Рабочая программа по информатике 4 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по информатике 4 класс УМК "Перспектива"
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 4 класс УМК "Перспектива"»
Пояснительная записка
Роль и место дисциплины
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования . Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Изучение информатики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания необходимы для применения в жизни. Продуктивная предметная деятельность на уроках информатики является основой формирования познавательных способностей младших школьников.
2.Адресат
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа по предмету «Информатика» 4 класс создана на основе:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;
Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика». Москва, «Просвещение», 2011
4. Цели и задачи курса
Основными целями курса информатики для 4 класса являются:
развивая логическое,
алгоритмическое и системное мышление,
создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
Образовательные задачи
• формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи
• формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
• развитие интересов ребенка;
Развивающие задачи
• развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
• развитие речи, памяти, внимания;
• развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т. д.;
• развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т, д.;
• развитие коммуникативной культуры ребенка.
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
5. Специфика программы
Особенность данного комплекта состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком информации, частью которой он является. Учащиеся знакомятся с информационным пространствами. Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Математика».
6. Основные содержательные линии курса
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования , основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
7. Структура программы.
Правила игры
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах. Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке. Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый переди т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек. Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика. Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.
*Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах. Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позицияигры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры. Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Перечень контрольных мероприятий
Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Контрольная работа
1
-
-
1
2
Проекты
3
1
1
1
6
8. Требования к результатам
1. Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
2. Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты освоения программы по технологии
к концу 4 класса
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании; • использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице; • иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков; • иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований; • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей; • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием; • иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных; • иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.; • уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Технологии развивающего обучения:
-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Принципы обучения:
Принцип научности обучения
Связи теории с практикой
Системности
Принцип сознательности и активности в обучении
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
Принцип наглядности
Доступность обучения
Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Работа в паре, в группе
Срезовые работы (тесты)
10. Виды и формы контроля
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
11. Объем и сроки обучения
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Информатики» в 4 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Информация об используемом учебнике
Для изучения курса«Информатика»: используется учебник Информатика авторов Семенова А.Л., Рудченко Т.А., в двух частях. Москва «Просвещение», 2013 г. и рабочая тетрадь, авторов Семенова А.Л., Рудченко Т.А.. Москва «Просвещение», 2013 г.
Учебно-тематическое планирование
№п/п
Название темы
Всего часов
Характеристика деятельности учащихся
Количество часов
Теоретические
Контрольные
1.
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир. Крестики-нолики.
1
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползу
нок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.
1
2.
Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.
1
1
3
Игра камешки.
1
1
4
Игра камешки.
1
1
5
Игра ползунок.
1
1
6
Игра сим.
1
Работать в компьютерной среде: искать в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стандартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирования и оформления доклада.
1
7
Проект «Мой доклад»
1
1
8
Проект «Мой доклад»
1
9
Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.
1
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
1
10
Выигрышные стратегии в игре камешки.
1
1
1
11
Выигрышные стратегии в игре камешки.
1
12
Дерево игры.
1
1
13
Исследуем позиции на дереве игры.
1
1
14
Проект «Стратегия победы»
1
1
1
15
Проект «Стратегия победы»
1
16
Решение задач.
1
1
17
Контрольная работа 1.
1
1
18
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
1
19
Проект «Наша сказка»
1
Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя.
Записывать звуковые файлы для озвучания реплик персонажей сказки.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.
1
20
Проект «Наша сказка»
1
1
21
Дерево вычислений.
1
1
22
Дерево вычислений.
1
1
23
Робик. Цепочка выполнения программы.
1
1
24
Робик. Цепочка выполнения программы.
1
25
Дерево выполнения программ.
1
1
1
26
Дерево выполнения программ.
1
27
Дерево всех вариантов.
1
1
1
28
Дерево всех вариантов.
1
29
Лингвистические задачи.
1
Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.
1
30
Шифрование.
1
1
31
Решение задач.
1
1
32
Контрольная работа 2.
1
1
33
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
1
34
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).
1
Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц. Работать в компьютерной адаптированной среде: оформлять результаты наблюдений в виде итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графическим сопровождением.
1
35
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть).
1
1
Итого:
35
35
2
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
УУД
Дата по плану
Дата факт
Информатика (35 ч)
1
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир. Крестики-нолики.
1
Комбиниров.
Понятие о правилах игры
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний.
Знать и понимать правила работы на уроке; иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
Ф.О
Способность корректировать свою точку зрения.
2
Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.
1
Комбиниров.
Иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения;
Ф.О
Оценивать работу в соответствии с критериями.
3
Игра камешки.
1
Комбиниров.
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек. Основы логики высказыва ний
Последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи;
Ф.О
Анализировать условия учебной задачи.
4
Игра камешки.
1
Комбиниров.
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек. Основы логики высказыва ний
Последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи;
Ф.О
Анализировать условия учебной задачи.
5
Игра ползунок.
1
Комбиниров.
Понимать и строго соблюдать установленные правила игры.
Ф.О
Оценивать работу товарища;
участвовать в коллективном обсуждении.
6
Игра сим.
1
Комбиниров.
Расстановка слов по алфавиту и поиск информации о словах в словарях.
.
Воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;
Ф.О
Оценивать работу в соответствии с критериями.
7
Проект «Мой доклад»
1
Комбиниров.
Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами.
Строить цепочки по индуктивному описанию.
Ф.О
Способность корректировать свою точку зрения.
8
Проект «Мой доклад»
1
Комбиниров.
Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами.
Строить цепочки по индуктивному описанию.
Ф.О
Способность корректировать свою точку зрения.
9
Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.
1
Комбиниров.
Знакомство с важнейшими информационными понятиями (дерево).
Строить и достраивать мешок по инструкции и по описанию.
Ф.О
Умение работать в парах и группах.
10
Выигрышные стратегии в
игре камешки.
1
Комбиниров.
Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах
Знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку
Ф.О
Анализировать условия учебной задачи.
11
Выигрышные стратегии в
игре камешки.
1
Комбиниров.
Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах
Знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку
Ф.О
Анализировать условия учебной задачи.
12
Дерево игры.
1
Комбиниров.
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора).Дерево вычисления арифметического выражения.
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Разбивать задачи на подзадачи и ее коллективно решать; выполнять действия с базисными объектами
13
Исследуем позиции на дереве игры.
1
Комбиниров.
Знакомство с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Построение цепочки по индуктивному описанию.
Выделять мешок по нескольким заданным свойствам.
Ф.О
Умение работать в парах и группах.
14
Проект «Стратегия победы»
1
Комбиниров.
Склеивание нескольких цепочек в одну.
Выполнять операцию склеивания цепочки цепочек.
Ф.О
Умение излагать свои мысли в устной и письменной форме.
15
Проект «Стратегия победы»
1
Комбиниров.
Склеивание нескольких цепочек в одну.
Выполнять операцию склеивания цепочки цепочек.
Ф.О
Умение излагать свои мысли в устной и письменной форме.
16
Решение задач.
1
Комбиниров.
Решение дополнительных и трудных задач.
Выделять одинаковые и разные цепочки из набора.
Ф.О
Искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве
17
Контрольная работа 1.
1
Контрольная работа
Установить степень освоения темы.
Решение дополнительных трудных задач.
К.Р
Умение самостоятельно решать предложенную задачу
18
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
Комбиниров.
Работа в компьютерной адаптированной среде: определение названия растений по его веточке.
Воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное.
Ф.О
Осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
19
Проект «Наша сказка»
1
Комбиниров.
Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.
Знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку
Ф.О
Уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры
20
Проект «Наша сказка»
1
Комбиниров.
Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.
Знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку
Ф.О
; Уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры
21
Дерево вычислений.
1
Комбиниров.
Понятие инструкции и описания.
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Оценивать работу товарища;
участвовать в коллективном обсуждении.
22
Дерево вычислений.
1
Комбиниров.
Понятие инструкции и описания.
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Оценивать работу товарища;
участвовать в коллективном обсуждении.
23
Робик. Цепочка выполнения программы.
1
Комбиниров.
Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.
Воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;
Ф.О
Задавать вопросы уточняющего характера;
24
Робик. Цепочка выполнения программы.
1
Комбиниров.
Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.
Воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное;
Ф.О
Задавать вопросы уточняющего характера;
25
Дерево выполнения программ.
1
Комбиниров.
Работать в группе Знакомство с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядоченье).
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве
26
Дерево выполнения программ.
1
Комбиниров.
Работать в группе Знакомство с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядоченье).
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве
27
Дерево всех вариантов.
1
Комбиниров.
Знакомство с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения).
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Анализировать условия учебной задачи.
28
Дерево всех вариантов.
1
Комбиниров.
Знакомство с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения).
Сортировать объекты
по одному и двум признакам.
Ф.О
Анализировать условия учебной задачи.
29
Лингвистические задачи.
1
Комбиниров.
Знакомство с информационным понятиями (Лингвистические задачи).
Выполнять операцию раскрытия цепочки мешков.
Ф.О
Осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
30
Шифрование.
1
Комбиниров.
Понятие «шифрование»
Последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи;
Ф.О
Уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
31
Решение задач.
1
Контрольная работа
Заполнение турнирной таблицы, подсчёт очков, распределение мест.
Решение дополнительных трудных задач.
К.Р
Задавать вопросы уточняющего характера;
32
Контрольная работа 2.
1
Комбиниров.
Установить степень освоения темы.
Воспринимать информацию; осмысливать учебный материал, выделять в нем главное.
Ф.О
Оценивать работу товарища;
участвовать в коллективном обсуждении.
33
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
Комбиниров.
Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.
Решение необязательных и трудных задач.
Ф.О
Задавать вопросы уточняющего характера;
34
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть)
1
Комбиниров.
Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.
Работа в компьютерной адаптированной среде. Изготовление компьютерного изображения, включающее хотя бы один движущийся персонаж.
Ф.О
Оценивать работу товарища;
участвовать в коллективном обсуждении.
35
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть)
1
Комбиниров.
Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.
Работа в компьютерной адаптированной среде. Изготовление компьютерного изображения, включающее хотя бы один движущийся персонаж.
Ф.О
Оценивать работу товарища;
участвовать в коллективном обсуждении.
Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Учебно-методическое обеспечение для учеников
Семенов А.А., Рудченко Т.А. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013г.
Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях. 4 класс. Часть 1. Часть 2. – М. : Просвещение, 2013г. – 104 с.
Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2013. – 48 с.;