kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение  информатике в школе должна быть ориентирована на включение и развитие новых видов грамотности и культуры: медиаграмотности и медиакультуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатики»

Омарова Айгуль Бекеновна

старший преподаватель

кафедры психолого – педагогического сопровождения профессионального развития учителя

ФАО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации

педагогических работников по Акмолинской области»


Развитие медиаграмотности учащихся

в процессе обучения информатики


На срезе современной цивилизации теоретики и практики обращают свое внимание на то, что актуальный мир более не является таким, каким его знали наши предки. В педагогической науке складывается три подхода, которые изучают тексты, как категорию развития общества, их информационное и культурологическое значение, а также влияние, которое они оказывают на человека. Выделяются три вида грамотности, а именно: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и грамотность чтения. В частности грамотность чтения, по мнению многих авторов, включает такие факторы как: структура текста, вид деятельности по работе с текстом, тип текста и контекст.

Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. В курсе школьной информатики текст рассматривается как определенный набор знаков, имеется возможность измерить его информационный объем. В методике обучения информатике категория информации является центральным, поэтому процессы обработки символьной, графической и звуковой информации, занимают лидирующие позиции. Соответственно этому выделаются и подходы к оценке эффективности. Зачастую проверяются знания, умения и навыки (ЗУН) учащихся в отношении обработки данных видов информации. Данный набор ЗУН и других качественных характеристик формируют понятия компьютерной грамотности и информационной культуры. Существует большое количество определений информационной культуры. Одним из оптимальных является следующее: информационная культура - это степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. В отдельной нише находится медиаобразование, которое определяет текст более широко и включает все виды существующих носителей текста, а именно все медиа (лат. medium — средство, посредник).

Таким образом, понятие текста расширено и включает такие ресурсы как аудиовизуальные средства: ТВ, радио, пресса и Интернет. Медиаобразование, как область науки, вводит такой термин как медиакультура, который расширяет значение информационной культуры и дополняет понятие грамотности чтения в виде медиаграмотности. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Налицо взаимосвязь трех подходов к работе с текстами, к их значению, роли в социуме и функциям, влиянию на человека. Текст, как категория цивилизации, играет ключевую роль в развитии и прогрессе. На заре развития компьютерной техники великий ученый М.Маклюен уже предрекал дальнейшее развитие текстов, предсказывал зарождение сетевой культуры и глобальной цивилизации. В понимании глобальной цивилизации, общества, культуры и значения информации наступил кризис. Ученые различных областей науки по-прежнему не актуализируют эту проблему. Вопрос о том, в какой цивилизации находится актуальный мир, в каком обществе живем мы, какой культурой обладаем, остается открытым. Более того, степень значимости решения этой проблемы сейчас приобретает особое значение в свете прогнозирования образа цивилизации и образовательных концепций. В связи с тем, что существует определенная динамика типов культур, их рост и развитие для информационного общества (которое включает большое количество культур), становится актуальной проблема построения типологии культур. Существует необходимость обоснования четкой типологии современных культурных новообразований, таких как информационная культура, культура критического мышления, медиакультура и требуется дальнейшее их рассмотрение.

Для того, чтобы определить место категории информации, необходимо рассмотреть, что представляет собой социокультурный мир. Реально социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие, множество, вариативность самобытных уникальных культурных единиц. Они существуют, не соприкасаясь друг с другом, и имеют свое пространство, и свое время. Между культурами существует динамика. Динамика, которая связана единым двигателем, и, которая, обязательно, явит собой новый глобальный тип культуры. На современном уровне научного знания имеет место некоторая ясность того, что было до нас – современников XXI века, однако вопрос того, что же начало происходить после окончания эпохи Гуттенберга, остается открытым. На текущий момент, влияние массовых коммуникационных технологий по-новому определяет динамику развития культуры. Переход от техногенной цивилизации к этапу информационного общества сопровождается чередованием типов культуры, а именно: от бесписьменных культур к письменным.

На современном этапе все типы коммуникации основаны на каких-либо текстовых ресурсах, иными словами на медиаресурсах, так как сам текст опосредован техническими средствами реализации, он не существует неотрывно, независимо. Одним из центральных понятий школьной информатики является категория «информации», которое лежит в основе любого медиаресурса, так как он опосредован техническими средствами. Поэтому необходимо рассмотреть методологию школьной информатики последних десятилетий. В течение этого времени, взгляды на содержание, цели и задачи школьной информатики претерпевали значительные изменения, вызванные процессом информатизации общества. Поэтапное развитие процесса введения информатики в школу в таком виде, как нам она известна сейчас, было развернуто на несколько десятилетий. Толчком развития изучения ЭВМ в школах стало появление первых электронно-вычислительных машин. А. П. Ершов стал пионером в области обучения школьников компьютерной грамотности. Суть предложенных изменений была изложена в Концепции информатизации до 2005 года. Главной задачей явилось обучение именно программированию, а не подход к общению и коммуникации посредством ЭВМ. Данное событие повлияло на развитие школьной информатики, поэтому вплоть до конца 90-х годов изучение программирования стало доминантой. Это в частности подтверждается и теми фактами, что дальнейшая динамика развития школьной информатики была направлена на специализацию по программированию на базе школ с математическим уклоном, что было апробировано С. И. Шварцбурдом в 60-х годах. Информатика зародилась в недрах математики и кибернетики, поэтому основная образовательная парадигма была нацелена на формирование алгоритмического подхода в развитии мышления учащихся. А. А. Кузнецов и В. С. Леднев подтвердили, что кибернетика в её школьном приложении, несет положительное влияние на развитие общеобразовательного и политехнического склада ума учащихся. В середине 90-х годов XX в. среди специалистов в области информатизации школьного образования и учителей-практиков прочно утвердилась точка зрения о том, что важным направлением совершенствования структуры и содержания школьного курса информатики является усиление его общеобразовательного потенциала «в противовес» решению прикладных задач формирования компьютерной грамотности и подготовки школьников к практической деятельности. При этом справедливо отмечается большое значение изучения учащимися алгоритмизации.

