ТЕМА: Сингапурские образовательные структуры как способ формирования критического мышления
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
В своем выступлении я бы хотела познакомить вас с приемами развития критического, креативного мышления, развития сотрудничества и коммуникации у наших школьников.
Данные приемы являются запатентованными методами работы Сингапура. Система образования Сингапура была создана практически с нуля и за последние 45 лет смогла достичь высокого уровня эффективности и мирового признания. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний.
Для начала нам необходимо разделиться на группы по 4 человека. (Делятся на группы)
Расскажу вам о некоторых правилах ведения мастер-класса:
1) Сигнал тишины. Для того чтобы держать дисциплину и внимание класса используется сигнал – хай файв, что переводится «Дай пять». То есть учитель говорит «Хай файв» и все учащиеся поднимают ту руку, которой они пишут. Для чего нужен этот прием? Для того чтобы дети отвлеклись на учителя, прекратили разговаривать или писать.
2) «Фейерверк». Когда команда закончила свою работу, она может запустить фейерверк. (демонстрация приема), давайте попробуем.
2) Начнем мы со структуры Corners (Конерс, в переводе «углы»). Классу задается вопрос с 4-мя вариантами ответов, которые расклеены по разным углам комнаты.
Например: Если бы у вас была возможность на некоторое время стать одним из устройств компьютера, кем бы вы стали?
1. монитор
2. клавиатура
3. процессор
4. колонки
(Участники выбирают себе углы) Дается 30 секунд на то, чтобы подумать и выбрать какой вариант ближе всего каждому частнику, затем расходятся по углам. Направляясь по углам, ученики видят, что существует разнообразие точек зрения по данному вопросу. Они понимают точки зрения, отличные от их собственных, и развивают свое собственное мышление.
Далее предлагается найти ближайшего партнера среди присутствующих в своем углу и объяснить свой выбор партнеру, используя структуру тайм-пэа-шэа (Timed Pair Share). То есть в течение 30 секунд рассказывает первый, потом второму дается также 30 секунд на свой вариант ответа. Не забываем указать, который из участников начинает (например: тот, у кого светлее волосы).
Начинает тот кто выше. (обмениваются мнениями)
Через минуты выслушиваем по одной паре с каждого угла.
Данный прием вы можете использовать как-то по-другому, может на уроке обобщения темы и так далее.
3) КУИЗ-КУИЗ ТРЕЙД (QUIZ-QUIZ-TRADE)
Возьмите четверть листа А4 на вашем столе, мысленно разделите его на три части, нижнюю часть отогните вовнутрь (демонстрация примера). Придумайте вопрос на любую тему по информатике. Вопрос должен быть составлен так, что на него можно было ответить однозначно или словом (словосочетанием). Записываем вопрос, а на стороне, которая подогнута - пишем ответ.
Встаем, поднимите руку и найдите (ближайшую) пару. Теперь задание такого: каждый задает свой вопрос партнеру, если партнер затрудняется ответить, то другой ему подсказывает, наталкивая на ответ. Затем другой задает вопрос и аналогичная беседа. После этого обмениваетесь карточками, не забудьте поблагодарить товарища, и дальше передвигаетесь по аудитории.
Начинаем. Находим пару. Первый задает вопрос тот, кто выше ростом. Задают вопросы, обмениваются, дальше передвигаются. Аналогичное задание идет по кругу примерно 3 раза.
Данная структура позволяет вспомнить материал, подготовиться к самостоятельной работе. Можно самому учителю составить карточки, распечатать и использовать на этапе актуализации знаний.
4) СТРУКТУРА ANTICIPATION/REACTION GUIDE (ЭЙ АР ГАЙД) – «РУКОВОДСТВО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ/РЕАКЦИИ» ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.
Процесс:
1. Подготовьте утверждения, относящиеся к материалу для чтения и т.п.
2. Прежде чем прочитать материал, ученики определяют, считают ли они утверждение верными и неверными.
3. Ученики прочитывают материал или просматривают видео.
4. После прочтения материала ученики снова отвечают на те же вопросы.
5. Ученики обсуждают, где они столкнулись с информацией, которая изменила их мнение. Примеры задания раздаю учителям.
5) FOUR BOX SYNECTICS (ФО БОКС СИНЕКТИКС)
Возьмите заготовку с вашего стола формата А4 (разделенный на 4 части )
Каждый из вас зарисуйте в вашем квадратике по одному неодушевленному предмету. (нарисовали) В середине пишем «Информатика». Переврните лист по часовой стрелке так, чтобы рядом с каждый участником был не его рисунок. Ваша задача: записать ассоциацию. Например: мяч похож на информатику, потому что…
Когда какая-либо команда закончит, обменяйтесь мнениями и выберите лучшую на ваш взгляд ассоциацию. Можете выполнить фейерверк. Один участник от команды отвечает.
6. 3.-2.-1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В конце урока учащиеся прописывают на листочках А5:
3... самых важных момента, которые я сегодня узнал (были сложными для меня)
2... обучающие структуры, которые я буду использовать на своих уроках (что мне нужно сделать)
1... комментарий или вопрос, который у меня возник во время мастер-класса (что я для этого не сделал)
Собрать листочки и проанализировать, в начале следующего урока ответить на вопросы.
Рефлексия. Каждый из вас заполните, пожалуйста, листочки.