Рабочая программа ОУД (п.) 12 Информатика предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получение среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413) и требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело», утвержден приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 г. №837, зарегистрирован Минюст №33622 от 18.08.2014 и социально-экономического профиля профессионального образования.
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (авторы М.С. Цветкова, Ю.И. Хлобыстова), протокол №3 от 21.07.2015 г., «Академия» 2015 г.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский техникум технологии и сервиса».
Разработчик:
Оленец Н.А. преподаватель ГБПОУ КК АТТС
Рецензенты:
Дубенко Ю.В. Доцент кафедры ВЭА АМТИ
(филиал) ФГБОУ ВПО КубГТУ
Ливинская Е.Ю. Преподаватель кафедры ОНД АМТИ
(филиал) ФГБОУ ВПО КубГТУ
РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу по дисциплине «Информатика» по специальности 38.02.07 «Банковское дело»
Разработана преподавателем ГБПОУ КК АТТС Оленец Н.А.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине Информатика соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
В «Пояснительной записке» отражены цели изучения, принципы и подходы к формированию программы общеобразовательной учебной дисциплины, особенности планирования программы.
В разделе «Общая характеристика учебной дисциплины» приведена таблица «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины».
Раздел «Место общеобразовательной учебной дисциплины» предполагает выполнение самостоятельной работы, проекта.
В разделе «Результаты освоения учебной дисциплины» перечислены личностные, метапредметные, предметные достижения освоения учебной дисциплины.
В «Содержании учебной дисциплины» дается перечень тем, лабораторно-практических работ.
Календарно-тематическое планирование показывает количество часов на теорию и практические занятия.
В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины» указаны технические средства, необходимые для изучения дисциплины, презентации к урокам, рекомендуемая литература.
Представленная программа по специальности 38.02.07 «Банковское дело» соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Данная рабочая программа может быть использована в учебном процессе.
Рецензент Дубенко Ю.В.
РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу по дисциплине «Информатика» по профессии 38.02.07 «Банковское дело»
Разработана преподавателем ГБПОУ КК АТТС Оленец Н.А.
Рабочая программа рассчитана на максимальную нагрузку 150 часов (в том числе 54 часов — практические занятия, контрольные работы – 2 часа.) Рабочая программа дисциплины «Информатика» направления базовой подготовки разработана на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников содержит пояснительную записку, тематический план, теоретические сведения, основные знания и умения по темам, перечень практических работ, сведения о самостоятельной работе студентов, литературу.
Программа оформлена в соответствии с предъявленными требованиями. В пояснительной записке отражена основные цели программы. В рабочей программе реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, учтены метаредметные связи, особенности обучения по специальности 38.02.07 «Банковское дело». Структура программы логична. Сначала разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляются на практике.
Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане указано количество учебных часов, которые целесообразно отводить на изучение материала, практические и самостоятельные работы. В целом рецензируемая программа заслуживает высокой оценки, она хорошо продумана и ориентирована на подготовку обучающихся к использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности. Программа может быть рекомендована для использования в учебном процессе средних специальных заведений.
Разработанная программа позволит студентам при изучении данной дисциплины приобрести опыт в познавательной деятельности, ориентироваться в информационном пространстве, соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией, применять информационные ресурсы для самообразования.
Рецензент Ливинская Е.Ю.
Содержание
1
Пояснительная записка
6
2
Общая характеристика учебной дисциплины
8
3
Место учебной дисциплины в учебном плане
16
4
Результаты освоения учебной дисциплины- личностные, метапредметные, предметные.
17
5
Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования
20
6
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности студентов.
25
7
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение программы учебной дисциплины
30
8
Рекомендуемая литература
32
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Принципы и подходы к формированию программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД (п.) 12 Информатика
Методологической основой реализации программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД (п.) 12 ИНФОРМАТИКА
Программа учебной дисциплины применяется для организации уроков информатики.
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от социально-экономического профиля профессионального образования.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
• «Информационная деятельность человека»;
• «Информация и информационные процессы»;
• «Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
• «Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
• «Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на профильном уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении информатики контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
Объем часов по видам учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
В том числе:
Практические занятия
50
Контрольные работы
2
Всего лабораторно - практических занятий
50
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
Итоговая аттестация в форме экзамена
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Форма аттестации
(в соответствии с учебным планом)
1)сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- умение работать с образовательными информационными ресурсами на условии формирования поискового запроса: «Каталог образовательных ресурсов».
- освоение видов профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, БД) для специальностей.
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- Знание понятий темы Алгоритмы
- Умение описывать алгоритмы
- Знание анализа алгоритмов
- Знание основных алгоритмических конструкций и применение их в ИТ-сфере.
3) использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- Знание принципов инсталляции программного обеспечения.
- Знание принципов обзора профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы для поваров, юридические базы данных).
- Знание принципов организации баз данных в промышленности.
- Знание принципов заполнения полей баз данных в практической работе
- Знание возможностей систем управления базами данных в промышленности
- Знание принципов формирования запросов для поиска в базе данных
- Знание принципов сортировки информации в базе данных
4) владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- Знание принципов дискретного (цифровое) представления текстовой, графической и звуковой информации в оформлении документации для отдельных специальностей.
(бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).
- Умение использовать средства графического представления статистических данных — деловая графика. Проведение сводного анализа деятельности предприятия.
- Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. Формирование калькуляции.
- Умение создавать графические и мультимедийные объекты средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
- Осуществление редактирования графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий для поваров. Использование презентационного оборудования.
- Ознакомление с примерами геоинформационных систем.
8) владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- Знание методов и средств пользования языками программирования
- Знание средств создания алгоритмов
- Знание понятий по теме Технологии создания и преобразования информационных объектов
9) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
11) применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
- Владение знаниями о защите информации, антивирусной защите.
- Знание разграничения прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети предприятия.
Текущий контроль:
Фронтальный опрос, индивидуальный письменный опрос, контрольная работа П.з.№28,35,36,37,38,39, 43,44,45
Итоговый контроль:
Экзамен
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме создания компьютерных презентаций в специализированной программе. Самостоятельная работа направлена на повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него обучающихся, которые из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. В результате выполнения самостоятельной работы, обучающиеся должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации, а также овладеть необходимыми компетенциями. Основной формой самостоятельной работы являются презентации к урокам по основным разделам содержания рабочей программы.
Планированием предусмотрено выполнение индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках учебного предмета «Информатика» с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение проекта состоит в создании компьютерной презентации на основе проведения исследования по выбранной теме. В рабочей программе определена примерная тематика индивидуальных проектов, но их окончательная формулировка зависит от личного познавательного интереса обучающегося, степени его подготовленности и вовлеченности в изучение дисциплины.
Примерные темы проектов:
Информация и информационные процессы.
Создание структуры базы данных библиотеки.
Простейшая информационно-поисковая система.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
Конструирование программ.
Компьютер как исполнитель команд.
Принципы обработки компьютером информации.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
Определение объемов различных носителей информации.
Программные поисковые сервисы.
Проводная и беспроводная связь.
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Операционная система.
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином,
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
Представление технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Вирусы и антивирусные программы.
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности: дистанционное обучение и тестирование.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта.
Основное назначение электронной почты.
3. МЕСТО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Являясь частью ОПОП, дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего общего образования в образовательных учреждениях СПО в соответствии с учебным планом для специальности 38.02.07 «Банковское дело».
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО.
1. Информационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы.
Работа с ними.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем).
1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.
Практические занятия
Правовые нормы информационной деятельности.
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Лицензионное программное обеспечение.
Открытые лицензии.
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).
Портал государственных услуг.
2. Информация и информационные процессы
2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
2.2.1. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Практические занятия
Программный принцип работы компьютера.
Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных.
Извлечение данных из архива.
Файл как единица хранения информации на компьютере.
Атрибуты файла и его объем.
Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
Запись информации на компакт-диски различных видов.
Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.
2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Практические занятия
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Практические занятия
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий.
Использование презентационного оборудования.
Примеры геоинформационных систем.
5. Телекоммуникационные технологии
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации.
5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет.
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практические занятия
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ.
Практические занятия
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО.
5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).
Практические занятия
Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД (п.) 12 Информатика
код и наименование общеобразовательной учебной дисциплины
№ темы
Наименование разделов и тем
Количество часов аудиторной нагрузки
Самостоятельная работа
Всего
Практические и лабораторные работы
Введение.
1
-
-
1.
Раздел 1. Информационная деятельность человека
15
10
5
1.1
Основные этапы развития информационного общества
7
4
2
1.2
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.
8
6
3
2
Раздел 2. Информация и информационные процессы
19
12
33
2.1
Подходы к понятию информации и измерению информации
3
1
5
2.2
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации
1
-
-
2.2.1
Принципы обработки информации при помощи компьютера
4
3
10
2.2.2
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
9
7
12
2.3
Управление процессами
3
2
6
3
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
22
10
4
4.1
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
2
-
-
4.1.1
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
6
2
-
4.1.2
Возможности динамических (электронных) таблиц.
6
2
4
4.1.3
Представление об организации баз данных и системах управления ими.
4
3
-
4.1.4
Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
4
3
-
5
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
24
10
3
5.1
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
8
3
-
5.1.1
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
3
2
-
5.1.2
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь
5
2
-
5.2
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
4
3
3
5.3
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности.
4
1
-
ВСЕГО
100
50
50
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных системах
Информационная деятельность человека
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.
Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их раз-
решения.
Использование ссылок и цитирования источников информации.
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ
Информация и информационные процессы
2.1. Представление и обработка информации
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа
данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том
числе о логических формулах
2.2. Алгоритмизация и программирование
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм
2.3. Компьютерное моделирование
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования
2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации
Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1. Архитектура компьютеров
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода
информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и
системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы
3.2. Компьютерные сети
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами
Телекоммуникационные технологии
Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.
Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений.
Представление о способах создания и сопровождения сайта.
Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения программы учебной дисциплины «Информатика» есть учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В кабинете информатики находится лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
• технические средства обучения (средства ИКТ):
рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет;
периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности»,
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты имеют доступ к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
Презентации к урокам:
1.Информационная деятельность в современном мире.
2.Правонарушения в информационной сфере.
3.Понятие информации и измерение информации.
4.Системы счисления.
5.Алгоритмы и способы их описания (понятие алгоритма).
6.Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
7.Программные поисковые сервисы.
8.Передача информации между компьютерами (проводная, беспроводная).
9.Представление об автоматических и автоматизированных системах управления (управление процессами).
10.Архитектура компьютеров.
11. Периферийные устройства.
12.Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
13. Представление об организации баз данных.
14.Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
15.Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат.
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: Учебник. — М., 2016
Цветкова М.С., Хлобыстова Ю.И. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей М., 2016.
Для студентов
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. М., 2013.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования. — М., 2014
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.
Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).