Современные технологии, применимые в учебном процессе на уроках информатики
Современные технологии, применимые в учебном процессе на уроках информатики
В настоящее время происходит поиск нового в теории и практике образования. В процессе урока учащиеся, под руководством учителя, «добывают» знания из различных источников, учитель при этом является помощником, наставником в поиске необходимой информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии, применимые в учебном процессе на уроках информатики»
Безухова Елена Александровна
ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Современные технологии, применимые в учебном процессе на уроках информатики
В настоящее время происходит поиск нового в теории и практике образования. В процессе урока учащиеся, под руководством учителя, «добывают» знания из различных источников, учитель при этом является помощником, наставником в поиске необходимой информации.
Целью образования является повышение его качества за счет дифференциации, индивидуализации процесса обучения, наиболее полного удовлетворения учащихся по вопросам новых технологий.
Информатика участвует в формировании и развитии личности.
Последовательное использование новых информационных сред, задачи, стоящие перед образованием, вызывают перестройку содержания образования. Происходящие перемены в содержании образования согласуются с общей тенденцией развития современной школы и представляются различными технологиями обучения [3].
На уроках информатики наиболее популярны следующие технологии обучения:
компьютерные технологии;
игровые технологии;
учебные проекты;
дистанционное обучение.
Компьютерные технологии позволяют наиболее ярко и красочно представить учебный материал, используя при этом различные средства мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии. Использование на уроках информатики видеороликов, звукового, графического, текстового, анимированного материала, не только привлекает внимание учащихся, но и позволяет им более углубленно окунуться в тему урока, а также более точно изучить данный учителем материал.
Игровые технологии играют важнейшую роль на уроках информатики, позволяя разнообразить учебный процесс, чем также привлечь внимание учащихся.
Игровые технологии включают в себя как работу за компьютерами, как и работу в парах (группах), или командные соревнования. Такая форма обучения позволит воспитать у учащихся чувство ответственности, а также умение выражать свои мысли, эмоции, умение достойно принимать победу или поражение.
Игра также может проходить с использованием компьютерных технологий, что позволяет сделать игровой процесс более ярким и привлекательным вниманию учащихся.
К основным направлениям игровых приемов можно отнести следующие:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом» [1].
Учебные проекты в настоящее время становится определяющей чертой современного мышления, одним из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех основных ее аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.
Можно выделить 3 направления проекта:
проект как метод обучения;
проект как средство обучения;
проект как результат обучения.
В первом случае проект будет определен как организация проектной деятельности, во втором – как проектная задача, и в третьем случае проект будет определен как результат проектной деятельности [4].
Такая технология обучения привлекательна для учащихся. Учебные проекты позволяют учащимся не только закреплять полученные на уроках знания, но и включать свое мышление, воображение, а также творческий потенциал.
Кроме того, создание учебного проекта может раскрыть у учащихся новые возможности, а также интересы, помочь им получить новые знания.
Дистанционное обучение – технология обучения, позволяющая получать знания учащимся на расстоянии с преподавателем.
Поскольку дистанционное обучение базируется на интернет-технологиях, его можно отнести к перспективному обучению.
Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
использование доступных образовательных ресурсов;
повышение мотивации к обучению;
применение интерактивных форм занятий;
усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения;
дистанционное обучение является очень удобным для учащихся, которые часто ездят на соревнования, одаренные дети, которым не нужно так много времени на усвоение материала;
дистанционное обучение является очень удобной технологией для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме положительных сторон использования дистанционных технологий в образовательной деятельности можно выделить отрицательные его функции:
отсутствие очного обучения между преподавателем и учащимся;
отсутствие наличия ряда индивидуально-психологических условий, поскольку результат зависит от сознательности и ответственного подхода учащегося к изучению различных дисциплин, включая информатику;
отсутствие практических занятий, что является огромным недостатком в проверке знаний, умений и навыков учащихся, непосредственного контакта между педагогом и учащимися, оценки (отметки) знаний;
отсутствие изложения материала, а также своих мыслей в устной форме, что является необходимым критерием при обучении, поскольку устный ответ предполагает развитие мышления, воображения, логики, а также помогает более качественно и углубленно усвоить тот или иной материал, стимулирует к дальнейшей более активной деятельности [2].
Таким образом, каждая из технологий обучения имеет важнейшее значение в образовании, позволяя учащимся не просто получать знания, но и с большим интересом проявлять активность, высказывать свою точку зрения.
Современные технологии в образовании позволяют сделать материал более ярким, красочным, значимым и интересным, благодаря чему достигаются успехи в привлечении учащихся к обучению.
Список используемой литературы:
Викторова К. М., Ткачук М. А. РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Образование. Карьера. Общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-igrovyh-tehnologiy-v-formirovanii-obschih-i-professionalnyh-kompetentsiy-obuchayuschihsya. – 2013. – № 4-1 (40). – С. 79-81
Кочергина О. В. Плюсы и минусы дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/11/01/plyusy-i-minusy-distantsionnogo
Кузьмич Ю. А. Современные педагогические технологии на уроках информатики и ИКТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-informatiki-i-ikt-448059.html
Торопова З. В. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ», «УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ», «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ» // Мир науки, культуры, образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-ponimaniyu-suschnosti-ponyatiy-uchebnyy-proekt-uchebnoe-proektirovanie-proektnaya-deyatelnost-shkolnikov. – 2012. – № 1. – С. 111-114