В работе излагается материал о существующих обучающих компьютерных играх, сделан акцент на обучающие программированию компьютерные игры, также в статье представлен анализ использования компьютерных игр на уроке. С помощью представленного материала автор пытается объяснить, как привлечь интерес к программированию через создание обучающих программированию компьютерных игр. В статье представлен материал о созданной студентами ГБПОУ АКТТ компьютерной обучающей игры «Познавательный Делфи», описаны этапы игры, среда программирования Qt, в контрой создана игра, приведены скриншоты внешнего вида отдельных этапов игры, описан тип созданной игры. Также описаны сферы применения обучающих компьютерных игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Существует немало компьютерных игр, которые используются в образовательных целях. Компьютерные игры в обучении английскому языку, математике и даже физической культуре. Существуют различные обучающие онлайн игры. Например, на сайте центрального банка РФ, создана обучающая игра (https://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/?PrtId=game), которую можно использовать для студентов специальности «Банковское дело» при изучении темы «Банкноты и монеты». Еще в 70-х годах в американских школах использовалась образовательная компьютерная игра – Oregon Trail, обучающая школьников восьмых классов основам истории независимости Америки. Компания MotionMath производит обучающие игры для мобильных устройств и планшетов.
Существует ряд компьютерных игр по программированию. Lightbot, игра, написанная на Flash, с хорошей графикой, простым обучающим материалом по построению алгоритмов движения робота. У школьника развивает внимание к сценарию, понимание пошагового поведения персонажа.
Code.org представляет массу простых игр о базовых принципах работы языков программирования. Code.org – это некоммерческий образовательный проект для детей.
В 2012 году компания Google запустила приложение SoloLearn, обучающее языкам программирования. В приложении существует игровой компонент – это система набора баллов, т. е. чем больше уроков проходит пользователь и чем больше языков он одновременно изучает (а всего их 12), тем быстрее он набирает очки, таким образом повышая свой уровень. Также в приложении можно соревноваться с другими пользователями, выбирая «оружие» – один из предложенных языков программирования. В завершении урока пользователь получает значки, означающие достижения. Сайт JavaRush создан для обучения языку программирования Java. Обучение проводится в форме квеста. Космический корабль игрока разбивается на далекой планете и для того, чтоб с нее выбраться пользователь должен учить Java и с его помощью решать задачи и переходить на следующий уровень. В изучении языка игроку помогают различные персонажи.
Компьютерные игры относятся к новому виду развивающего обучения, также они относятся к активному способу обучения. Если, например, обучающий процесс сводится к пассивному прослушиванию лекционного материала, то иногда целесообразно разбавить его компьютерными играми или просто играми. Компьютерные игры можно использовать на различных этапах урока, при проведении практической работы, при закреплении материала, при обобщении и систематизации пройденного материала, также на этапе мотивации и актуализации знаний обучающихся. Компьютерные игры могут выступить в роли приложения для интерактивной доски, также их можно использовать с мобильных устройств и тогда отпадает вопрос о наличие компьютерного класса при их использовании.
Многие эксперты отмечают, что практически идеальным вариантом, являются игры, которые самостоятельно создают обучающиеся под руководством преподавателя. Так как для того, чтобы придумать игру по какому-либо предмету, необходимо достаточно подробно изучить тему, совместно с преподавателем понять, что именно поддается более трудному восприятию, и уже потом только составить сюжет игры. Идея, процесс игры, реализация задуманного с помощью каких-либо средств программирования, выбор этих средств – это уже полностью творение школьника или студента. Конечно же, предложенный таким образом материал, запомнится быстрее и лучше. А главное, что у обучающегося, возможно возникнет вопрос «Как и с помощью каких программ сделана игра?». И быть может, он тоже займется программированием.
Студентам, обучающимся по специальности «Информационные системы» необходимо научиться программировать. Чтобы у них не возникло представление о программировании как «скучном и нудном занятии для ботаников», необходимо как можно быстрее выучить основы программирования и приступить к решению более сложных практикориентированных задач из различных отраслей. Хотелось бы, чтоб всем студентам удалось научиться применять полученные на занятиях в техникуме навыки по программированию для решения практических задач, а не только одаренным и талантливым студентам, как часто это бывает.
Для решения поставленных задач, мы решили создать компьютерную игру «Познавательный Делфи». Так как обучение в нашем техникуме программированию начинается с Делфи, все этапы игры ориентированы именно на этот язык программирования.
Мы создали несколько этапов:
- на составление кода в Делфи (рис.1);
- на работу с интерфейсом в среде программирования Делфи;
- на знания по структуре программы и др.
Рис.1 Необходимо открыть одновременно два прямоугольника, чтоб получился правильный код, после этого они исчезают
Цель нашей игры – не научить программированию, а привить интерес к программированию, подтолкнуть студента к более лучшему и качественному изучению основ Делфи, помочь понять, что программирование это интересное, важное и нужное занятие.
Существуют различные типы игр. Мы создали короткую игру, направленную на приобретение, а также проверку фактических знаний, на развитие навыков путем повторения каких-либо действий. На каждом этапе игры предлагаются небольшие задания, например:
- выставление в правильном порядке команд, функций, методов согласно предложенной задаче.
Подводится результат, т.е. накапливаются балы, учитывается правильность выполнения заданий, а также время выполнения. Компьютерная игра «Познавательный Делфи» предоставляет следующие возможности:
- дает ответную реакцию на правильные и неправильные ответы;
- дает данные для преподавателей;
- игра может быть использована в сочетании с лекционными занятиями в кабинете под руководством преподавателя.
Предложенная компьютерная игра не только проверяет и ликвидирует пробелы в знаниях по основам программирования на Делфи, но и развивает логическое мышление, умение думать на несколько шагов вперед.
Для создания нашей игры мы выбрали кросс-платформенный инструментарий разработчика прикладного программного обеспечения Qt. Так как Qt широко используют для создания графических интерфейсов, мы также достигли некоторых визуальных графических эффектов именно в этой среде. Кроме того Qt позволяет создавать приложения с интерфейсом для мобильного телефона, также на мобильных платформах. Наше приложение мы целенаправленно создавали именно для мобильного телефона (рис.2).
Рис 2. Внешний вид компьютерной игры «Познавательный Делфи» для мобильного телефона
Приложение занимает 30 Мб.
В завершении хотелось бы отметить, что компьютерные игры применяют в бизнес-школах в качестве новых способов обучения менеджеров и IТ–специалистов. Компания IBM, например, разработала трехмерную деловую игру, которая направлена на управление деловыми процессами.
Согласно распоряжению Минобрнауки разработаны и созданы обучающие online-игры для обучения школьников и студентов основам безопасности жизнедеятельности с целью снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С помощью трехмерных виртуальных игр школьники и учащиеся высших учебных заведений могут отрабатывать навыки поведения при ЧС.
Созданную компьютерную игру «Познавательный Делфи» пока мы используем на занятиях в нашем техникуме, но планируем доработать и предложить использовать в других учебных заведениях.
Библиографический список
Сухов А.А.Инновационно-образовательный ресурс современных компьютерных игр // Материалы десятой международной научно-методологической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (НОТВ-2013) (06-08 февраля 2013). Сборник тезисов докладов участников конференции. – Екатеринбург, 2013. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://notv.urfu.ru/notv/818/1839/ (7с.).
Компьютерные игры включают в школьную программу [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/13956/265/
Агранович М. Приключения «стрелялок» Зачем в школах компьютерные игры? [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/01/school.html