Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики" 3-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики" 3-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Увлекательный мир информатики" 3-4 класс.Соответствует ФГОС.
Целью изучения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» в 3-4 классах является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
• учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
• формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
• дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики" 3-4 класс »
Рабочая программа «Увлекательный мир информатики»
3-4 класс
Учитель: Скоробогатова Е.А.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.
Все ускоряющиеся темпы общественного развития влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.
Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков информационной деятельности – деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Изменение характера социальных требований к системе образования связаны также и с тем, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать её для решения своих проблем.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Создать условия, которые позволят молодому человеку не только познакомиться с основами наук, но и присвоить различные схемы освоения опыта, помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у учащихся познавательные интересы средствами современных образовательных технологий, развитием критического мышления и занимательности.
Особенности класса.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 3-4 классов. Дети в классе достаточно коммуникабельные. Работоспособность классов достаточно высокая. Это позволяет организовать на уроке разнообразие видов деятельности.
Большая группа учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что некоторые из них не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных особенностей. Для этого в программу включены уроки, предусматривающие индивидуально-групповую работу, и индивидуальные творческие работы.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
1. Общая характеристика программы.
Описание места учебного предмета, курса
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004г. и авторской программы «Информатика» авторов Беляева Е.П, Паутова А.Г. 2010 г., базисного учебного плана, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, предусмотренный школьным компонентом учебного плана. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» в 3и 4 классе составляет 34 часа.
2. Цель и задачи программы.
Целью изучения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» в 3-4 классах является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ.
Место программы в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе - по 1 часу в неделю, продолжительность занятий 40 минут как внеурочная деятельность учащихся 3-4 класса.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-15 мин)
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2 раза) для учащихся проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции, в конце курса проводится защита Проекта.
3 класс
№
Название темы
Количество часов
Форма контроля
Всего часов
Из них
Лекции
Практические занятия
1
Информационная картина мира
9 ч
7ч
5ч
качественная
2
Устройство компьютера
7 ч
5ч
4ч
качественная
3
Алгоритмы и исполнители
17 ч
8ч
7ч
качественная
4.
Дополнительные задания
Защита проекта.
1ч
1ч
качественная
Итого:
34
20ч
17ч
4 класс
№
Название темы
Количество часов
Форма контроля
Всего часов
Из них
Лекции
Практические занятия
1
Алгоритмы.
9 ч
5ч
4ч
качественная
2
Группы (классы) объектов
8 ч
4ч
4ч
качественная
3
Логические рассуждения
11 ч
4ч
7ч
качественная
4.
Применение моделей (схем) для решения задач.
Защита проекта.
6ч
2ч
4ч
качественная
Итого:
34
15ч
19ч
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики»
3-й класс (34 ч)
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически: объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Информационная картина мира (9 ч).
Понятие информации
Информация, источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации).
Обработка информации
Отбор полезной информации Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером (чёрный ящик). Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.
Устройство компьютера (7 ч).
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Алгоритмы и исполнители (17 ч).
Первое знакомство с алгоритмами.
Составление и выполнение алгоритмов, их запись в словесной форме. Последовательность действий и результат выполнения алгоритма. Исполнитель алгоритмов Мышка – художник. Адрес клетки. Исполнитель алгоритмов. Работа с истинными и ложными высказываниями. Массовость алгоритмов. Повторение пройденного. Твои успехи.
Дополнительные задания. (1ч).
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
4-й класс (34 ч)
Алгоритмы (9ч)
Алгоритм, схема и построчная запись алгоритма. Описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами. Повторение пройденного.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Описание состава объекта (структуры системы) с помощью схемы состава. Описание признаков и действий составных частей объектов. Учимся создавать проекты. Твои успехи.
Логические рассуждения (11 ч)
Определение истинности высказываний, в том числе со словами «не», «и», «ил». Описание связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями с помощью правил «если-то». Учимся создавать проекты.
Применение моделей (схем) для решения задач (6ч)
Раздел включает в себя задания на обобщающее повторение изученного материала, развитие логического мышления и воображения. Защита проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения Программы внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» (конец 4-го класса)
В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
Развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить решение в спорных ситуациях.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать звуки, изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Овладение начальным сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
Овладение начальным сведениями о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации; о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память); о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
Об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели,
об истинных и ложных высказываниях;
Обучающиеся должны иметь представление:
о понятии «информация»;
о многообразии источников информации;
о том, как человек воспринимает информацию;
Обучающиеся научатся:
• исполнять правила поведения в компьютерном классе;
приводить примеры источников информации;
приводить примеры работы с информацией;
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
приводить примеры полезной и бесполезной информации;
запускать программы с рабочего стола;
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши;
пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Епtег, вводить с клавиатуры числа;
с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации
Обучающие получат возможность научиться:
составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка;
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать звуки, изображения, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
планирования бытовой и учебной деятельности;
безопасной работы на компьютере;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Электронная газета «Интерактивное образование» - htt://io.nios.ru/index?rel=32 point=198 = 1064
Инновации в воспитании и обучении детей. Эволюция подходов к детскому обучению. - htt://kidevo.ru/?q=node
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - htt://www.openclass.ru/node/142284
http://school-collection.edu.ru.
Компьютерная поддержка.
Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Технические средства обучения.
Интерактивная доска. Компьютер (для учителя) . Компьютеры (для учащихся). Проектор. Принтер. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания. Сканер.
Используемая литература.
1. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 г.
5. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
6. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
9. Бесконечное образование: все для воспитателей, учителей, преподавателей.
внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики», 3 класс
(1 час в неделю – 34 часа)
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-во часов
Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Дата проведения урока
Содержание урока
(Ученик должен знать)
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Информационная картина мира (9 ч).
1
Информация, источники информации. Правила техники безопасности.
ИНМ
1
Познакомиться с понятиями «информатика», «информация», источники информации. Правила поведения в кабинете информатики. Самостоятельная работа с источниками информации.
Мотивация к обучению. Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Анализ коротких литературных текстов и графических объёктов, поиск и выделение необходимой информации;
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою,
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
1 неделя
2
Работа с информацией.
УКПЗ
1
Целенаправленная работа с информацией. Выяснить, какие действия можно выполнять с информацией Формирование представлений о действиях с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации)
Знакомство с правилами работы за компьютером.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
анализ (сопоставление) текстовой и графической информации; умение строить логическую цепь рассуждений;
умение использовать таблицы.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2 неделя
3
Входная и выходная информация (данные).
УКПЗ
1
Целенаправленная работа с информацией. Выяснить, какие действия можно выполнять с информацией Формирование представлений о действиях с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации)
Знакомство с правилами работы за компьютером.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация. Осознают важность
учебы и познания нового
анализ (сопоставление) текстовой и графической информации; умение строить логическую цепь рассуждений;
умение использовать таблицы.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3 неделя
4
Отбор полезной информации.
ИНМ
1
Знакомство с понятиями полезная и лишняя информация. Выяснить, какие органы чувств помогают получать информацию.
Обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов. Обработка информации человеком.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;
умение строить логическую цепь рассуждений;
умение использовать таблицы;
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
4 неделя
5-6
Шифры перестановки и замены.
УКПЗ
2
Различать и выделять источники информационного шума.
Формирование представления о некоторых приёмах шифрования. Знакомство с понятиями «информационный шум», «шифр», «кодовая таблица»
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
знаково-символические действия;
умение использовать таблицы, проверять по таблице;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
5, 6 неделя
7
Использование различных алфавитов в шифрах замены.
ПР
1
Практическая работа по теме «Шифры»
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
знаково-символические действия;
умение использовать таблицы, проверять по таблице;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
7 неделя
8
Обработка информации человеком.
ЗПЗ
1
Обсудить особенности обработки информации человеком. Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
знаково-символические действия;
умение использовать таблицы, проверять по таблице;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения.
8 неделя
9
Действия с информацией
ОСМ
1
Повторить изученный материал.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения
9 неделя
Устройство компьютера (7 ч).
10
Компьютер – универсальная машина для обработки информации.
ИНМ
1
Познакомиться с модульным принципом построения компьютера; названием и назначением отдельных устройств компьютера.
Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
выполнение задания с использованием рисунков и схем;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
10 неделя
11
Устройство компьютера. Системная плата. Процессор.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
Умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
11 неделя
12
Устройство компьютера. Оперативная память
УКПЗ
1
Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера. Определение последовательности действий.
Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
Умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
12снеделя
13-14
Устройства ввода информации.
УКПЗ
2
Познакомить с названиями и назначением устройств ввода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений.
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
13-14 неделя
15
Внешняя память.
ИНМ
1
Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Формирование навыка работы на ПК
Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений.
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
15 неделя
16
Устройство компьютера. Обобщение и систематизация знаний
ОСМ
1
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
анализ информации;
самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
16 неделя
Алгоритмы и исполнители (17 ч).
17
Первое знакомство с алгоритма-
ми и исполни-телями.
ИНМ
1
Познакомиться с понятиями «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «СКИ алгоритма».
Определение последовательности действий.
Мотивация к обучению.
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ (сопоставление) текстовой и графической информации;
умение строить логическую цепь рассуждений.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
17 неделя
18
Составление и выполнение алгоритмов
УЗ
1
Продолжить знакомство с понятием «алгоритм». Учиться составлять и выполнять алгоритмы
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации.
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою,
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
18 неделя
19
Последова-тельность действий и результат выполнения алгоритма.
ИНМ
1
Знакомство с новой формой записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.
Учиться составлять и выполнять алгоритмы;
Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
19 неделя
20-21
Составление и выполнение алгоритмов.
УКПЗ
2
Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы. Выяснить, где можно брать информацию для составления алгоритма (рисунок, текст) Повторить название некоторых устройств компьютера.
Осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации; умение строить логическую цепь рассуждений.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
20-21неделя
22
Исполнитель алгоритмов Мышка – художник.
ИНМ
1
Знакомство с понятием «адрес клетки». Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы. Выяснить, кто такая Мышка – художник и почему её называют формальным исполнителем алгоритмов.
Развитие мотивов учебной деятельности
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
22 неделя
23-24
Адрес клетки.
УКПЗ
2
Формирование навыка определения адреса клетки и поиска клетки по её адресу. Убедиться, что адреса клеток в алгоритмах Мышки – художника можно записывать в любом порядке. Напомнить назначение некоторых устройств компьютера.
Развитие мотивов учебной деятельности
Переработка информации для получения необходимого результата
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
23-24 неделя
25
Истинные и ложные высказывания.
УКПЗ
1
Учить видеть истинные и ложные высказывания в равенствах и неравенствах. Выяснить, когда команда невыполнима.
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою.
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
26 неделя
27-28
Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.
ЗПЗ
2
Учить использовать для составления алгоритмов разнообразную информацию, в т.ч. графическую.
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
27-28 неделя
29
Массовость алгоритмов.
ИНМ
1
Познакомиться с понятиями массовости алгоритма, компьютерной программы.
.Выяснить, для чего нужна пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.
Развитие мотивов учебной деятельности
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
29 неделя
30
Составление алгоритмов.
Практическая работа
ПР
1
Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
30 неделя
31
Защита проекта
УКПЗ
1
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.
Развитие мотивов учебной деятельности
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
31неделя
32
Твои успехи.
ППМ
1
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий.
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
32 неделя
33
Обобщение и систематизация знаний
ОСМ
1
Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течении года
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
33 неделя
Дополнительные задания (1ч).
34
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования
ПР
1
Склеить модель компьютера из бумаги.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
34 неделя
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики», 4 класс
(1 час в неделю – 34 часа)
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-во часов
Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Дата проведения урока
Содержание урока
(Ученик должен знать)
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Алгоритмы (9ч)
1
Правила техники безопасности. Алгоритм.
ИНМ
1
Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.
Шаг алгоритма. Схема алгоритма.
Мотивация к обучению. Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
поиск и выделение необходимой информации;
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою,
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
1 неделя
2
Ветвление в построчной записи алгоритма
ИНМ
1
Знакомство с ветвлением в построчной записи алгоритма
Мотивация к обучению. Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
поиск и выделение необходимой информации;
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою,
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
2 неделя
3
Ветвление
ИНМ
1
Повторение правил работы за компьютером. Записывать условия ветвления алгоритма, используя слова «Если-то-иначе»
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
анализ (сопоставление) текстовой и графической информации; умение строить логическую цепь рассуждений;
умение использовать таблицы.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3 неделя
4
Цикл в построчной записи алгоритма.
ЗПЗ
1
Имеют представление о цикле в построчной записи алгоритма.
Записывают условие цикла в команде «Повторяй»
Выполняют алгоритмы с циклами..
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация. Осознают важность
учебы и познания нового
анализ (сопоставление) текстовой и графической информации; умение строить логическую цепь рассуждений;
умение использовать таблицы.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
4 неделя
5
Алгоритмы с параметрами.
ЗПЗ
1
Имеют представление о параметрах алгоритма, выполняют алгоритмы с параметрами.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
умение строить логическую цепь рассуждений;
умение использовать таблицы;
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
5 неделя
6
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.
УКПЗ
1
Записывают результат выполнения каждой команды алгоритма; выполняют и составляют алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
знаково-символические действия;
умение использовать таблицы, проверять по таблице;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
6 неделя
7
Закрепление по теме «Алгоритмы».
Практическая работа.
ПР
1
Работают в компьютерной среде.
Применяют на практике знания, полученные на 1-5 уроках.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
знаково-символические действия;
умение использовать таблицы, проверять по таблице;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
7 неделя
8
Повторение пройденного по теме «Алгоритмы».
ЗПЗ
1
Работают в компьютерной среде
Формирование навыка работы на ПК.
Осваивают способы решения задач творческого характера.
Осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
знаково-символические действия;
умение использовать таблицы, проверять по таблице;
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения.
8 неделя
9
Обобщение и систематизация знаний
ОСМ
1
Повторить изученный материал.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения
9 неделя
Группы (классы) объектов (8 ч)
10
Общие и отличительные признаки группы объектов.
ИНМ
1
Описывают в табличном виде общие действия и составные части группы объектов; описывают отличительные признаки объектов.
Объясняют «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «Что я хочу» (цели, мотивы), «Что я могу» (результаты)
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата.
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
10 неделя
11
Схема состава объекта.
ИНМ
1
Имеют представление о ветвлении в построчной записи алгоритма. Записывают условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то». Выполняют алгоритмы с ветвлениями.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
Умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
11 неделя
12
Адрес составной части объекта.
УКПЗ
1
Записывают условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то». Выполняют алгоритмы с ветвлениями. Закрепляют представление о вложенности алгоритмов.
Формирование навыка работы на ПК.
Отделяют оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди), отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
12снеделя
13
Массив объектов на схеме состава.
УКПЗ
1
Заполняют схему состава объекта; представляют Массив объектов на схеме состава; записывают адрес элемента массива в составе объекта.
Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений.
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
13неделя
14
Признаки и действия объекта и его составных частей.
ЗПЗ
1
Выделяют отличительные признаки и действия всего объекта и его отдельных частей; записывают признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава.
Формирование навыка работы на ПК
Осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме.
В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего успеха и находят способы решения этой ситуации.
.
14 неделя
15
Описание признаков и действий составных частей объектов.
ОСМ
1
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
анализ информации;
самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
15неделя
16
Учимся создавать проекты.
ПР
1
Работают в компьютерной среде. Осваивают способы решения задач творческого характера
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
16 неделя
17
Твои успехи. Обобщение и систематизация знаний
ОСМ
1
Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках. Работают в компьютерной среде. Осваивают способы решения задач творческого характера.
Осознают важность
учебы и познания нового.
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
17 неделя
Логические рассуждения (11 ч)
18
Множество. Подмножество. Пересечение множеств.
ИНМ
1
Познакомиться с понятиями «Множество». «Подмножество». «Пересечение множеств».
Объясняют «Что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «Что я хочу» (цели, мотивы), «Что я могу» (результаты)
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
умение строить логическую цепь рассуждений.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
18 неделя
19
Истинность
высказываний со словами «не», «и», «или».
УКПЗ
1
Закрепляют представление о пересечении множеств; определяют принадлежность элементов множеству; закрепляют представление о высказываниях; определяют истинность высказываний со словами «не», «и», «или».
Отделяют оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди), отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, понимают причины своего успеха и находят способы решения этой ситуации.
19 неделя
20
Описание отношений между объектами с помощью графов.
ИНМ
1
Закрепление представления о графах; строят графы по словесному описанию отношений между предметми и существами.
Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
20 неделя
21
Пути в графах.
ИНМ
1
Знакомятся с понятиями «путь» в графе; строят и описывают пути в графах.
Оценивают, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия, осознают важность различения «красивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
анализ информации; умение строить логическую цепь рассуждений.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
21неделя
22
Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов.
УЗ
1
Выделяют части ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»; разбирают графы на части и строят из них новые графы.
Развитие мотивов учебной деятельности
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
22 неделя
23
Правило «Если-то»
ИНМ
1
Записывают правила «Если-то»; составляют схемы для этого правила; определяют ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью этого правила.
Развитие мотивов учебной деятельности
Переработка информации для получения необходимого результата
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
23неделя
24
Схема рассуждений.
УКПЗ
1
Учить видеть истинные и ложные высказывания в равенствах и неравенствах. Выяснить, когда команда невыполнима.
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
24 неделя
25-26
Учимся создавать проекты.
ПР
2
Работают в компьютерной среде. Осваивают способы решения задач творческого характера
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация.
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления.
25-26 неделя
27
Твои успехи.
ЗПЗ
1
Учить использовать для составления алгоритмов разнообразную информацию, в т.ч. графическую.
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
Демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
27неделя
28
Обобщение и систематизация знаний
ОСМ
1
Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках. Работают в компьютерной среде. Осваивают способы решения задач творческого характера.
Осознают важность
учебы и познания нового.
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
28 неделя
Применение моделей (схем) для решения задач (6ч)
29
Составные части объектов. Объекты с необычным составом.
ИНМ
1
Описывают состав и возможности объектов (таблица «Состав -Действия», схема состава), сравнивают состав различных объектов и находят у них части с одинаковыми названиями составных частей; придумывают и описывают предметы с необычным составом.
Развитие мотивов учебной деятельности
умение выполнять действие по заданному алгоритму;
анализ информации
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы..
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
29 неделя
30
Практическая работа по теме «Объекты с необычным составом».
ПР
1
Учиться составлять и выполнять «Объекты с необычным составом».. Формирование навыка работы на ПК.
Мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
30 неделя
31
Защита проекта
УКПЗ
1
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий. Работают в компьютерной среде. Осваивают способы решения задач творческого характера
Развитие мотивов учебной деятельности
Владеют способами решения проблем творческого и поискового характера
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
31неделя
32
Твои успехи.
Защита проекта
УКПЗ 1
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий. Работают в компьютерной среде. Осваивают способы решения задач творческого характера
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
Сопоставлять источники информации и органы чувств.
Выделять полезную информацию.
Формирование навыка работы на ПК.
Использовать знаково-символические средства представления и источников информации.
32 неделя
33
Обобщение и систематизация знаний
ОСМ
1
Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течение года
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
33 неделя
34
Итоги работы за год. Повторение изученного за курс.
ППМ
1
Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течение года
Осознают важность исполнения роли «хорошего ученика», необходимость учебы и познания нового.
Перерабатывают информацию для получения необходимого результата
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.