kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Решение квадратных уравнений в среде программирования Паскаль-ABC

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по информатике разработанный с учащимся 10 класса. Поможет учащимся ещё раз повторить квадратные уравнения и запомнить алгоритм их решения

Просмотр содержимого документа
«Решение квадратных уравнений в среде программирования Паскаль-ABC»

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

2.1. История квадратных уравнений и методы их решений 4

2.2. Решение квадратных уравнений по формуле корней 7

2.3. Интегрированная среда программирования Паскаль – ABC. Разработка и тестирование программы 10

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Список использованных источников 13






















  1. ВВЕДЕНИЕ

Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, иррациональных уравнений, неравенств и их систем.

Одна из основных целей изучения школьного курса математики заключается в овладении способами решения алгебраических уравнений второй степени и приводимых к ним уравнений. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения.

Практически все, что окружает современного человека-это все так или иначе связано с математикой. Последнее достижения в физике ,технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения , что и в дальнейшем данная тенденция сохранится. Решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений. При этом актуальным является использование ЭВМ и специального ПО при решении уравнений.

Цель работы: Разработка программы, нахождения корней уравнения второй степени в среде программирования Паскаль - АВС.

Гипотеза: Возможно ли создание программы, для нахождения корней уравнения второй степени в среде программирования Паскаль – АВС с полным выводом решения, а так же нахождение корней при отрицательном D.

Задачи:

  1. ознакомиться с историей квадратных уравнений и методами их решения;

  2. освоить приемы программирования в интегрированной среде Паскаль - АВС;

  3. разработать алгоритм и блок-схему нахождения корней квадратных уравнений;

  4. создать программу нахождения корней и протестировать ее.

Объект исследования: уравнения второй степени.

Предмет исследования: Паскаль - программа решения уравнений второй степени в среде программирования Паскаль - АВС.

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсе математики для проверки решения квадратных уравнений, а так же для запоминания алгоритма действий при решении.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- разработана универсальная программа, понятная каждому пользователю;

- охарактеризована структура программы по всем трём ветвям программирования;

- определены основные сложности и возможные проблемы при решение квадратных уравнений при отрицательном дискриминанте.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    1. История квадратных уравнений и методы их решений

Необходимость решать уравнения не только первой степени, но и второй еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков с развитием астрономии, военного дела и нуждами самой математики. Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными, относятся ко второму тысячелетию до н.э. это эпоха расцвета Вавилона и Древнего Египта.

Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются ,кроме неполных, и полные квадратные уравнения. Правила решения этих уравнений, изложенные в вавилонских источниках, совпадает по существу с современными, но в этих текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.[2]

Герон Александрийский - греческий математик и механик. Времени жизни предположительно отнесено ко второй половине I века н.э. «Метрика» Герона и извлеченные из нее «Геометрика» и «Стереометрика» представляют собой справочники по прикладной математике. Среди содержащихся в «Метрике» сведений: формулы для площадей правильных многоугольников, формула Герона для расчета площади треугольника по длинам его сторон, правила численного решения квадратных уравнений, алгоритмы извлечения квадратных и кубических корней. В основном изложение в математических трудах Герона не рационально - правила часто не выводятся, а только показываются на примерах. Герон вывел формулу для решения квадратного уравнения умножением всех членов на а и прибавлением к обеим половинам уравнения выражения .[2]

Древнегреческие математики могли решать некоторые виды квадратных уравнений, сводя их решения к геометрическим построениям. Приемы решения уравнений без обращения к геометрии дает Диофант Александрийский(III в.н.э.). В дошедших до нас шести из 13 книг «Арифметика» содержит задачи с решениями. Способ решения полных квадратных уравнений Диофант изложил в книгах «Арифметика», которые не сохранились. Его трактат «Арифметика» содержит ряд задач, решаемых при помощи квадратных уравнений. В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при составлении уравнений разных степеней.

Задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений, встречаются в трактате по астрономии «Ариабхаттиам», написанным индийским астрономом и математиком Ариабхатой в 499 году н.э. Один из первых известных выводов формулы корней квадратного уравнения принадлежит индийскому ученому Брахмагупте (около 598 г.). Брахмагупта изложил универсальное правило решения квадратного уравнения, приведенного к каноническому виду: ; притом предполагалось, что в нем все коэффициенты, кроме а, могут быть отрицательными. Сформулированное ученым правило по своему существу совпадает с современным.

Абу Абдуллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (ок. 783 - ок.850) - один из крупнейших средневековых персидских ученых IX века, математик, астроном, географ и историк. Аль - Хорезме впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Труды аль-Хорезми переводились с арабского на латинский язык, а затем на новые европейские языки. На их основе создавались различные учебники по математике. Аль-Хорезми известен, прежде всего, своей «Книгой о восполнении и противопоставлении» («Аль-китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала»), которая сыграла важнейшую роль в истории математики. От названия этой книги произошло слово «алгебра». Подлинный арабский текст утерян, однако содержание известно по латинскому переводу 1140 года английского математика Роберта Честерского. Рукопись, которую Роберт Честерский озаглавил как «Книга об алгебре и ал-мукабале» хранится в Кембредже. Другой перевод книги выполнен испанским евреем Иоанном Севильским. Задумывавшаяся как начальное руководство по практической математике «Китаб аль-джабр ....» в первой (теоретической) своей части начинается с рассмотрения уравнений первой и второй степени, а в двух заключительных разделах переходит к практическому применению алгебры. Слово аль-джабр («восполнение») означало перенесение отрицательного члена из одной части уравнения в другую, а аль-мукабала («противопоставление») - сокращение равных членов в обеих частях уравнения.[2]

Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в книге «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи (он же Леонардо из Пизы или Леонардо Пизанский 1180-1240гг.). Этот объемистый труд, в котором отражено влияние математики, как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франция и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники 16 – 17 вв. и частично 18 веке.

В XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет (1540-1603)впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для не известных величин, но и для данных, то есть коэффициентов уравнения. Франсуа Виет - замечательный французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчесления. Виет первым стал обозначать буквами не только неизвестные, но и данные величины. Тем самым ему удалось внедрить в науку великую мысль о возможности выполнять алгебраические преобразования над символами, т.е. ввести понятие математической формулы. Этим он внес решающий вклад в создание буквенной алгебры, чем завершил развитие эпохи Возрождения в математике, и подготовил почву для появления результатов Ферма, Декарта, Ньютона.

Общее правило решения квадратных уравнений, было сформулировано немецким математиком М.Штифелем (1487-1567). Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Виет. Формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов, были выделены Виетом в 1591г. Однако свое утверждение он высказывал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал). После трудов нидерландского математика А. Жирара (1595-1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид.[2]

В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных равнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения. Перечислим десять способов решения квадратных уравнений:

  • Метод выделения полного квадрата.

  • Решение квадратных уравнений по формулам.

  • Теорема Виета.

  • Свойства коэффициентов.

  • Разложение левой части на множители.

  • Способ «переброски».

  • Графический способ.

  • Метод монограммы.

  • Геометрические способы. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

  • Тригонометрический способ.


    1. Решение квадратных уравнений по формуле корней

Квадратное уравнение – алгебраическое уравнение общего вида

где x – свободная переменная; a,b,c – коэффициенты, причём a ≠ 0.[1]

Выражение называют квадратным трёхчленом.

Корень уравнения – это значение переменной x, обращающее квадратный трёхчлен в ноль, а квадратное уравнение в верное равенство.[1]

Элементы квадратного уравнения имеют собственные названия:

  • а называют первым коэффициентом;

  • b называют вторым коэффициентом;

  • с называют свободным членом.

Приведенным называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен единице. Такое уравнение может быть получено делением всего выражения на старший коэффициент:

; , .

Полным называют такое квадратное уравнение, все коэффициенты которого отличны от нуля.

Неполным называется такое квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов, кроме старшего (либо второй коэффициент, либо свободный член), равен нулю.

Квадратное уравнение с вещественными коэффициентами a, b, c имеет ровно два комплексных корня, о чём гласит основная теорема алгебры. При этом, в зависимости от значения дискриминанта , как один, так и оба корня могут не иметь мнимой части и быть вещественными:

  • при D 0 вещественных корней два, и они вычисляются по формуле

  • при D = 0 корень один (о чем так же можно говорить как о двух равных или совпадающих корнях):

  • при D

Приведем алгоритм решения квадратного уравнения по формуле корней.

Алгоритм – четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить при решении задачи. Можно сказать, что алгоритм описывает процесс преобразования исходных данных в результат, т.к. для решения любой задачи необходимо:

  1. Ввести исходные данные.

  2. Преобразовать исходные данные в результат.

  3. Вывести результат.

Разработка алгоритма решения задачи – это разбиение задачи на последовательно выполняемые этапы, причём результаты выполнения предыдущих этапов могут использоваться при выполнении последующих. При этом должны быть четко указаны как содержание каждого этапа, так и порядок выполнения этапов. Отдельный этап алгоритма представляет собой либо другую, более простую задачу, алгоритм решения которой известен (разработан заранее), либо должен быть достаточно простым и понятным без пояснений. Разработанный алгоритм можно записать несколькими способами:

  • на естественном языке;

  • в виде блок-схемы;

  • на языке программирования.

Рассмотрим пример алгоритма на естественном языке:

  1. Ввести в компьютер числовые значения переменных a, b, c.

  2. Вычислить дискриминант по формуле .

