выбора учащихся, привлечь их внимание к профессиям связанных с архитектурно-строительной графикой [6].
Литература:
1 Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. – Астана, МО и Н, 2010.
2 Концепция развития профильного обучения в РК. – Астана, МО и Н, 2010.
3 Колодий Н.В., Мишутина И.Е. Формирование готовности к самоопределению школьников в условиях профильного обучения: Методические рекомендации. – Астана: Издательство «Парасат Әлемі», 2006. – 52 с.
4 Ермаков Д., Петрова Г. Элективные курсы для профильного обучения // Народное образование. 2004. № 2. С.114-120.
5 Роль и место элективных курсов в теории и практики обучения // Вестник КазНПУ им. Абая. 2006, № 1(15). С.92-95.
6 Хасенов М.М., Сухотеплова А.Ф. Графика и проектирование. Учебно-методический комплекс по прикладному курсу для экспериментального 11-класса естественно-математического направления при переходе на 12-летнее обучение общеобразовательной школы. – Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2013. – 80 с.