РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Основы компьютерной грамотности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Основы компьютерной грамотности»
Цель курса - научить учащихся элементарным приёмам работы с компьютером.
Повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.
Основная форма обучения– групповое занятие.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные. Выполнение каждого задания реализуется в форме практической работы на компьютере. Приемы - подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной работе, логические поисковые задания, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.
Цель курса - научить учащихся элементарным приёмам работы с компьютером.
Повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.
Основная форма обучения– групповое занятие.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные. Выполнение каждого задания реализуется в форме практической работы на компьютере. Приемы - подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной работе, логические поисковые задания, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Основы компьютерной грамотности»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа-интернат»
Утверждаю
Директор____Н.В. Козицкая
«___» __________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Основы компьютерной грамотности»
для групповых занятий с обучающимися с нарушением интеллекта 8 «б» класса
на 2021-2022 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ:
воспитатель
М.Н.Ранцен___________
Согласовано
на заседании МС __________
« » ________ 2021 г., протокол № ___
Калачинск, 2021
1.Пояснительная записка
Программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» предназначена для групповых занятий с обучающимися с нарушением интеллекта 8 А класса и составлена на основе авторской программы Михайловой Н.П. «Основы компьютерной грамотности », рецензия БОУ ДПО «ИРОО ОО» 16.12. 2013 г.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. за № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка и осуществления деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
5. Учебный план образовательного учреждения.
Рабочая программа факультативного курса разработана с учётом особенностей обучающихся данного возраста, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Актуальность. Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с недостаточной информированностью о специальном программном обеспечении, а также с функциональными ограничениями учащихся. У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.
Программа факультативного курса «Компьютер в жизни школьника» направлена в своей основе на коррекционно-развивающую и социально-адаптационную деятельность. Учащиеся могут получить начальные навыки работы с компьютером, ознакомить с программным обеспечением в области обучающих, развивающих программ, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Цель курса - научить учащихся элементарным приёмам работы с компьютером.
Повысить личную самооценку детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение информационных технологий.
Основная форма обучения– групповое занятие.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные. Выполнение каждого задания реализуется в форме практической работы на компьютере. Приемы - подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной работе, логические поисковые задания, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.
2. Общая характеристика факультативного курса
Задачи:
усвоить правила работы и поведения при общении с компьютером;
сформировать общие представления учащихся об информационной картине мира,
об информации и информационных процессах;
приобрести навыки работы на клавиатуре;
приобрести опыт создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем;
Сформировать первичные навыки работы с информацией: открывать и сохранять файл на жестком диске и дискете, перемещать и копировать файл и т.д.
Познакомить с некоторыми приемами работы с текстовым редактором WORD, калькулятором, графическим редактором Paint.
Показать учащимся простейший алгоритм поиска информации в Интернете.
Познакомить учащихся с ТБ, которую нужно соблюдать при работе с ЭВМ.
Обучить приемам выполнения гимнастики, рекомендуемой при работе за компьютером.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоит в упрощенной форме подачи материала, доступного для восприятия, понимания и запоминания учащимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Занятия проводятся в строгом соответствии с правилами техники безопасности. Учащиеся должны быть ознакомлены с основными её положениями.
Занятие состоит из двух частей: теоретической и практической - работе на компьютере. Это обусловлено с одной стороны тем, что время нахождения ребенка за компьютером строго регламентировано, а с другой - психофизическими особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (НИ).
Теоретическая часть содержит элементарные сведения об основных понятиях науки информатики, об устройствах ЭВМ, о программном обеспечении и т.д. Форма подачи теоретических сведений может быть различна: рассказ педагога, прослушивание записи, просмотр ролика, выполнение письменных заданий и т.д. Материал должен подаваться небольшими порциями в простой, доступной форме с опорой на жизненный опыт ребенка и соблюдением межпредметных связей.
Практическая часть представлена упражнениями, выполнение которых требует умения выполнять манипуляции с мышью: наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши (принцип «DRAG and DROP» - «Зацепился и тащи»); умения открыть и закрыть нужную для работы программу; умения сохранить нужную информацию на жестком диске; умения найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете. При работе с пакетом офисных программ учащиеся должны уметь создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок, лист электронной таблицы. Программой предусмотрена инстоляция игровых программ, реализация принципа «PLUG and PLAY» -«Подключился и играй».
Кроме того, программой предусмотрено, выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток.
Контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий разного уровня сложности, исходя из возможностей каждого учащегося, что позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Итоговый контроль осуществляется в форме итоговой практической работы.
Программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» в 8 «б» классе состоит из разделов, соединенных между собой.
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Введение. Техника безопасности
1
2.
Устройство компьютера.
14
3.
Текстовый редактор Microsoft Word.
18
4.
Графический редактор Paint
10
5.
Программа Power Point.
16
6.
Знакомство с Интернетом.
9
Итого:
68 часов
3. Описание места факультативного курса в учебном плане
В учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» на 2021-2022 учебный год в раздел «Школьный компонент(коррекционно-развивающие технологии)» включен факультатив для изучения основ компьютерной грамотности «Основы компьютерной грамотности» для 8 б класса. Программа рассчитана на 1 год обучения-68 часов, 2 часа в неделю.
4. Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
приобретение опыта использования информационных ресурсов в учебной и практической деятельности
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ
использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
знать правила техники безопасности
осуществлять вход-выход в игровых программах
запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows и завершать работу с ней
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков
Достаточный уровень
знать основные требования при работе на компьютере
знать назначение основных устройств компьютера
создавать таблицу с определённым количеством строк и столбцов;
вставлять и удалять строку, столбец или ячейку;
изменять и выравнивать ширину строк и столбцов;
изменять направление и положение текста в ячейке;
удалять таблицу;
вставлять фигуры в документ и менять их размер и положение;
добавлять объекты WordArt;
менять фон документа;
вставлять рисунок или картинку;
менять ширину и тип линий рисунка;
менять объём рисунка, добавлять тень;
создать и запустить простую презентацию.
Диагностика усвоения программы предусмотрена в форме практических работ по итогам первого полугодия и за год.(Приложение № 1). Критерии оценки результатов(Приложение 2)
5. Содержание программы
Раздел 1. Введение. Техника безопасности.
Техника безопасности при работе на компьютере и в компьютерном классе. Организация рабочего места. Запуск программ. Сканер. Принтер. Ксерокс.
Раздел 2. Устройство компьютера.
Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Запуск программ.
Раздел 3. Текстовый редактор Microsoft Word.
Основные операции при создании текстов: набор текста, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка в текст рисунка, фигуры. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета . Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Набор текста по образцу. Набор текста по инструкции. Подготовка текстовых документов. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе и на внешних носителях. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
Раздел 4. Графический редактор Paint.
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Создание рисунка из геометрических фигур. Создание комбинированного документа. Рисунок из геометрических фигур. Рисунок карандашом и кистью. Рисунок по образцу. Рисунок на свободную тему. Создание комбинированного документа.
Раздел 5. Программа PowerPoint.
Создание и дизайн слайд. Размещение информации на слайде. Вставка фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «Мои одноклассники».
Раздел 6. Знакомство с Интернетом.
Интернет. Безопасность работы в интернет. Поисковые системы. Поиск информации изображений в Интернете. Копирование информации в Microsoft Word. Электронная почта как средство связи. Средства общения через сеть. Skype. Приемы коллективного взаимодействия: чат.
6.Календарно-тематическое планирование
№
занятия
Раздел.Тема занятия
Количество часов
Дата
Всего
теория
практика
1-2
1.Введение. Техника безопасности
Организация рабочего места.
1
2
2
3-4
2.Устройство компьютера.
Что такое компьютер?
Как устроен компьютер?
16
2
2
5-6
Объекты и элементы управления
Знакомство с клавиатурой
2
2
7-8
Основные позиции пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный тренажёр
2
1
1
9-10
Алфавитные клавиши
Цифровые клавиши
2
1
1
11-12
Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов.
Обучение с манипулятором «мышь»
2
1
1
13-14
Программы и файлы
Клавиатурный тренажёр в режиме игры
2
1
15-16
Практическая работа по индивидуальным заданиям
2
1
17-18
Главное меню. Запуск программ.
2
1
19-20
3. Текстовый редактор Microsoft Word.
Знакомство с программой Microsoft Word.
18
2
2
21-22
Набор текста. Сохранение текста на Рабочем столе. Сохранение текста в папке
2
1
23-24
Рабочий стол. Управление мышью
Набор текста по образцу.
2
1
1
25-26
Набор текста по инструкции.
Вставка объектов в документ
2
1
27-28
Вставка таблицы.
Представление информации в форме таблиц.
2
1
1
29-30
Редактирование текста по образцу.
Редактирование текста по инструкции.
2
2
31-32
Форматирование текста.
Форматирование шрифта.
2
1
1
33-34
Форматирование абзацев в тексте.
Вставка и редактирование рисунков и надписей.
2
1
35-36
Практическая работа. Календарь.
2
1
37-38
4. Графический редактор Paint
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.
10
2
2
39-40
Рисунок из геометрических фигур.
2
2
41-42
Рисунок карандашом и кистью.
2
2
43-44
Рисунок по образцу.
2
2
45-46
Рисунок на свободную тему.
2
2
47-48
Создание комбинированного документа.
2
2
49-50
5.Программа PowerPoint.
Работа с программой Power Point.
16
2
51-52
Создание и дизайн слайда.
2
2
53-54
Вставка фигур, рисунков, настройка анимации.
2
2
55-56
Создание слайда для презентации на основе шаблона на заданную тему.
2
2
57-58
6.Знакомство с Интернетом.
Безопасность работы в интернет.
9
2
1
1
61-62
Поиск информации в интернете и копирование ее в Microsoft Word.
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере.
2
2
67-68
Практическая работа. «Обработка изображений на компьютере».
2
2
Итого:
68
17
51
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 7-9 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2010.
Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей.
Ноутбук «Lenovo»-3 шт.,
Принтер-
Сканер-
Проектор
Модем
Устройства вывода звуковой информации
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства создания графической информации (графический планшет).
Диагностика усвоения программы по итогам 2021-2022 учебного год.
Практическая работа в графическом редакторе Paint.
Тема: «Рисование кораблика».
Цель: Выработать умения самостоятельно, оперативно применять знания на практике.
Используемые инструменты: карандаш, кисть, заливка, окружность, овал, прямая и волнистая линии, текст.
При помощи волнистой линии синего цвета выполнить поверхность воды.
При помощи заливки залить воду.
Используя инструмент овал, нарисовать овал.
При помощи прямой линии разделить овал на 2 части. Верхнюю часть овала удалить (стереть).
Залить яхту .
Кистью нарисовать мачту, подобрав цвет и толщину кисти.
Кистью нарисовать парус, залить его синим цветом.
Флаг на мачте нарисовать кистью или прямоугольник, затем с помощью резинки удалить лишнюю часть.
Используя инструмент «Текст», подписать название яхты, на мачте – свою фамилию и класс.
Рыбу нарисовать на пустом месте, затем выделить ее и перенести на воду, сделав фон прозрачным.
Для рисования солнца использовать окрашенный круг желтого цвета. Лучи солнца нарисовать кистью или прямыми линиями.
Нарисовать одно облако, затем, скопировав его, добавить в рисунок облака, сняв галочку «Непрозрачный фон» команды «Рисунок". Некоторые облака увеличить.
Залить облака серым цветом.
Выполнить заливку общего фона.
Сохранить рисунок в своей папке.
Приложение 2
Критерии оценки результатов
Система оценки предметных результатов факультативной деятельности
Уровень
Индикаторы (оценка)
Баллы
Пониженный
если обучающиеся верно выполняют до 35%
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
Базовый
У
«удовлетворительно»
от 35%до 50% заданий
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога
Достаточный
Повышенный
Х
«хорошо»
от 51% до 65% заданий
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога
О
«отлично»
(очень хорошо) свыше 65%.
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Система оценки результатов распределяются по трем типам оценки:
У - «удовлетворительно» - (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;