Обучение медиаграмотности поднимает серьезные вопросы, касающиеся традиционной роли, которую учителя играют в образовательном процессе. Многие авторы говорят о том, что медиаграмотность требует инновационного преподавательского подхода, отличающегося демократичностью и равенством возможностей, поскольку учитель не является собственником информации и знаний и является партнером учеников в процессе двусторонней коммуникации. Простое обращение к теме СМИ может, таким образом, способствовать демократизации требующих пересмотра взаимоотношений между учениками и учителями.

Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам, обогащение интеллектуального опыта учащихся. Достижение этого становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции, что требует достаточного знания принципов устройства и взаимодействия компонентов вычислительных устройств, соответствующего программного обеспечения, понимания перспектив развития информационного общества

Информационное общество по-новому определяет процесс коммуникации и общения. Процесс информатизации общества оказывает существенное влияние на развитие системы образования, ставит новые цели и задачи, изменяет требования к итоговой грамотности и компетентности учащихся.

Обучение информатике в школе должна быть ориентирована на включение и развитие новых видов грамотности и культуры: медиаграмотности и медиакультуры.

Согласно терминологическому словарю А. В. Федорова «медиакультура — это совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; выступает системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. В то время как медиаграмотность — «это умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение "читать" медиатекст; показатель развития медиакультуры». Медиаграмотность является инструментом познания окружающего мира, инструментом реконструкции объектов, созданных посредством медиа. Медиаграмотность необходимо рассматривать не только как ещё один из видов выражения общей грамотности, но как наиболее витальную потребность современного человека. Таким образом, процесс информатизации видится в единстве процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации, а для реализации поставленной цели большим потенциалом обладает именно медиаобразование.

Медиаобразование — это «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Фундаментом медиаобразования, являются работы общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс медиа позволяют проследить динамику развития медиаобразования в мире. Анализ теоретических концепций медиаобразования показывает, что оно ориентировано на такие средства массовой коммуникации как пресса, телевидение, радио, кино и видео, в то время как современные средства массовой коммуникации, представленные в Интернете, практически не актуализируются.

Тенденций развития информатики свидетельствуют о том, что всемирная глобальная сеть Интернет является современным средством коммуникации, которое оказывает огромное влияние на подрастающее поколение. Однако технократическая парадигма школьной информатики и сложившиеся традиции не учитывают социального аспекта влияния медиа на личность. Развитие процесса информатизации образования видится в идее педагогической интеграции, которая стала одной из ведущих в современном мире. С позиций идеи интеграции общества осмысливаются процессы, происходящие в мировом пространстве в целом, в отдельных странах и социальных общностях, по отношению ко всем сферам жизнедеятельности человека, в том числе к экономике, политике, образованию. Педагогическая интеграция позволяет интегрировать медиаобразование и информатику, сделать качественный переход от идеи развития технократического мышления к гуманистически направленной парадигме, а именно развитию медиаграмотности. Анализ стандарта школьной информатики и медиаобразования обнаруживает взаимосвязь их предметных областей, целей и задач, что свидетельствует в пользу того, что медиаграмотность необходимо развивать не только средствами самого медиаобразования, но и школьной информатики. С этой целью, некоторые разделы базового курса информатики в школе уже могут быть модернизированы и направлены на развитие именно медиаграмотности. Это позволит учащимся активно включать медиаинформацию в свою учебную и повседневную жизнь и развивать не только технократическое, но и технологическое мышление. В то же время и элективные курсы по информатике, ориентированные на повышение уровня медиаграмотности, также могут позволить учащимся не только демонстрировать высокий уровень медиаграмотности в повседневной жизни, но и проявлять профессионализм в деятельности.


Литература

  1. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП

ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 120 c.

  1. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3. C.37.

  2. Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 118 c.

  3. Федоров А.В. , Челышева И.В.

  4. Федоров А.В. , Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития – Таганрог: Познание, 2002. - 266 c.

  5. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. - Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 107 с.

  6. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. – 129 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатики

Автор: Омарова Айгуль Бекеновна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства