kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексия об использовании одного модуля критическое мышление при планировании серии уроков информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - рефлексия использования модуляритическое мышление в серии уроков информатики.  Окончив курсы Кембрижского университета, я открыла для себя очень многое, интересное. Имея не малый опыт работы я поняла, что многое можно изменить, поменять не потеряв, а привлечь при этом интес ребенка.      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия об использовании одного модуля критическое мышление при планировании серии уроков информатики »

Рефлексия об использовании одного модуля критическое мышление при планировании серии уроков.


«Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа

информации».

Нурсултан Назарбаев


При направлении и начале обучения на курсах по программе Кембриджского университета я немного переживала, во мне сидела тревога, необъяснимый страх перед новым, неизвестным, но после начала и в процессе первого месяца обучения, я поняла, что эти курсы в корне изменят и нас учителей, и учеников, и образование в целом. Ведь «ожидаемыми результатами данной Программы является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие,- становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях».

На первом этапе «Лицом к лицу» я узнала о семи модулях программы Кембриджского университета.

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2.Обучение критическому мышлению.

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование ИКТ в преподавании.

5.Обучение талантливых и одаренных детей.

6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

7. Управление и лидерство в обучении.


При планировании и проведении серии последовательных уроков я старалась применить все модули программы Кембриджского университета, но большое внимание все же уделила модулю «Обучение критическому мышлению». Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Эта технология, как и другие, применялись мной ранее на занятиях, но то, чему научила меня тренер на 1 этапе курсов, полностью заставило переосмыслить мое отношение к составлению планирования и организации уроков. В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с тем, что не все дети хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку, дать неверный ответ, недопонимание темы и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления, технологию, которая позволяет создать психологический комфорт способствующий возникновению коллаборативной среды в классе. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся. Я думаю, что технология обучения критическому мышлению позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

В основу данной технологии положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка.

Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование, что также немаловажно, ведь в технологию критического мышления «вписывается» и здоровьесберегающая технология. Активизация эмоциональной деятельности, психологический комфорт благоприятно влияют на общее состояние ребенка. Благодаря активному внедрению данной технологии в серию уроков поменялся характер моих занятии. Будучи на практике я заметила, что на уроках процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки стали более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Каждому ребенку была дана возможность проявить себя, показать умение не только говорить, но и слушать и слышать. Ребята с удовольствием посещали уроки и активно работали. Каждый раз, приходя на урок, они ожидали чего- то нового, с каждым разом стараясь быстрее выполнять задания, вживаясь в роль, отбрасывая комплексы. Я старалась научить учеников не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. Учить критически мыслить; самостоятельно работать над своей аргументацией проблемы; активизировать ранее полученные знания; анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников, оценивать. Создать условия для развития способности учеников к самоорганизации  через умение сравнивать свои представления, выделять главное. Я старалась вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, самостоятельно получают знания. Работая с учащимися 7 класса, я поняла, что это дети с определенным критическим мышлением, они настолько креативны, и не нужно вносить больших изменении в их мышления, а нужно помочь им развиться ведь «это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики» (Абрам Маслоу).

Обучение критическому мышлению я использовала на всех уроках.

При выводе новой темы, применяла логические задания, таблицу «ЗХУ», составление «Синквейна», «Мозговую атаку», метод «Джиксо2», составление ментальной карты. Ребята по картинке, тексту, музыке, рассуждая, сами должны были определить тему урока. В процессе применения новых подходов у учащихся вырабатывались умения, такие, как работать в паре, в группе, графически оформить текстовой материал, обобщать и излагать полученные знания, умение оценивать себя и одноклассников, давать оценку работе группы.

В серии последовательных уроков учащиеся реализовали свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучаться способам оценки своей собственной деятельности. На своих уроках, я развивала личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении информатике, в результате чего происходило формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Тема первого урока «Презентация. Знакомство с интерфейсом программы». Урок начался с тренинга «Пожелание другу». Вначале чувствовалась скованность ребят, я сама немного волновалась, но все мы услышали пожелания друг другу. После деления на группы были разработаны и приняты правила группы. Затем группам даны задания «Головоломка» для определения темы урока. Перед показом презентации я нацелено попросила ребят обратить внимания на приемы и особенности построения презентации. После просмотра командам были розданы карточки с наводящими вопросами, опираясь на которые ребята должны создать ментальную карту о презентации. Я не ожидала, что кластеры будут нести так много информации. Наблюдая за учениками, я заметила, что все ребята были включены в работу, они помогали друг другу, обсуждали, высказывали свое мнение. При составлении презентации ребята старались рисовать карандашом, потом фломастером, я объяснила им, что нам важна информация, которую несет кластер, ее полнота. Я упустила тот момент, когда нужно было распределить роли между ребятами (спикер, тайм менеджер, секретарь), поэтому роль «тайм менеджера» пришлось взять на себя, постоянно контролируя время.

На следующем уроке я применила «Таблицу «З-Х-У»» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. В начале урока я предложила ребятам заполнить первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». Затем на компьютере создать презентацию на тему: «Наш класс», «Наша школа», «Моя семья» в 1,2 слайда, применив к данному слайду все известные им возможности. Я знала, что в классе есть ребята, которые уже составляли презентации, умели внедрять таблицу, музыку в презентацию. После того как ребята составили презентацию, им было предложено поделиться на группы для дальнейшей доработки одной из нескольких презентации. Конечно же ученики ,которые знали как нужно работать , сами того не замечая, стали лидерами и объяснили другим ребятам как вставить таблицу, музыку, и что нужно делать далее. В итоге все учащиеся без объяснения мной новой темы, достигли цели урока. После раскрытия новой темы учащиеся заполнили графу «Узнали». Ч. и Ж. я заранее подготовила таблицу, где вместо «Узнали», поместила «Умею» ,в итоге все учащиеся заполнили данную таблицу.

На третьем уроке по теме: «Службы Интернет» я применила метод «Джиксо2». Ребята парами получили текст ,на котором описан один из видов сервера сети Интернет. Ознакомившись с данными, ребята пересаживались (менялись местами) и объясняли друг другу о своем сервере. Затем разделившись на 2 группы, и используя все знания о видах служб, составили кластер. В завершении урока ребятами были составлены «Синквейн». Честно говоря, я не думала, что с данным заданием ребята справятся и составление «Синквейна» оставила как бы вне плана, но то, что я услышала от ребят было для меня неожиданностью. Двое ребят так просто и легко справились с заданием, что мне не оставалось ничего, как только похвалить их.

Следующую тему: «Защита информации и информационная безопасность» я начала с логического задания класс был поделен на 3 группы. 1 группа выбрала рисунок, 2 группа получила текст, 3 группа аудиозапись (шум леса, щебет птиц, кваканье лягушек и т.п). Задание группам: извлечь как можно больше информации из данного материала. Подводя это к тому, что информацию можно черпать из всего окружающего нас мира. После раскрытия темы ребятам была дана возможность методом «Мозговая атака» составить правила приема, передачи и использования информации. Учащимся я предложила подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.

При применении технологии обучение критическому мышлению перед собой я поставила ряд задач, чему я должна научить школьников:

выделять причинно-следственные связи;

рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

отвергать ненужную или неверную информацию;

понимать, как различные части информации связаны между собой;

выделять ошибки в рассуждениях;

делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

избегать категоричности в утверждениях;

быть честным в своих рассуждениях;

определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Воспитать критически мыслящих учащихся, активных, открытых для новых идей и перспектив. Я думаю, что ученики моего класса приобрели опыт при использовании полученных знаний для решения важных вопросов. Из проведенного исследования заметно, что на уроке они не пассивны, а становятся главными действующими «героями» урока. Ученики стали намного активнее, готовы к общению. После проведения уроков я увидела изменения в своих детях. При выполнении заданий они смогли осуществлять контакт с новой информацией, сопоставлять эту информацию, акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие вопросы и пытались поставить новые вопросы, почти были готовы к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

По ответам учащихся было ясно, что ребята понимали основную мысль урока, без моей помощи. И если раньше ребята отвечали не уверенно на вопросы, боялись сказать что то не правильно, то на последних уроках сомнений и страхов уже не было. Конечно, в классе есть дети, которые не всегда могут планировать, обосновать, синтезировать материал, выступить в роли спикера на первых уроках, но на 3 уроке я увидела, что А. рассказывала об электронной почте одноклассникам.

Для оценивания деятельности ребят мною применено формативное оценивание, такие как похвала, поощрение, наблюдение, листы оценивания, «вручение смайлика», «геометрические фигуры», «большой палец». Ученики сами проводили процесс оценивания. Причем каждый учащийся должен рассказать об успехах товарища и его достижениях. Прослеживалась эффективная обратная связь с учениками, они активно вовлекались в работу по подведению итогов. Ведь оценивание решающим образом влияет на мотивацию и самооценку учащихся.

В конце каждого урока проводила рефлексию. В рефлексии я использовала карточки: «Мне понравился урок…», «Дерево достижении», «Мое пожелание», проводила рефлексию при помощи смайликов и стикеров.

По рефлексии ребят я узнала, что ученикам очень понравилось работать по-новому. Они выражали свои эмоции, высказывали свои предложения по поводу уроков, например, некоторые учащиеся высказывали желание узнать еще дополнительную информацию по теме. Рефлексия способствовала концентрации внимания учащихся, умение анализировать, делать выводы.

Проводя анализ своих уроков, и видя результат усвоения и интерес детей, я пришла к выводу, что использование данной технологии дает большой плюс, как работе учителя так и развитию детей. Учащиеся учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы, принимать продуманные решения, размышлять, учатся работать в группах и парах, происходит развитие творческих навыков, их совершенствование, повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету, выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости, могут сами себя оценить и проверить, учатся выслушивать мнения товарищей. В будущем после окончания курсов я постараюсь разработать серию планирования по предмету с применением новых технологии и даже при огромном желании уже не смогу вернуться к тем старым и избитым, скучным однообразным урокам. Буду изучать соответствующую литературу, пробовать, искать и, я думаю, у меня все получится, и мои дети будут личностями с четко выраженными и осознанными целями в жизни, к которой они будут стремиться.



Использованная литература

  • Руководство для учителя





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Оспанова Гульжамиля Ертаевна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства