Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики с использованием кейс-метода.
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики с использованием кейс-метода.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития функциональной грамотности учащихся на уроках информатики. Показано, что использование кейс-технологий способствует развитию умения решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности: могут формировать у учащихся опыт общения и взаимодействия или же развивать креативное, поисковое, навигаторское мышление. Образование в XXI веке должно развиваться по такой модели, которой свойственны синергетические, диалогические и коммуникативные аспекты. Главное достоинство новой модели – возможность использования образования в социальной адаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики с использованием кейс-метода. »
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики с использованием кейс-метода.
Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается как важнейший стратегический ресурс государства.
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». Глава государства указал о необходимости дальнейшего развития функциональной грамотности школьников [1].
Олешков М.Ю. определяет функциональную грамотность как уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
В педагогическом словаре Русиновой Л.П. указано, что функциональная грамотность – уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
В терминологическом словаре современного педагога функциональная грамотность трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности [2].
Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в культурной, социальной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность является индикатором общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
- Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.
- Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
- Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Необходимо было найти такие методы на уроке, которые помогли бы реализовать цели. Мне понравилась интерактивная технология. Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, ситуационный анализ - вот важнейшие характеристики кейс-метода. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
К кейс-технологиям относятся:
метод ситуационного анализа;
ситуационные задачи и упражнения;
анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);
метод кейсов; метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск способов её решения. А также по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Цель метода: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
находить альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках получения знаний, когда нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Кейс-метод использую не только в виде педагогического метода, но и в виде эффективного метода исследования.
На уроках информатики кейс выступает и как объект изучения и как эффективное средство обучения.
При обучении информатики и информационным технологиям внедрение кейс-метода позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни является отличительной особенностью этого метода. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы, а также выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступать в качестве носителя сформулированной проблемы. Конкретная ситуация должна:
- соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;
- отличаться проблемностью, выразительно определять "сердцевину" проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;
- должна быть по силам обучающимся, но и не очень простой;
- разработку кейсов необходимо вести на местном материале и "встраивать" их в текущий учебный процесс;
- показывать как положительные, так и отрицательные примеры;
- не должна содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;
- должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком;
- также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний учащимися, а не на овладение готовым знанием. В изучении сложных вопросов преодолевается «сухость» и неэмоциональность. Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие. В жизни ученикам пригодится умение формулировать вопрос, логически мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение.
Применение кейс технологий способствует развитию креативности как у учителя, так и учеников.
Хороший кейс должен максимально достоверно описывать практическую сторону предмета обучения. В рамках одного образовательного курса целесообразно использовать несколько кейсов, разделяя курс на относительно независимые блоки, каждый из которых сопровождается своим кейсом.
Использование «кейсового» подхода имеет явные преимущества перед простым изложением лекционного материала.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников.
Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальными ситуациями.
Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными документами, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией – ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением.
При всех преимуществах кейс-технологии их использование в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Образовательная ценность этого метода в том, что он позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий, а также стимулирует познавательную активность учащихся.
В рамках предмета информатики кейс-технологии могут быть применены в таких тем ах как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Эстетика текста. Шрифты», «Табличные информационные модели»,«Информационная модель объекта», «Вирусы и антивирусные программы» и пр.
Откуда брать ситуации для кейсов? Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки, которого и рождается более или менее удачная ситуация?
Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни школы или класса, информация о которой получена непосредственно в ходе исследовательского проекта, или целенаправленного сбора информации.
Второй вариант — использование вторичных источников: в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, сайтах, презентациях и т.д.
Третий вариант— описание вымышленной ситуации.
Работа над кейсом в классе ведется по следующим этапам:
Учащиеся рассаживаются в группы.
Этап введения в кейс, постановки учителем основных вопросов.
Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до урока или на самом уроке. На ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Учитель начинает занятие с контроля знаний учащихся и содержания кейса.
2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах).
Требование - укладывать в установленное время. Учащиеся выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Учитель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций.
3) Этап презентации решений по кейсам.
Представление результатов анализа кейса и его составляющих или презентация выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой группы.
4) Этап общей дискуссии.
Почему ситуация выглядит как дилемма?
Кто принимал решение?
Какие варианты решения он имел?
Что ему надо было сделать?
Учитывая ответы на эти вопросы, учитель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение.
5) Этап подведения итогов, завершающего выступления учителя.
Пример технологической карты при использовании кейсового метода:
Фаза работы
Действия учителя
Действия учащегося
До занятия
1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы.
3. Разрабатывает сценарий урока.
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.
2. Самостоятельно готовится к занятию.
Во время занятия
1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит класс на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывает варианты решения.
3. Принимает или участвует в принятии решений.
После занятий
1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме.
Итак, суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Некоторые примеры кейсов:
1.Тема. Текстовый редактор. Вставка символов, которых нет на клавиатуре.
Цель: систематизировать и совершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре.
Описание ситуации. Работник типографии должен набрать текст статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определенных временных затрат на поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения.
2. Тема. Как отличить лицензионный диск от пиратского.
Цель: Систематизировать знания в технологии изготовления дисков; усвоить понятие дифракции дисков.
Описание опыта. Испанские исследователи продемонстрировали простой и недорогой способ проверки подлинности товаров на оптических носителях. Установить происхождение компакт-дисков помогло понимание технологии их изготовления и простая лазерная указка. Отличить пиратский CD от лицензионного по внешнему виду невозможно, ведь имитация фабричной упаковки и голографических наклеек весьма качественна. Само явление дифракции и помогло ученым признать разницу между дисками.
Вопрос кейса: Представьте себя английскими учеными и объясните характерные отличия между этими двумя дисками.
3. Тема. Электронная почта.
Цель: способствовать усвоению и систематизации знаний об организации электронной почты; закрепить знания об основных функциях и интерфейсе почтовой программы, основные принципы работы с адресной книгой; формировать понимание основных процессов, которые являются основой функционирования электронной почты и использования ее в профессиональной деятельности.
Описание ситуации. Школа скоро будет отмечать свой. На торжественный вечер нужно пригласить более 500 гостей, среди которых есть как частные лица, так и другие фирмы-друзья. Приглашение нужно послать за короткое время (1 рабочий день). Секретарь школы смогла подготовить и отправить только треть приглашений.
Вопрос кейса: Почему, по вашему мнению, секретарь не смогла выполнить поставленную перед ней задачу? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Таким образом, кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть, на уроках информатики можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения, что поможет в развитии функциональной грамотности учащихся.
Список литературы
1.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-narodu-kazakhstana_1339760819
2.Национальная Энциклопедическая служба [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/funkcionalnaja-gramotnost
3.Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.
4. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова – Педсовет.org. – 2007. – 31 августа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3843/Itemid,118/, свободный.
5. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 86-92.
6. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
7. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – №5. – С. 28-35.
8. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
9. Окно в ситуационную методику обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.casemethod.ru, свободный.
10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
11. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.
12. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
13. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
14. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE — технологий //Компьютера.- 2000. - №13-15.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Под ред .Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.