kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ."»


Погожих Татьяна Николаевна

Директор Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Донецкая специальная школа-интернат № 29»

Учитель высшей категории, «Учитель - методист»

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Донецкая специальная школа-интернат № 29»


Погожих Анастасия Николаевна

учитель – дефектолог

Высшей квалификационной категории, «Старший учитель»

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Донецкая специальная школа-интернат № 29»


НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Аннотация.

В статье, основанной на системном анализе результатов исследований российскими учеными о возможностях и особенностях формирования компьютерной грамотности детей со сниженным интеллектом, обоснована целесообразность введения раздела «Элементы компьютерной грамотности» в программу по информатике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, специальное образование, компьютерная грамотность, информационно-коммуникационные технологии.

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все шире используются во многих сферах человеческой деятельности. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе является неотъемлемой частью образовательного процесса детей с ОВЗ. В Рабочей программе по предмету «Информатика», которая разработана в соответствии с Государственными образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Информатика» 3-9 классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью, указано, что важной задачей современности является повышение общей информационной грамотности населения, которая реализуется, в частности, путем обучения детей с ОВЗ использованию информационных технологий.

Целью статьи является обоснование целесообразности обучения детей с интеллектуальными нарушениями основам компьютерной грамотности на основе системного анализа результатов исследований в области использования ИКТ в специальных школах-интернатах.

Различные аспекты научно-педагогической проблемы информатизации и компьютеризации образовательного процесса специальных школ-интернатов для умственно отсталых детей освещены в работах Н. Глазковой, О. Кутепой, О. Света, С. Мироновой, Ю. Сакулиной и др. При этом ученые выделяют два направления:

  1. Умение использовать компьютер как средство обучения;

  2. Целесообразность и возможность обучения умственно отсталых детей основам компьютерной грамотности.

Результаты исследований показывают, что компьютерные технологии расширяют коррекционно-педагогические возможности школы-интерната для умственно отсталых детей, так как стимулируют познавательную активность обучающихся, усиливают их мотивацию к обучению, способствуют максимальной индивидуализации образовательного процесса, оптимизируют управление учебной деятельностью. Таким образом, можно утверждать, что компьютерные технологии несут в себе мощный коррекционный потенциал, умелое использование которого в процессе коррекционного и развивающего обучения будет способствовать более успешной социализации и социальной адаптации умственно отсталого ребенка.

Между тем, анализ результатов научных исследований, проведенных в России, показал, что единая система использования информационно-коммуникационных технологий в школах-интернатах для умственно отсталых детей не разработана. Исследователи рассматривали только возможность использования ИКТ при изучении отдельных предметов обучающимися определенных возрастных категорий. Результаты исследования показали, что темы некоторых образовательных компьютерных программ, разработанных для детей с нормальным интеллектом, могут быть достаточно успешно использованы в обучении умственно отсталых детей.

Следует отметить, что все исследователи так же негативно указывают на факт отсутствия специальных образовательных компьютерных программ для детей данной категории.

Анализ научных источников по проблемам олигофренопедагогики дает основание утверждать, что в настоящее время нет единого мнения о возможности и целесообразности обучения умственно отсталых детей основам компьютерной грамотности. В научной среде существуют различные взгляды на следующие вопросы, а именно:

- нужно ли обучать умственно отсталых детей основам компьютерной грамотности?

- каком возрасте это необходимо делать?

- нужно ли вводить основы компьютерной грамотности в отдельный предмет?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, рассмотрим результаты проведенных научных исследований.

Так, исследуя возможности использования ЭВМ при преподавании предметов естественно-математического цикла в разных типах школ и разработавший организационно-педагогические условия использования компьютера в специальных школах-интернатах, можно отметить, что начало работы умственно отсталых обучающихся с учебным планом будет сопровождаться «негативным эффектом как с точки зрения результатов, так и психофизиологического состояния» из-за нежелания детей воспринимать информацию в необычной для них форме и неспособности воспринимать информацию, используя новый для них технический инструмент. Разработка специального стандарта информатики для обучающихся с различными психофизическими расстройствами в системе государственного образовательного стандарта для специальных школ-интернатов возможна и законна. Целесообразно использовать компьютеры в качестве технического средства обучения в специальных школах-интернатах, на всех ступенях непрерывного образования.

Изучая возможности использования компьютера в процессе обучения умственно отсталых детей, пришли к выводу, что умственно отсталые дети могут быть пользователями персонального компьютера при изучении практически всех предметов. Следует также указать на то, что минимальный уровень подготовки к работе на компьютере (навыки работы с клавиатурой, мышью, монитором) у умственно отсталых старшеклассников был выработан еще в начальной школе. При этом дети рассказывали о своем опыте «общения» с компьютером и старались делиться знаниями друг с другом. Таким образом, новые реалии жизни, характеризующиеся общей информатизацией и компьютеризацией общества, способствуют формированию определенной категории познавательного интереса к еще нетрадиционным для них источникам информации. Формирование, расширение и закрепление навыков пользователей у умственно отсталых обучающихся, может происходить при изучении любых предметов, где предусмотрена работа с компьютером. Так, например, на уроках русского языка целесообразно работать с текстовым редактором Microsoft Word, так как это дает обучающимся возможность не только выполнять традиционные для этих уроков письменные задания, но и сразу проверять орфографию и быстро исправлять ошибки.

