СМАРТ университет как основа развития инноваций в образовании
СМАРТ университет как основа развития инноваций в образовании
Сегодня для развития современного образования уже недостаточно влияния человеческого капитала. Необходимо изменять образовательную среду, качественно изменять само содержание образования, его методы, инструменты и среды, необходим всеобщий переход к СМАРТ образованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СМАРТ университет как основа развития инноваций в образовании»
Сейдахметова Каламкас Сейдахметкызы,
магистр технических наук
АО «Международный Университет информационных технологий», 1 курс
(г. Алматы)
СМАРТ университет как основа развития инноваций в образовании
ХХI век – это век, когда информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизненного пространства человека. За последние несколько лет широко внедряется четвертая промышленная революция - «Индустрия 4.0», основу которой составляет «сервис-ориентированное проектирование». С четвертой промышленной революцией тесно связаны понятия «промышленный интернет» и «Интернет вещей».
Сегодня для развития современного образования уже недостаточно влияния человеческого капитала. Необходимо изменять образовательную среду, качественно изменять само содержание образования, его методы, инструменты и среды, необходим всеобщий переход к СМАРТ образованию.
Используя возможности промышленного интернета, который обеспечивает создание систем управления промышленных предприятий на базе объединения различных технических устройств, оснащенных специальными сенсорами и датчиками, во внутреннюю общую сеть, вузы также могут перейти в разряд «интеллектуальных предприятий» и превратиться в «smart-университет». Промышленный интернет обеспечивает создание и функционирование на производственном предприятии трехуровневой инфраструктуры управления: интеллектуальное устройство - интеллектуальная система - интеллектуальная поддержка принятия решений, представляемой через структуры данных предприятия.
СМАРТ общество ставит перед университетами новую глобальную задачу: подготовку кадров, обладающих креативным потенциалом, умеющих думать и работать в новом мире. Для этого их надо учить новым практическим навыкам: коммуницировать в соцсетях, отбирать полезную информацию, работать с электронными источниками, составлять личные базы знаний, что требует изменения природ учебного процесса[1]. Содержание концепции smart-университетов в каждой стране трактуется по-разному, однако во всех случаях сводится к ряду новых эффектов, удовлетворяющих потребности заинтересованных сторон в условиях нового типа общества.
В свете поставленной Главой государства стратегически важной задачи по построению эффективной научно-инновационной системы в Казахстане идет процесс формирования и развития сети исследовательских университетов. Выработана законодательная основа для их создания. Понятию «исследовательский университет» посвящена статья 10 Закона PK «О науке». В стране формируется высокий потенциал человеческих ресурсов в рамках реализации программы «Болашак» и деятельности Назарбаев Интеллектуальных школ. На современном этапе формирования исследовательских Университетов идут одновременные процессы дифференциации казахстанских вузов.
СМАРТ университет предполагает:
гибкость обучения в интерактивной образовательной среде;
персонализацию и адаптацию обучения;
свободный доступ к контенту по всему миру.
Концепция создания СМАРТ университета состоит из 5 основных факторов, таких как:
- самоуправление, самоконтроль;
- мотивация;
- гибкость;
- обогащение различными ресурсами;
- технологичность.
Концепция СМАРТ образования включает:
Cоздание интеллектуальной среды непрерывного развития компетентностей участников образовательного процесса, включая мероприятия формального и неформального процесса обучения, результатом которых являются изменения демонстрируемого поведения путем применения приобретенных новых компетенций.
Технической базой реализации такого образования является весь имеющийся парк устройств как принадлежащие обучающимся, так и учебным заведениям: обычные стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.д.
Цель – давать навыки необходимые для успешной деятельности в условиях цифрового общества и умной экономики[6]
ИнтеллектуальныеСМАРТтехнологии в образованиивключают:
Образовательные сети (Консорциум электронный университет);
Smart e-lerning;
Качество электронного обучения (E-metrix, стандартизация и сертификация);
Быстрый старт.
Информационно-технологическая поддержка клиентоориентированного подхода к формированию образовательных программ и созданию smart-среды вуза может быть реализована на основе:
- использования анимаций на базе технологии Flash, разработки мобильных приложений и медиа-сервисов;
- образовательного инжиниринга и глобальных сетевых технологий;
- управления знаниями (Knowledge Management) и мобильной версии LMS (Learning Management System);
- интеллектуальных систем поддержки решений (Intelligent DSS);
- систем бизнес-интеллекта (BI – Business Intelligence);
- управления изменениями и реинжиниринге бизнеса;
- менеджменте, ориентированном на потребителя (CRM-системы –CustomerRelationship Management);
- когнитивном анализе и моделировании ситуаций при управлении слабо структурированными объектами и средами;
- управление архитектурой вуза (EAMU – Enterprise Architecture Management University).
Для перехода вуза в разряд smart-университетов необходимо:
- изменение организационной структуры вуза с переходом к децентрализованным моделям системы управления и процессному управлению;
- использование в образовательном процессе инновационных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих перейти от традиционной системы дистанционного образования к гибкой системе формирования индивидуализированных образовательных траекторий с использованием образовательного контента лучших мировых и отечественных университетов, находящегося в открытом доступе.
- использование в управлении научно-образовательным процессом и вузом в целом современных управляющих и аналитических информационных систем и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих реализацию идей Индустрии 4.0 применительно к высшему учебному заведению.
Необходимо отметить, что промышленный интернет вещей обладает огромным потенциалом не только для производственной сферы, но и для сферы обслуживания, в т.ч. для создания и эксплуатации так называемых «умных» домов, автомобилей и других устройств и областей жизнедеятельности человека.