___________А.В. Зарывахин
«_____»____________2014 г.
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы алгоритмизации и программирования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 «Информационные системы (по отраслям)»
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», ОКХ и УЗР
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин учебного плана по специальности 230401 «Информационные системы ( по отраслям)»
- строить логически правильные и эффективные программы.
- основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;
- объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | Коды формируемых компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | | |
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные цели и задачи курса. Входное тестирование. | | 1 | ОК 1-10 ПК 1.2 |
Раздел 1. | Основные принципы алгоритмизации и программирования | 34 | | |
Тема 1.1. Алгоритмы и величины | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.2 – 2.3 |
Этапы решения задачи на ЭВМ. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. Данные и величины. Основные базовые типы данных и их характеристика. Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных. | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Составление блок-схем алгоритмов» | 2 |
Тема 1.2. Линейные вспомогательные алгоритмы | Содержание учебного материала | | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Линейные вычислительные алгоритмы | 1 |
Практические работы 1. Составление блок-схем линейных алгоритмов. | 2 |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Составление блок-схем линейных алгоритмов» | 1 |
Тема 1.3. Ветвления и циклы в вычислительных алгоритмах | Содержание учебного материала | | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Ветвления и циклы в вычислительных алгоритмах | 1 |
Практические работы 1. Составление блок-схем разветвляющихся алгоритмов. 2. Составление блок-схем циклических алгоритмов. | 4 |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Составление блок-схем разветвляющихся и циклических алгоритмов» | 1 |
Тема 1.4. Логические основы алгоритмизации | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
Логические основы алгоритмизации. Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности. | |
Практические работы 1. Логические выражения 2. Составление таблиц истинности. | 4 |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Составление таблиц истинности» | 2 |
Тема 1.5. Вспомогательные алгоритмы и процедуры | Содержание учебного материала | 1 | 1, 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
Вспомогательные алгоритмы и процедуры. | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Вспомогательные процедуры» | 1 |
Тема 1.6. Основы структурного программирования | Содержание учебного материала | 1 | 1, 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
Основы структурного программирования | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Структурное программирование» | 1 |
Тема 1.7. Развитие языков и технологий программирования | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
Развитие языков и технологий программирования. Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Способы трансляции | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «История развития языков программирования» | 2 |
Тема 1.8. Структура и способы описания языков программирования высокого уровня | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
Структура языка программирования высокого уровня. Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования. Способы описания языков программирования высокого уровня. | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Сравнительная характеристика ЯВУ (Delphi, C++, Visual Basic)» | 2 |
Раздел 2. | Программирование на языке Паскаль | 120 | | |
Тема 2.1. Первое знакомство с языком Паскаль | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Структура программы на языке Паскаль. Примеры программ | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Методы программирования» | 2 |
Тема 2.2. Некоторые сведения о системе ТурбоПаскаль | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
Система программирования ТурбоПаскаль. Структурная схема программы на алгоритмическом языке. | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Особенности работы в системе ТурбоПаскаль» | 1 |
Тема 2.3. Элементы языка ТурбоПаскаль | Содержание учебного материала | 1 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Лексика языка. Алфавит языка ТурбоПаскаль | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Лексика языка программирования ТурбоПаскаль» | 1 |
Тема 2.4. Концепция типов данных | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Типы данных ТурбоПаскаля. Описание переменных. Константы | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Классификация типов данных в ТурбоПаскале» | 2 |
Тема 2.5. Арифметические операции, функции, выражения. Оператор присваивания | Содержание учебного материала | 2 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Арифметические операции, функции, выражения. Оператор присваивания | |
Тема 2.6. Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран | Содержание учебного материала | 2 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран. Форматы вывода. | |
Практические работы 1. Составление программ линейной структуры. | 2 |
Тема 2.7. Управление символьным выводом на экран | Содержание учебного материала | 1 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Управление символьным выводом на экран | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Символьный вывод на экран» | 1 |
Тема 2.8. Логические величины, операции, выражения | Содержание учебного материала | 3 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Логические величины и операции. Логические выражения | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Логические величины» | 2 |
Тема 2.9. Функции, связывающие различные типы данных | Содержание учебного материала | 1 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Функции, связывающие различные типы данных | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Логические операции» | 2 |
Тема 2.10. Программирование ветвящихся алгоритмов | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Программирование ветвящихся алгоритмов. Примеры задач с использованием ветвящихся алгоритмов | |
Практические работы 1. Составление программ разветвляющейся структуры. | 2 |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 2 |
Тема 2.11. Программирование циклических алгоритмов | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Программирование циклических алгоритмов: цикл с предусловием Программирование циклических алгоритмов: цикл с постусловием Программирование циклических алгоритмов: цикл по параметру Примеры задач с использованием циклических алгоритмов | |
Практические работы 1. Составление программ циклической структуры. | 2 |
Самостоятельная работа Доклад и реферат на тему «Программирование циклических алгоритмов» | 4 |
Тема 2.12. Подпрограммы | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Подпрограммы в ТурбоПаскале: процедуры. Примеры задач с использованием процедур. Подпрограммы в ТурбоПаскале: функции. Примеры задач с использованием функций | |
Практические работы 1. Организация и использование процедур и функций. | 2 |
Самостоятельная работа Реферат и доклад на тему «Процедуры и функции в Паскале» | 4 |
Тема 2.13. Вычисление рекуррентных последовательностей | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Рекуррентная последовательность. Программирование вычислений рекуррентных последовательностей | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Программирование вычислений рекуррентных последовательностей» | 2 |
Тема 2.14. Графические средства ТурбоПаскаля | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Графические средства ТурбоПаскаля. Графические координаты. Графические примитивы. Построение графика функции. Примеры программ построения графика | |
Практические работы 1. Рисование в ТурбоПаскале 2. Построение графиков функций | 4 |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Графические возможности языка программирования Паскаль» | 2 |
Тема 2.15. Символьные строки | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Символьные строки. Примеры программ | |
Практические работы 1. Работа со строковыми переменными. | 2 |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Символьные строки» | 2 |
Тема 2.16. Массивы | Содержание учебного материала | 4 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.2 – 2.3 |
Массивы как структурированный тип данных. Объявление массива. Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод двухмерных массивов. Обработка массивов. Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел. | |
Практические работы 1. Обработка одномерных массивов 2. Обработка двухмерных массивов | 4 |
Самостоятельная работа Доклад и реферат на тему «Составление программ с одномерными и двухмерными массивами» | 4 |
Тема 2.17. Рекурсивные подпрограммы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Рекурсивные подпрограммы. Применение рекурсивных функций. | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Рекурсивные подпрограммы» | 2 |
Тема 2.18. Множества | Содержание учебного материала | 2 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.2 – 2.3 |
Структурированные типы данных: строки и множества. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Множества. Операции над множествами. | |
Практические работы 1. Разработка программ со структурированными типами данных | 2 |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Составление программ со строковыми переменными» | 2 |
Тема 2.19. Файлы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Внутренние и внешние файлы. Текстовые файлы | |
Практические работы 1. Работа с файлами последовательного и произвольного доступа. | 2 |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Разработка программ с чтением и записью файлов разных типов» | 2 |
Тема 2.20. Комбинированный тип данных | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Комбинированный тип данных. Работа с файлами записей | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Комбинированный тип данных» | 2 |
Тема 2.21. Указатели и динамические структуры данных | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Указатели. Динамические структуры данных | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Динамические структуры данных» | 2 |
Тема 2.22. Внешние подпрограммы и модули | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. Введение внешних подпрограмм. Создание и использование модулей. Библиотеки подпрограмм: понятие и виды. Схемы вызова библиотек. Использование библиотек подпрограмм. | |
Практические работы. 1. Программирование модуля. 2. Создание библиотеки подпрограмм. | 4 |
Самостоятельная работа Доклад и реферат на тему «Создание библиотеки подпрограмм» | 4 |
Раздел 3. | Методы построения алгоритмов | 18 | | |
Тема 3.1. Метод последовательной детализации | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Метод последовательной детализации. Отладка и тестирование программы | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Отладка и тестирование программы в Паскале» | 2 |
Тема 3.2. Рекурсивные методы | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Рекурсивные методы | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Рекурсивные методы» | 1 |
Тема 3.3. Методы перебора в задачах поиска | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Методы перебора в задачах поиска | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Методы перебора в задачах поиска» | 1 |
Тема 3.4. Методы сортировки данных и сложность алгоритмов | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.2 – 2.3 |
Сложность алгоритмов. Постановка задачи сортировки данных. Алгоритм сортировки простым включением. Алгоритм быстрой сортировки | |
Практические работы. 1. Методы сортировки данных | 2 |
Самостоятельная работа Доклад и реферат на тему «Методы сортировки данных» | 4 |
Раздел 4. | Объектно-ориентированное программирование (ООП) | 60 | | |
Тема 4.1. Что такое объектно-ориентированное программирование | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 |
История объектно-ориентированного программирования. Основные понятия объектно-ориентированного программирования: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Методология объектно-ориентированного программирования» | 2 |
Тема 4.2. Объекты в ТурбоПаскале | Содержание учебного материала | 4 | 2, 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Описание объектов в ТурбоПаскале. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм | |
Самостоятельная работа Доклад и реферат на тему «Объекты в ТурбоПаскале» | 4 |
Тема 4.3. Интегрированная среда программирования Delphi | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
История и назначение Delphi. Интерфейс: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Изучение интегрированной среды разработчика» | 2 |
Тема 4.4. Компоненты Delphi. Свойства компонентов | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Компоненты Delphi. Свойства компонентов и управление через свойства. События компонентов и определение процедур на основе событий. Программа на Delphi | |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Этапы создания программ на Delphi» | 2 |
Тема 4.5. Событийно-управляемое программирование | Содержание учебного материала | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Событийно-управляемое программирование Пример программы, позволяющей решить линейное уравнение | |
Самостоятельная работа Доклад на тему «Разработка программ, позволяющих решать линейное уравнение» | 2 |
Тема 4.6. Технология создания приложений в Delphi | Содержание учебного материала | 6 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Технология создания приложений в Delphi. Этапы разработки приложений. Проектирование ООП – приложения. Разработка интерфейса пользователя. Программирование, тестирование, отладка. Разработка документации. | |
Практические работы. 1. Изучение интегрированной среды разработчика. | 2 |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Программирование приложения» Доклад на тему «Проектирование ООП – приложения» | 4 |
Тема 4.7. Примеры разработки приложений Delphi | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.2 – 2.3 |
Примеры разработки приложений Delphi | |
Тема 4.8. Иерархия классов | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Классы в Delphi. Объявление класса, свойств и методов. Наследование. Полиморфизм, перегрузка методов. Понятие объектно-ориентированного проектирования. | |
Практические работы. 1. Разработка проекта с одной формой в Delphi. 2. Создание событийных процедур. Вызов событий. 3. Работа с компонентами окна среды Delphi. 4. Создание базовых элементов интерфейса Windows-программы в среде Delphi. 5. Разработка в Delphi зачетного проекта. 6. Защита проекта в Delphi. | 12 |
Самостоятельная работа Реферат на тему «Создание наследованного класса» Доклад на тему «Объявление класса, создание экземпляров класса» | 4 |
Раздел 5. | Задачи по программированию | 18 | | |
Тема 5.1. Линейные программы | Практические работы 1. Формулы 2. Математические задачи | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 1.2 ПК 2.3 |
Тема 5.2. Ветвление | Практические работы 1. Логические выражения 2. Текстовые задачи | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Тема 5.3. Оператор выбора | Практические работы 1. Значения функций 2. Оператор выбора | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Тема 5.4. Циклы | Практические работы 1. Циклы с заданным числом повторений 2. Суммы и произведения числовых последовательностей 3. Итерационные циклы 4. Табулирование функций | 4 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Тема 5.5. Целочисленная арифметика | Практические работы 1. Ввод и обработка последовательностей 2. Целочисленная арифметика | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Тема 5.6. Подпрограммы | Практические работы 1. Нерекурсивные процедуры и функции 2. Рекурсивные процедуры и функции | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Тема 5.7. Множества и записи | Практические работы 1. Множества 2. Записи | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Тема 5.8. Файлы и модули | Практические работы 1. Файлы 2. Модули | 2 | 3 | ОК 1-10 ПК 1.3 ПК 2.3 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - | | |
Всего: | 252 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатики и вычислительной техники.
Л 1. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования : учебник для студ. сред. проф. образования/. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Л 2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.