На наш взгляд, данный подход к обучению детей с ОВЗ несколько идеализированная модель организации обучения на данный момент, поскольку проблемы компьютеризации специальных школ-интернатов и подготовки всех учителей к использованию ЭВМ в учебном процессе до сих пор остаются нерешенными. Мы считаем, что при таких условиях целесообразно целенаправленно формировать пользовательские знания и навыки в рамках какого-либо одного предмета. При изучении других предметов полученные знания и навыки могут быть использованы в зависимости от уровня технического, методического и кадрового обеспечения конкретной школы-интерната.

Так, внедрение в образовательную сферу предмета «Информатика» начиная с третьего класса в специальных школах-интернатах для умственно отсталых детей (с интеллектуальными нарушениями) темы «Элементы компьютерной грамотности» с целью формирования элементарных навыков у детей со сниженным интеллектом на компьютере можно считать целесообразным и своевременным. Программа предоставляет детям общую информацию о компьютере (назначение, его компоненты, наиболее важные операции, их последовательность), безопасности и гигиене труда при работе на нем.

Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на обогащение жизненного опыта детей, развитие элементарного мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики, зрительной и двигательной координации

Нельзя не отметить, что для подавляющего большинства умственно отсталых обучающихся вполне доступно полное и осознанное усвоение знаний, определенных программой, понимание заданий, самостоятельное, целенаправленное и качественное выполнение известных и относительно новых задач, соблюдение правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований.

Анализ образовательных программ по предмету «Информатика» для 3-9 классов школ-интернатов для умственно отсталых детей показал, что формирование компьютерной грамотности обучающихся при изучении общеобразовательных предметов не ожидается. Следует также отметить, что в республике отсутствуют исследования, направленные на изучение возможностей умственно отсталых воспитанников на формировании и расширении компьютерных навыков. В таких условиях исследование особенностей обучения компьютерной грамотности умственно отсталых детей, проводимое в России, представляет особую научную ценность.

Цель обучения основам информатики учащихся со сниженным интеллектом состоит в формировании в них таких информационных знаний и навыков, которые доступны и необходимы для жизни в современном информационном обществе, а также для понимания преобразований, происходящих в этом обществе. Эта цель определяется комплексом коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-прикладных задач соответствующих уроков. Четкое определение целей и задач обучения, тщательный подбор содержания учебного материала с учетом, прежде всего, принципов доступности и коррекционной направленности обучения, а также принципа связи обучения с жизненным опытом детей – все это позволило теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможность систематического обучения основам информатики умственно отсталых обучающихся.

В итоге можно констатировать, что учащиеся экспериментальной группы показали не только сознательное усвоение знаний из основ информатики, но и больший словарный запас по сравнению с контрольной группой и возможность более успешного планирования своей деятельности.

Считаем, что включение элементов компьютерной грамотности в образовательный процесс обеспечивает более эффективную социализацию умственно отсталых детей, поскольку процесс взаимодействия таких детей с компьютером, знакомство с его возможностями и способами использования этих возможностей для удовлетворения познавательных потребностей расширяет кругозор детей, способствует развитию у них мышления, памяти, внимания, а также целеустремленности и самостоятельности.

Рассматривая процесс организации трудового обучения, следует отметить, что усвоение умственно отсталыми детьми элементов компьютерной грамотности и овладение ими пользовательскими навыками может осуществляться на разных уроках при работе с различным программным обеспечением в рамках учебной программы, принятой школой-интернатом.


Вышеизложенное дает основания для следующих выводов:

  1. В настоящее время в информационном обществе не существует единой концепции подготовки умственно отсталых детей к жизни.

  2. Опыт использования ИКТ в школах-интернатах для умственно отсталых детей оказался успешным как в смысле расширения коррекционных возможностей образовательного процесса за счет использования компьютера как средства обучения, так и в смысле обучения умственно отсталых детей основам компьютерной грамотности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что такие дети имеют потенциальные возможности для сознательного усвоения элементов информатики и последующего использования полученных знаний и навыков для элементарной работы с ПК в качестве пользователя.

  3. Обучение умственно отсталых детей основам компьютерной грамотности расширяет границы их жизненной компетенции, поэтому данное направление развития специального образования можно считать перспективным. Это направление в школах-интернатах для умственно отсталых детей может быть реализовано путем введения в программу обучения по информатике раздела «Элементы компьютерной грамотности» («Элементы информатики»).

  4. Считаем, что дальнейшего изучения требует решение проблемы психолого-педагогического обоснования содержания учебного материала и методических подходов к обучению умственно отсталых детей основам компьютерной грамотности.

  5. Считаем, что значительно улучшит процесс усвоения знаний по предмету «Информатика» наличие учебных пособий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Литература.

  1. Глазкова Н. Н. Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Российск. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2007. — 22 с.

  2. Кутепова Е. Н. Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2002. — 183 с.

  3. Easy O.M. Организационно-педагогические условия использования компьютера в специальной школе: autoref. dis. ... канд. Пед. Науки: 13.00.03/Ин-т дефектология АПН Украины. - К., 2001. — 16 с

  4. Программы для 2-4 классов общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. — К.: Нелюдимый купорос, 2006. - СН 2. 126-127.

  5. Сакулина Ю. В. Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/Уральск, гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — 24 с.

  6. Хохлина О., Мерсянова Г. Государственный стандарт образовательной отрасли «Технология» во вспомогательной школе I / Трудовое обучение в учебных заведениях. — 2005. — No 3. — С 51-52.

  7. Бондарь Т. О. Коррекционно-развивающая работа на уроках языка и чтения для детей с особыми образовательными потребностями / Т. Бондарь / Таврический вестник образования. 2016. No 3. 115-125.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Погожих Татьяна Николаевна. Погожих Анастасия Николаевна

Дата: 16.11.2022

Номер свидетельства: 617582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства