Рабочая программа по информатике для специальности МСХ
Рабочая программа по информатике для специальности МСХ
Рабочая программа учебной дисциплины соответствует Федеральным государственным стандартам. Программа является частью профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства,
Преподаватель Мальбахов М.А.
Рассмотрено на заседании МК
Протокол №__ «___»______201 г.
Руководитель МК_______
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
3.
Условия реализации учебной дисциплины
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам.
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной
программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися профессиональной программы СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей1:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной нагрузки 142,5 ч.
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 час.
самостоятельной работы 47,5 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
Виды учебной работы
Объем часов
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
95
В том числе:
Самостоятельные работы
47,5
Практические занятия
Контрольные работы (зачет)
6
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Информационные процессы
Тема 1.1
Информация и информационные процессы(16 час.)
Содержание учебного материала
10
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации
2
1
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
1
2
Передача информации в социальных, биологических и технических системах
1
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
1
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
1
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Тема 2.1
Информационные модели и системы(18 час)
Содержание учебного материала
4
1
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
2
2
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
11
3
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Тема 3.1
Основы социальной информатики(6 час.)
Содержание учебного материала
1
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
5
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Раздел 2.
Информационные технологии
Тема 2.1
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (7 час)
Содержание учебного материала
1
1
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
2
2
Архитектуры современных компьютеров.
Тестирование компьютера. Настройка BIOS
1
3
Многообразие операционных систем.
Загрузка операционной системы
1
4
Программные средства создания информационных объектов, Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями.
1
5
Программные средства организации личного информационного пространства, защиты информации.
1
6
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности Работа с файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Тема 2.2
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 час.)
Содержание учебного материала
1
Текст как информационный объект.
2
2
2
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
1
3
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
3
4
Графические информационные объекты.
Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
5
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
Тема 3.2
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)(15 час)
Содержание учебного материала
1
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
12
2
2
Дифференцированный зачет
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
1
1
Лабораторная работа «Знакомство с СУБД MS Access»
1
2,3
Лабораторная работа «Создание базы «Приёмная комиссия»» «Самостоятельная разработка информационной системы»»
2
4
Лабораторная работа «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой»
1
5
Лабораторная работа «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»»
1
6,7
Лабораторная работа «Прогнозирование в MS Excel»
2
8,9
Лабораторная работа «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»
2
10,11
Лабораторная работа «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
2
12
Лабораторная работа «Гипертекстовые структуры»
1
13
Лабораторная работа «Интернет: работа с электронной почтой»
1
14
Лабораторная работа «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц»
1
15,16
Лабораторная работа «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием языка разметки гипертекста HTML.»
2
17,18
Лабораторная работа «Разработка Web-сайта на заданную тему»
2
19
Лабораторная работа «Защита итогового проекта»
1
20
Лабораторная работа «Поиск информации в геоинформационных системах»
1
21
Лабораторная работа «Создание презентаций в программе MS Power Point»
1
Всего:
95
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика»
Оборудование учебного кабинета: «Информатика»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Индивидуальные рабочие места для обучающихся, рабочее место преподавателя, интерактивная доска, средства мультимедиа (проектор, колонки), копировальная техника.
Электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, презентации, уроки созданные в программе SmartNotebook, обучающие видеофильмы. Тесты, карточки по темам.
Технические средства обучения:
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
• Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большогоформата.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) — позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, сильной влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web-страниц.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы: коллекция цифровых образовательных ресурсов- school.edu.ru, fcior.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Лабораторные, практические работы.
Проектные работы
Карточки, тестирование
Практические работы
Практические работы, самостоятельные творческие работы.
Практические работы
Тесты
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Создание презентаций
Практические работы.
Индивидуальные творческие проекты
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;