Просмотр содержимого документа
«Широкое использование сервиса web 2.0 в преподавании дисциплин обновленного содержания»
Жумагулова Нургуль Айтугановна
КГУ«СО ІТ школа-лицей №72», город Актобе, nika_juma_88@mail.ru
ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСА WEB 2.0 В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
В настоящее время трудно представить учебный процесс без использования современных информационных технологий. Информатизация учебного процесса охватывает все ступени образования и предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Вместе с тем, развитие и совершенствование аппаратного и программного обеспечения протекает столь быстрыми темпами, что угнаться за их новинками не представляется возможным. Отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс веб-сервисов.
Термин «Web 2.0» появился в 2003 году и характеризует современные аппаратно-программные средства и сетевое программное обеспечение, поддерживающее взаимодействие между участниками коммуникации. Сервисы Web 2.0 предоставляют возможность каждому участнику коммуникации (пользователю) самостоятельно работать с любым мультимедийным контентом: добавлять статьи, фотографии, аудио- и видеозаписи, оставлять комментарии, вступать в диалог с другими участниками. Все эти особенности сетевых сервисов обладают высоким образовательным потенциалом.
Можно выделить следующие общие характеристики веб-сервисов:
не требуется установка на компьютер, для доступа к ним достаточно наличия подключения к сети Интернет;
свободный доступ к сервису из любой точки мира (при наличии подключения);
поддержка групповой работы с документами;
наличие различных режимов доступа к материалам (закрытый, открытый, по запросу и т.д.);
возможность обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества;
объединение материалов в тематические группы;
развитая система поиска (по тематике, по ключевым словам);
необходимость регистрации для публикации материалов.
По функциональному назначению веб-сервисов выделяют: хранилища файлов, сервисы для создания/хранения презентаций, анкет и опросов, проведения тестирования, сервисы для создания виртуальных классов и дидактических игр, ментальных карт, «облака слов», платформы для собственных сайтов и блогов и др.
Значимость использования веб-сервисов в учебном процессе обоснована следующими положениями:
возможность использования новых разнообразных информационных технологий, не входящих в перечень свободного программного обеспечения, используемого в образовательных учреждениях;
возможность организации качественного дистанционного обучения за счет использования разнообразных информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие учащихся с учебным материалом;
организация групповой/коллективной работы участников учебного процесса по разработке различных проектов;
пополнение банка общедоступных электронных образовательных ресурсов сети Интернет по различным предметным областям, разработанных педагогическим сообществом.
Наиболее популярны и доступны педагогическому сообществу сервисы Google (рисунок-1): диск для хранения информации, документы, презентации, карты, электронная почта, календари, опросы, блоги, видеосервисы и др.
Сервисы Google — это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Большинство из них — веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру.
Рисунок-1.
Приведем несколько примеров популярных веб-сервисов.
Google Класс (https://classroom.google.com/u/0/h?hl=ru) делает обучение более продуктивным: он позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся – все это можно делать в одном сервисе. Кроме того, Класс интегрирован с другими инструментами Google, такими как Документы и Диск.
GoogleDocs (https://www.google.ru/intl/ru/docs/about/) – онлайновый офис, включающий в себя текстовый и табличный процессоры, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Данный сервис не только предоставляет возможности, аналогичные популярным офисным пакетам Microsoft но и поддерживает совместную работу с документами различных пользователей.
Веб-сервис LearningApps (http://learningapps.org/) – прекрасный сервис для разработки разнообразных интерактивных заданий [3]. Сервис поддерживает создание следующих форм интерактивных упражнений: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Аудио/видео контент», «Сетка приложений», «Кто хочет стать миллионером?», «Викторина с выбором правильного ответа», «Викторина», «Пазл «Угадайка»», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Заполнить пропуски», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Игра «Парочки»», «Оцените». Кроме этого, данный сервис представляет собой упорядоченное хранилище общедоступных интерактивных упражнений по различным предметным областям.
Кроме вышеперечисленных в сети Интернет существует масса других интересных веб-сервисов для образования. Конечно, использование их на учебных занятиях требует от педагога постоянной работы над повышением уровня своей ИКТ-компетентности, творческого подхода к проектированию занятий. Однако последующие результаты обучения того стоят: грамотное использование веб-сервисов способствует формированию интереса учащихся к предмету, развитию у них креативных способностей и воспитанию активной жизненной позиции, повышению мотивацию к самообразованию, и в целом, позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.
Список используемой литературы
Дронова Е.Н. Использование сервиса Google Docs для организации групповой работы на примере занятия «Введение в базы данных» / Современная техника и технологии. – 2015. – №4 (44). – С. 76-83.
Дронова Е.Н. Разработка интерактивных упражнений в сервисе LearningApps / NovaInfo.Ru. – 2015. – Т.1. – № 37. – С. 179-184.