Статья "Этика взаимоотношений педагога и студентов"
Статья "Этика взаимоотношений педагога и студентов"
Преподаватель работает со студентами по профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Необходимо все время помнить, что каждый студент — это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности студентов, если в группе 25 человек, а на потоке — 175, но необходимо к этому стремиться. Уважение к личности студента в некоторых случаях требует от преподавателя немалых усилий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Этика взаимоотношений педагога и студентов"»
Шеметова Л.В., преподаватель информатики
Этика взаимоотношений педагога и студентов
Преподаватель работает со студентами по профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Необходимо все время помнить, что каждый студент — это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности студентов, если в группе 25 человек, а на потоке — 175, но необходимо к этому стремиться. Уважение к личности студента в некоторых случаях требует от преподавателя немалых усилий.
Педагогический такт в деятельности преподавателя проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбие студентов.
Педагогический такт подсказывает преподавателю выбор места общения со студентом: в присутствии других или один на один.
Педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, быть сдержанным, внимательным, терпеливым.
Педагогический такт - это уважение – положительные отзывы об учащихся, поддержка их достижений, поощрение движения вперед.
Педагогический такт – это теплота, которая предполагает в основном невербальные средства: поза, выражение лица, улыбка – все, что высказывает заботу преподавателя об учащихся.
Важна и психологическая дистанция. Если она чрезмерна, возникает барьер между студентами и преподавателем, который будет постоянно мешать реализации целей обучения. А ее отсутствие или очень малая дистанция ведет к панибратству в отношениях, при этом резко снижается эффективность влияния преподавателя на студентов.
Преподаватель просто обязан постоянно искать и обязательно находить ту самую оптимальную психологическую дистанцию.
На уровень формальности и неформальности обучения оказывает влияние то, как преподаватель обращается к студенту. Обращение к студенту по имени обычно указывает на более неформальное общение. Обращение к студенту на «ты» возможно только при доверительных отношениях преподавателя и обучаемого. Но в системе профессионального образования предпочтительнее и правильнее обращаться к студенту на «Вы».
Укрепление неформальных, можно даже сказать более дружеских, элементов общения преподавателя со студентами зависит от характера преподавателя, его психологических особенностей. Само собой, естественность в общении немыслима без искренности.
Необходимо постараться показать студентам (только не назиданиями, а самим характером отношений), что нормальными и приемлемыми считаются только определенные рамки взаимоотношений.
В случае, если преподаватель ошибся, предъявив необоснованные претензии к студенту прилюдно, то и извиниться необходимо также прилюдно.
Установка преподавателя по отношению к студенту может быть и позитивной, и негативной.
В случае негативной установки (например, по отношению к слабому студенту), ему дается меньше времени на ответ («все равно не ответит»). При неверной направленности ответа вопрос не повторяется и не уточняется («все равно не поймет»).
Преподаватель чаще за неправильный ответ критикует студентов, чем хвалит за правильный. Слабым студентам уделяется меньше внимания на занятиях.
В случае позитивной установки (например, по отношению к сильному студенту), даже возможна положительная оценка за не совсем правильный ответ.
В обоих случаях отношение преподавателя к студентам избирательно, а значит, не всегда объективно.
Встает еще один вопрос, тоже относящийся к сфере преподавательской этики: как реагировать на ошибки, возникающие в процессе самостоятельной умственной работы студента? Представляется, что первая реакция должна быть одобрительной. Важнее всего то, что студент сам пришел к какому-то выводу. Что же касается ошибочности вывода, то, как известно, на ошибках учатся. Поэтому лучше всего сначала порадоваться самостоятельности умозаключения, а потом уже указать на ошибки. Конечно, радость может выражаться по-разному, здесь тоже крайне важно соблюдать чувство меры.
Самая большая радость для педагога — когда студент находит правильное решение, идя своим путем, мне до того неизвестным. В связи с этим подчеркивается рациональность такого подхода к решению учебных задач: желательно почаще обращать внимание студентов на возможность и плодотворность решения одной и той же задачи несколькими разными способами. Во всяком случае, это касается тех задач, которые для нас наиболее важны.
Еще один вопрос – шутки. В этическом аспекте самая главная функция шутки — личностно-коммуникативная. Юмор можно рассматривать как один из важнейших путей выработки представления о личности преподавателя и один из способов установления межличностных контактов. При этом очень существенно соблюдение одного правила: ирония преподавателя должна быть направлена в первую очередь на самого себя. Только если он способен посмеяться над собой, он обретает право пошутить и в адрес студентов.
Самое первое, самое обязательное нравственное требование к педагогу — он должен любить своих студентов. Причем любить всех, и хороших, и плохих, и слабых, и сильных. Преподаватель, не любящий студентов, профессионально непригоден. Существуют такие работники — квалифицированные, добросовестные, но не любящие студентов. Для них лекция, каждое занятие подобно пытке, а для студентов пытка — общение с ними. И если начинающий преподаватель понял, что не любит студентов, ему необходимо срочно искать себе другую работу.
Использованная литература:
1. Журнал «Среднее профессиональное образование», 2007 г., №3.