  3. Если D 0, то вычислить и напечатать значения и перейти к п. 6. иначе перейти к п. 4.

  4. Если D = 0, то вычислить и напечатать значение и перейти к п. 6. иначе перейти к п. 5.

  5. Вычислить действительную и мнимую части комплексных корней и напечатать значения пары комплексных корней и напечатать значения пары комплексно-сопряженных корней.

  6. Прекратить вычисления.

Представим разработанный алгоритм в виде блок-схемы.

Блок-схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные его этапы изображаются при помощи различных геометрических фигур – блоков, а связи между этапами (последовательность выполнения этапов) указывается при помощи стрелок, соединяющих эти фигуры. Блоки сопровождаются надписями. Типичные действия алгоритма изображаются геометрическими фигурами согласно ГОСТ 19.701-90.

Рис. 1 - Блок – схема решения квадратного уравнения с комплексно сопряженными корнями

    1. Интегрированная среда программирования Паскаль – ABC. Разработка и тестирование программы

Наиболее распространенным в настоящее время языком программирования для компьютеров серии IBM PC Паскаль. Это язык высокого уровня, отличающийся простотой синтаксиса, структурированный и удобный для начального обучения программированию.

Учебная система программирования Паскаль – ABC представляет собой диалект стандартного языка Паскаль. Система создавалась на факультете математики, механики и компьютерных наук ЮФУ как учебная среда программирования.

Система Паскаль – ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. По мнению разработчиков этой системы, первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близкими к стандартным и иметь богатые и современные библиотеке подпрограмм.

Система программирования Паскаль – ABC представляет собой единство компилятора языка программирования Паскаль и инструментальной программной оболочки, называемой средой. Среда предоставляет необходимые сервисные услуги и способствует повышению эффективности процессов разработки, отладки и испытаний программ, что облегчает труд программиста.

На рис. 2 представлен скриншот разработанной программы решения квадратных уравнений в среде Паскаль – ABC. Так как программа имеет три выбора, то протестируем каждую из ветвей.

Решим квадратное уравнение, имеющее два действительных корня (D 0):

Здесь a=1, b=3, c=-4, поэтому формула корней квадратного уравнения имеет вид:

Тогда вычисленные корни имеют вид:

Скриншот полученного результата представлен на рис. 3.

Рис.2 – Скриншот разработанной программы решения квадратных уравнений в среде Паскаль – ABC

Рис. 3 – Скриншот результата вычислений действительных различных корней

Решим квадратное уравнение, имеющее один действительный корень (D = 0):

Здесь a=1, b=-4, c=4, поэтому формула корней квадратного уравнения имеет вид:

т.е:

Скриншот полученного результата представлен на рис.4.

Рис. 4 – Скриншот результата вычислений действительных различных корней

Решим квадратное уравнение, имеющее пару комплексно-сопряженных корней (D

Здесь a=1, b=-4, c=8, поэтому формула корней квадратного уравнения имеет вид:

Тогда вычисленные корни имеют вид:

Скриншот полученного результата представлен на рис.5.

Рис. 5 – Скриншот результата вычислений двух комплексно-сопряженных корней

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения нашей научно-исследовательской работы достигнута цель исследования – разработана универсальная и понятная каждому пользователю программа нахождения корней уравнения второй степени в среде программирования Паскаль – ABC. Программа протестирована по всем трём ветвям вычислительного процесса: решения квадратного уравнения в случае двух действительных различных корней, случая двух действительных равных (кратных) корня и при наличии двух комплексно-сопряженных корней. При этом я ознакомился с историей квадратных уравнений и различными методами их решения. Освоил некоторые приемы программирования в интегрированной среде Паскаль – ABC (оператор выбор, вывод числа в форматном виде). Разработал алгоритм и блок-схему нахождения корней квадратного уравнения. Надеюсь, что полученные знания и навыки помогут мне в дальнейшем изучении языка программирования Паскаль, а так же привлечёт других учащихся к данному предмету информатики и программирования, а программа поможет учащимся 8-11 классов при проверки решения квадратного уравнения.


Список использованных источников
  1. Энциклопедический словарь юного математика [Текст] / Сост. А. П. Савин, гл.ред. Б. В. Гнеденко, ред. В. Д. Белоусов и др. − 2-е изд., перераб. и доп. − М: Педагогика, 1989. – 352 с.

  2. Смышляев В. К. Все о великих математиках [Текст] / В. К. Смышляев. − 2-е изд., перераб. и доп. − М: Марийское книжное издательство, 1977. − 224 с.

  3. Википедия − свободная энциклопедия. Квадратное уравнение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квадратное_уравнение (Дата обращения: 3.03.2018)


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение квадратных уравнений в среде программирования Паскаль-ABC

Автор: Соболев Роман Павлович

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496204

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства