kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Этика взаимоотношений педагога и студентов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель работает со студентами по профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Необходимо все время помнить, что каждый студент — это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учиты­вать личностные особенности студентов, если в группе 25 человек, а на пото­ке — 175, но необходимо к этому стремиться. Уважение к личности студента в некоторых случаях требует от преподавателя немалых усилий.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Этика взаимоотношений педагога и студентов"»

Шеметова Л.В., преподаватель информатики

Этика взаимоотношений педагога и студентов


Преподаватель работает со студентами по профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Необходимо все время помнить, что каждый студент — это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учиты­вать личностные особенности студентов, если в группе 25 человек, а на пото­ке — 175, но необходимо к этому стремиться. Уважение к личности студента в некоторых случаях требует от преподавателя немалых усилий.

Педагогический такт в деятельности преподавателя проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбие студентов.

Педагогический такт подсказывает преподавателю выбор места общения со студентом: в присутствии других или один на один.

Педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, быть сдержанным, внимательным, терпеливым.

Педагогический такт - это уважение – положительные отзывы об учащихся, поддержка их достижений, поощрение движения вперед.

Педагогический такт – это теплота, которая предполагает в основном невербальные средства: поза, выражение лица, улыбка – все, что высказывает заботу преподавателя об учащихся.

Важна и психологическая дистанция. Если она чрезмерна, возникает барьер между студентами и преподавателем, который будет постоянно мешать реализации целей обучения. А ее отсутствие или очень малая дистанция ведет к панибратству в отношениях, при этом резко снижается эффективность влияния преподавателя на студентов.

Преподаватель просто обязан постоянно искать и обязательно находить ту самую оптимальную психологическую дистанцию.

На уровень формальности и неформальности обучения оказывает влияние то, как преподаватель обращается к студенту. Обращение к студенту по имени обычно указывает на более неформальное общение. Обращение к студенту на «ты» возможно только при доверительных отношениях преподавателя и обучаемого. Но в системе профессионального образования предпочтительнее и правильнее обращаться к студенту на «Вы».

Укрепление неформальных, можно даже сказать более дружеских, элементов общения преподавателя со студентами зависит от характера преподавателя, его психологических особенностей. Само собой, естественность в общении немыслима без искренности.

Необходимо постараться показать студентам (только не назиданиями, а самим характером отношений), что нормальными и приемлемыми считаются только определенные рамки взаимоотношений.

В случае, если преподаватель ошибся, предъявив необоснованные претензии к студенту прилюдно, то и извиниться необходимо также прилюдно.

Установка преподавателя по отношению к студенту может быть и позитивной, и негативной.

В случае негативной установки (например, по отношению к слабому студенту), ему дается меньше времени на ответ («все равно не ответит»). При неверной направленности ответа вопрос не повторяется и не уточняется («все равно не поймет»).

Преподаватель чаще за неправильный ответ критикует студентов, чем хвалит за правильный. Слабым студентам уделяется меньше внимания на занятиях.

В случае позитивной установки (например, по отношению к сильному студенту), даже возможна положительная оценка за не совсем правильный ответ.

В обоих случаях отношение преподавателя к студентам избирательно, а значит, не всегда объективно.

Встает еще один вопрос, тоже относящийся к сфере преподавательской этики: как реагировать на ошибки, возникающие в процессе самостоятельной умственной работы студента? Представляется, что первая реакция должна быть одобрительной. Важнее всего то, что студент сам пришел к какому-то выводу. Что же касается ошибочности вывода, то, как известно, на ошибках учатся. Поэтому лучше всего сначала порадоваться самостоятельности умо­заключения, а потом уже указать на ошибки. Конечно, радость может выра­жаться по-разному, здесь тоже крайне важно соблюдать чувство меры.

Самая большая радость для педагога — когда студент находит пра­вильное решение, идя своим путем, мне до того неизвестным. В связи с этим подчеркивается рациональность такого подхода к решению учебных задач: желательно почаще обращать внимание студентов на возможность и плодо­творность решения одной и той же задачи несколькими разными способами. Во всяком случае, это касается тех задач, которые для нас наиболее важны.

Еще один вопрос – шутки. В этическом аспекте самая главная функция шутки — личностно-коммуникативная. Юмор можно рассматривать как один из важнейших путей выработки представления о личности преподавателя и один из способов установления межличностных контактов. При этом очень существенно соблю­дение одного правила: ирония преподавателя должна быть направлена в первую очередь на самого себя. Только если он способен посмеяться над собой, он обретает право пошутить и в адрес студентов.

Самое первое, самое обязательное нравственное требование к педагогу — он должен любить своих студентов. Причем любить всех, и хо­роших, и плохих, и слабых, и сильных. Преподаватель, не любящий студентов, профессио­нально непригоден. Существуют такие работники — квалифицированные, добросовестные, но не любящие студентов. Для них лекция, каждое занятие подобно пытке, а для студентов пытка — обще­ние с ними. И если начинающий преподаватель понял, что не любит студен­тов, ему необходимо срочно искать себе другую работу.





Использованная литература:

1. Журнал «Среднее профессиональное образование», 2007 г., №3.

2. Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова «Основы педагогического мастерства». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Статья "Этика взаимоотношений педагога и студентов"

Автор: Шеметова Людмила Васильевна

Дата: 01.12.2017

Номер свидетельства: 441631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Материал к лекторию по теме "Этика семейных взаимоотношений" "
    ["seo_title"] => string(68) "matierial-k-liektoriiu-po-tiemie-etika-siemieinykh-vzaimootnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "232052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442740017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства