kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса профессиональной подготовки "Оператор ЭВМ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение профессии

Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ) выполняет ввод и обработку информации на электронно-вычислительных машинах, подготавливает к работе вычислительную технику и периферийные устройства, принимает меры по предотвращению потери информации, проводит диагностику сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.

Основные цели курса:

  • Формирование представлений об устройстве и принципах работы вычислительной техники;
  • Научить учащихся ориентироваться и работать во всех основных программных пакетах
  • Дать представление о современных информационных технологиях;

Научить работе с информацией: искать, хранить, передавать, обрабатывать

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса профессиональной подготовки "Оператор ЭВМ" »

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на Педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.



Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

__________________Киселева О. А.

Приказ № 5 от 30.08.2010 г.











Образовательная программа

«Оператор Электронно-вычислительных машин»


Автор: Киселева Ольга Александровна,

педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»














г. Буй

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка к профессии «Оператор Электронно-вычислительных машин».

Современный мир ПК настолько широк и разнообразен, настолько быстро развивается, что каждый человек без всякого сомнения найдёт себе место в этом мире и первый сильный шаг в этом направлении – освоение профессии «Оператор ЭВМ». Программа курса «Оператор ЭВМ» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования. Настоящая программа описывает курс по подготовке учащихся по профессии «Оператор ЭВМ». Курс предназначен для учащихся 10-11 классов школ города Буя и включает 292 часа, из которых 217 часов отведено на практические занятия, в том числе 20 часов летней практики.

Учебные занятия проходят в виде лекций, практических занятий и лабораторных работ, консультаций, семинаров.

Контроль знаний проводится в виде текущего контроля при выполнении самостоятельных и практических работ, индивидуального выполнения заданий в течение установленного времени после изучения теоретического блока с последующей сдачей зачета, написание рефератов.

Квалификационный экзамен включает в себя элементы изучаемых дисциплин. По результатам экзамена присваивается квалификация «Оператор ЭВМ» и выдается свидетельство государственного образца.

Условия реализации:

  • Класс вычислительной техники на базе процессора типа Intel Pentium;

  • Наличие базового, офисного и специального программного обеспечения;

  • Подключение к глобальной сети Internet.


Назначение профессии

Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ) выполняет ввод и обработку информации на электронно-вычислительных машинах, подготавливает к работе вычислительную технику и периферийные устройства, принимает меры по предотвращению потери информации, проводит диагностику сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.

Основные цели курса:

  • Формирование представлений об устройстве и принципах работы вычислительной техники;

  • Научить учащихся ориентироваться и работать во всех основных программных пакетах

  • Дать представление о современных информационных технологиях;

  • Научить работе с информацией: искать, хранить, передавать, обрабатывать.

В результате изучения курса учащиеся должны:


Оператор ЭВМ должен знать:


По линии информации и информационных процессов

  • Определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;

  • Что такое информационные процессы;

  • Какие существуют носители информации;

  • Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • В каких единицах измеряется информация;

  • Количество информации и формула Шеннона;

  • Системы счисления, используемые в вычислительной технике;

  • Представление числовой, текстовой, графической, звуковой и видео информации.


По линии компьютера

  • Правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • Типы и свойства устройств внешней памяти;

  • Типы и назначение устройств ввода-вывода;

  • Сущность программного управления работой компьютера;

  • Принципы организации информации на дисках; что такое файл, каталог (папка), файловая структура

  • Назначение программного обеспечение и его состав.


По линии моделирования

  • Что такое модель; в чем разница между натурой и информационной моделью;

  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

  • Что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;

  • Что такое модель знаний.


По линии управления и алгоритмов

  • Что такое «Кибернетика»; предмет и задачи этой науки;

  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритмов в системах управления;

  • В чем состоят основные свойства алгоритмов;

  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, алгоритмический язык;

  • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.


По линии информационных технологий

  • Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

  • Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • В чем различие между растровыми и векторными способами представления изображений в компьютере;

  • Какие существуют области применения компьютерной графики;

  • Назначение графических редакторов;

  • Назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

  • Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.;

  • Что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» – WWW;

  • Что такое база данных, СУБД, информационная система;

  • Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • Что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • Графические возможности табличного процессора.


Операторы ЭВМ должны уметь:


По линии информации и информационных процессов

  • Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • Приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

  • Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • Рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи;

  • Переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;

  • Выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами;

  • Определять истинность высказываний (логических выражений);

  • Записывать логические выражения с использованием основных логических операций: И, НЕ, ИЛИ


По линии компьютера

  • Включать и выключать компьютер;

  • Пользоваться клавиатурой;

  • Вставлять дискеты в накопители

  • Просматривать на экране директории диска;

  • Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • Работать с сервисными программами: архиваторами, антивирусными и др.;

  • С помощью системных средств управлять диалоговой средой операционной системы (оболочкой Norton Commander для MS DOS, “Рабочим столом” для Windows).


По линии моделирования

  • Приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • Проводить в несложных случаях системный анализ объекта (формализацию) с целью построения его информационной модели;

  • Ставить вопросы и формулировать задачи;

  • Проводить вычислительный эксперимент над моделью;

  • Описывать процесс в табличной форме для простых случаев.


По линии управления и алгоритмов

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на алгоритмическом языке;

  • Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления;

  • Выделять подзадачи; определять и исполнять вспомогательные алгоритмы.



По линии информационных технологий

  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • Строить изображения с помощью графического редактора;

  • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;

  • Создавать БД реляционного типа;

  • Организовывать поиск информации в БД;

  • Редактировать содержимое полей БД;

  • Производить в ЭТ расчеты;

  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • Осуществлять просмотр и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ.


Содержательные параметры профессиональной деятельности.

Практические основы профессиональной деятельности Теоретические основы профессиональной деятельности
Общепрофессиональные параметры

Ведение процесса обработки информации на ЭВМ.

Основные определения информатики. Свойства и единицы измерения информации. Понятие о программном обеспечении.

Основные этапы обработки информации на ЭВМ. Последовательность действий в процессе записи, хранения, накопления, преобразования, считывания, копирования информации.

Понятие об архитектуре ЭВМ.

Системный блок, его основные узлы, их функции, связь, размещение, технические характеристики, исполнение. Типы корпусов.

Основные характеристики и типы внутренней и внешней памяти ЭВМ.

Роль вычислительной техники в автоматизированных системах управления

Выполнение ввода-вывода информации с носителей данных, каналов связи.

Устройства ввода-вывода информации и дополнительные устройства, их разновидности, назначение, принципы работы, способы подключения. Виды носителей информации и каналов связи. Приемы ввода информации в ЭВМ и ее последующий вывод.

Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств

Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера и периферийных устройств.

Ведение установленной документации.

Виды, назначение, содержание, правила ведения и оформления документации.

Работа с клавиатурой.

Функции и группы клавиш на клавиатуре, варианты клавиатурных комбинаций. Методы работы десятипальцевым способом.

Виды клавиатурных тренажеров, правила их использования в работе.

Работа в основных операционных системах, осуществление их загрузки и управления.

Операционные системы (ОС) – термины и определения. Виды ОС, их назначение и особенности. Структура, свойства и возможности ОС. Приемы работы в ОС. Основные операторы и функции ОС.

Разновидности и применение системных утилит для настройки и обслуживания ЭВМ

Работа в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнение основных операций с файлами и каталогами.


Основные файловые менеджеры, их характеристики и возможности. Правила и приемы работы в программах- оболочках, основные команды меню и диалоговых окон. Разновидности операций с файла­ми и каталогами. Способы представления информации на панелях. Приемы создания и редактирования меню пользо­вателя.


Использование в работе мультимедийных возможностей ЭВМ

Мультимедиа: понятия, определения. Основное мультимедийное оборудование, требования к нему.


Владение правовыми аспектами информационной деятельности

Правила работы со звуковыми и видеофайлами, программы обслуживающие их

Соблюдение санитарно-гигиенических требований, норм и правил по охране труда.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса, требования санитарии.

Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соответствии с нормами.

Основные положения Законодательства по охране труда.

Правила безопасности на предприятии и в мастерских.

Анализ экономической информации, необходимой для ориентации в своей профессио­нальной деятельности.

Экономика отрасли и предприятия.


Специальные параметры.

13.

Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения.

Периодичность и способы обновления программного обеспечения. Требования к аппа­ратным ресурсам. Перспективы программного обеспечения. Виды и сроки мероприятий по техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры.

14.

Установление причин сбоев в процессе обработки информации и их анализ. Устранение программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами

Факторы, влияющие на устойчивость работы вычислительных систем. Сбой, встречающиеся в работе пользователя и ЭВМ, их классификация, характер, формы предупреждений, содержание компьютер­ных сообщений. Основные причины отказов в работе и сбоев, возможная профилакти­ка. Понятия о настройке и оптимизации работы ЭВМ. Некоторые приемы выхода из проблемных ситуаций. Спосо­бы разрешения конфликтов устройств.

Правила поиска и устранения сбоев в работе программ. Виды диагностических про­грамм, их свойства, правила запуска оценка результатов диагностики.


15.

Работа в вычислительных (компьютерных) сетях.

Общие сведения о сетевых технологиях, основные терми­ны и определения. Разновид­ности вычислительных сетей, принципы их работы.

Понятия и определения ло­кальных вычислительных се­тей, их характеристики, Аппа­ратные средства локальных се­тей, их состав, конфигурация, функции. Общие сведения о сетевом программном обеспе­чении.

Термины и определения гло­бальной компьютерной сети Интернет (Internet). Возможности сети, основные виды услуг. Структура и информационные ресурсы сети Интернет. Функции провайдеров. Сведения о системе World Wide Web (WWW). Принципы адресации в Интернете. Функции, организация и структура WEB-сайтов и Интернет-страниц, правила работы с ними. Требования к аппаратному обеспечению, назначение и конфигурация компонентов сетевого оборудова­ния. Требования к программ­ному обеспечению Интернет, его функции, приемы использования

16.

Выполнение работы с помощью наиболее распространённых пакетов графических программ.


Требования к оборудованию и комплектующим для работы с изображениями.

Разновидности, назначение, применение и принципы работы программ векторной графики. Основные команды и функции. Правила работы с объектами и группами объектов, способы и средства их построения, размещения, редактирования, форматирования, трансформации и комбинирования. Способы оформления текстов. Виды, назначение, применение и принципы работы программ растровой графики. Основные команды и функции. Методы и правила рисования и комбинирования изображений, способы их цветового оформления, форматирования, трансформации.

Требования к созданию нового рисунка, загрузке и сохране­нию графических файлов в различных форматах. Программы трехмерного моде­лирования, назначение, об­ласть использования, основные принципы работы, функции и средства базовой программы системы автомати­зированного проектирования.


Тематический план

п.п.

Тема

Количество часов 272

1.

Общепрофессиональный блок

4

Гигиена и охрана труда:

1.1 Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах. Режим рабочего дня.

Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.

Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.

Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током)

1.2 Основные положения законодательства по охране труда. Охрана труда женщин и подростков.

4


Профессиональный блок

268

Сведения по информатике и вычислительной технике

Информация: понятия, виды, способы представления, меры измерения.

Информатизация: перспективы, определение. Понятие об информационном процессе и информационной системе.

Информационные технологии: определение, инструмента­рий.

Вычислительная техника: история появления и развития, основные этапы и направления, область применения.

4

Основные сведения об электронно-вычислительных машинах.

1. Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение, общественные аспекты применения, классификация, терминология, типы и поколения ЭВМ, перспективы. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах управления (АСУ), системах автоматизации научных экспериментов.

Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.

Структура ЭВМ: понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.

Системная плата: функции, технические характеристи­ки, исполнение, типовые элементы и узлы, взаимосвязь. Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принци­пы хранения информации. Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения. Устройства внутренней памяти: виды, свойства, основ­ные параметры и характеристики, взаимосвязь. Внешняя память: типы, параметры, материалы накопителей, правила использования.

Микропроцессоры и сопроцессоры: основные характеристики, назначение. Микропроцессор и память: способы обмена информацией. Контроллеры, шины и порты: назначение, основные сведения

10

2. Устройства ввода (клавиатура, мышь): разновидности, типы, функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации. Клавиатура основные методы и приемы работы. Клавиши на клавиатуре: функции, группы, варианты клавиатурных комбинаций. Программы-тренажеры для отработки приемов работы на клавиатуре со скоростью 160-180 удавов в минуту: виды, применение).

Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски) виды, классы, назначение, устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия. Дисководы и диски: взаимодействие. Дополнительные устройства (планшет, сканер, факс-модем, стример): назначение, основные функциональные узлы, применение. Магнитные накопители сверхбольшой емкости: параметры, использование.

10

3. Работа на ЭВМ: общие требования, правила, рекомендации.

Соединение периферии: правила, надежность, способы подключения. Хранение данных программ и ЭВМ: основные способы. Правила включения, перезагрузки и выключения компьютера.

Ввод текста с клавиатуры (средняя скорость 160-180 ударов в минуту).

32

Программное обеспечение ЭВМ

1. Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения. Системные программы: основные понятия. Интерфейс: определение, типы, характеристики.

4

2. Операционные системы (ОС): определение, типы, структура, функции. Взаимодействие пользователя с ОС. Файловые системы ОС: термины, определения. Утилиты ОС: виды, назначение, свойства. MS-DOS: основные сведения, функциональные возможности, состав, структура. Правила работы в MS-DOS. Файлы: типы, функции. Основные команды: категории, классификация, способы ввода. Операции с файлами, каталогами, дисками: виды, способы выполнения.

ОС класса Windows, Linux: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам. Пользовательский интерфейс Windows: общие сведения. Рабочий стол и панели (панель задач, панель управления, панель инструментов): назначение, правила работы с ними. Основные команды меню и диалоговых окон. Программы Windows: разновидности, функциональные возможности. Приемы работы в Windows: последовательность основных операций, средства, способы. Правила запуска и завершения работы программ. Способы создания папок и ярлыков. Изменение оформления и настройки основных элементов. Справочная информация: способы получения.

16

  1. Выполнение работ в Windows

Программы-оболочки: виды, версии, характеристики, назначение, преимущества и недостатки, возможности, правила и приемы работы, перспективы. Интерфейс: структура. Основные команды меню и диалоговых окон: разновидности, назначение. Операции с файлами и каталогами: виды, последовательность действий, результат. Способы представления и обработки информации.

Сохранение, печать и закрытие документов в программах-оболочках: требования к выполнению. Выполнение работ в программах-оболочках.

8


4. Прикладные программы: разновидности, функции.

Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства.

Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами (размещение, редактирование, форматирование, иллюстрирование, оформление): основные требования, приемы, средства. Текстовый редактор Word 2003, 2007, Open Office : характеристики, назначение, применение, основные элементы экранного интерфейса. Меню программы и панели инструментов в Word: содержание опций. Критерии эффективной работы в Word. Требования к сохранению, печати и закрытию документов.


32

Электронные таблицы: назначение, возможности, принципы устройства, область применения. Обработка данных: виды операций, правила выполнения, основные способы, требования к проведению. Программный продукт Excel 2003,2007: организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение. Меню программы и панели инструментов: содержание опций. Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм. Обмен данными между приложениями Excel и Word: основные способы.


24

Базы данных: виды, назначение, организация, область применения. Система управления базами данных Access, 2003,2007: характеристики работы. Принципы проектирования, создания и модификации баз данных. Электронная почта: понятия, основные функции. Программа Outlook Express: назначение, принципы работы программы, основные элементы окна, особенности настройки интерфейса и основных параметров. Почтовые сообщения: правила работы. Способы применения адресной книги. Выполнение основных операций с текстовыми файлами.

Обработка текста с помощью текстовых редакторов. Обработка данных с помощью электронных таблиц. Создание и работа с базами данных. Обработка электронной почты.

28

Архивация данных

Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды.

Архивации и разархивация файлов: основные пра­вила, этапы, последовательность

4

Сведения о компьютерных вирусах

Компьютерные вирусы: понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры.

Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них.

4

Защита информации

Защита информации: понятие, назначение. Защита информации в ЭВМ, вычислительных сетях, автомати­зированных системах управления: принципы, способы, средства.

4

Мультимедиа

Мультимедиа: понятия, определения.

Аппаратные средства мультимедиа (звуковые карты, видеокарты, микрофоны, акустические системы): виды, способы подключения, функции. Адаптеры и конверторы, аппаратные методы компрессии, графические ускорители, графические процессоры: назначение, использование, функ­циональные возможности.

Мультимедиа-программы: виды, свойства, настройка, применение. Звуковые и видео файлы: форматы, правила работы с ними.

22

Технология модернизации электронно-вычислительных машин

1. Модернизация и назначение, определение. Виды и сроки обслуживания оборудования и аппаратуры

2. Установка программных продуктов: правила, последовательность действий, рекомендации.

Обновление программных продуктов: способы, основные этапы, последовательность, условия.

Выполнение установки и обновления программного обеспечения.

3. Настройка и оптимизация работы ЭВМ: основные алгоритмы, способы проведения, результаты.

Выполнение настройки работы ЭВМ.

16

Причины сбоев

Устойчивость работы вычислительных систем: понятия.

Факторы, влияющие на сбои: классификация характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Наиболее распространенные сбои и отказы в работе: причины, возможная профилактика

Поиск и устранение простых неполадок в работе аппа­ратуры и оборудования: основные правила, приемы выхода из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств.

Диагностические программы: виды, свойства, правила запуска, оценка результатов диагностики, Выполнение диагностических мероприятий

4

Сведения о сетях и технологиях

  1. Вычислительные сети: понятие, разновидности, на­значение, масштаб, перспективы, использование.

2. Локальные компьютерные сети: понятия, характеристики, возможности, модели, Схемы. Основные элементы локальной сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным управлением: модели.

Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные сведения.

Аппаратные средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции.

Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура Сетевые операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение.

Ответственность пользователей за функционирование сети. Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.


2






6

3. Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet): термины, определения, масштаб, возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные ресурсы, условия подключения.

World Wide Web (WWW): основные сведения о системе. Web-браузер: виды, функции.

Адресация в Интернете.

Аппаратное обеспечение: основные требования. Компоненты сетевого оборудования: разновидности, назначение, конфигурация. Программное обеспечение Интернет: термины, определения, состав, структура, требования и приемы использования. Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности, WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.

10

Основы компьютерной графики

1. Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства, перспективы.

Основные возможности, назначение, свойства, область применения. Графические пакеты: виды, преимущества, недостатки. Графические форматы: типы. Экспортирование и импортирование графических файлов: основные правила.

2. Программы по созданию точечного рисунка: виды, принципы работы, применение. Элементы экранного интерфейса виды, назначение, приемы использования.

Команды меню. Панель инструментов: основные средства. Создание точечного рисунка.

3. Программы по созданию векторной графики: виды, сущность, недостатки, преимущества, применение, принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню программы на панели инструментов, основные действия.

Работа с объектами и группами объектов: виды операций, правила выполнения, способы, средства, основные действия. Способы использования цвета. Работа с текстами: основные требования, возможности, последовательность операций, примеры. Работа с перспективой и объемом: общие понятия.

4. Программы по созданию растровой графики: виды, характеристика, недостатки, преимущества, применение и принципы работы, основные элементы экранного интерфейса, опции меню программы, панели инструментов и палитр.

Рисование: правила, требования к созданию нового рисунка, средства, основные приемы. Способы использования цвета. Изображения: виды комбинаций, способы оформления, форматирования, трансформации. Использования графических объектов, из других графических форматов и наоборот: правила, приемы.

5. Программы трехмерного моделирования: назначение, область использования, особенности работы. Основные команды и функции.

Работа с простыми объектами; приемы, средства. Способы изменения свойств и характеристик объектов.

6. Система автоматизированного проектирования: понятие, назначение, область применения, возможности. Программный пакет AutoCAD, функции. Создание чертежей: общие сведения, основные средства

28


Разбивка часов по классам

Тема

Кол-во часов

Практические работы

10 класс.

136

90

Гигиена и охрана труда

4

Сведения по информатике и ВТ

4

Основные сведения об ЭВМ

52

32

Программное обеспечение ЭВМ

60

52

Основы компьютерной графики

16

14

11 класс.

136

119

Основы компьютерной графики

12

12

Программное обеспечение ЭВМ

52

46

Архивация данных

4

3

Сведения о компьютерных вирусах

4

2

Защита информации

4

2

Мультимедиа

22

20

Технология модернизации ЭВМ

16

14

Причины сбоев

4

4

Сведения о сетях и технологиях

18

16

Практика

20

20

Итого:

292

217


Разбивка часов по урокам. 10 класс.

Тема

Урок

Кол-во часов

Форма контроля

Лекции 46

Практические занятия, лабораторные работы, семинарские занятия (90)

Гигиена и охрана труда (4)

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах. Режим рабочего дня.

Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.

Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров, меры пожарной профилактики. Меры и средства пожаротушения.

2

-

Текущий контроль

Нормы и правила электробезопасности. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

Первая помощь при несчастных случаях (ушибах, порезах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током)

Основные положения законодательства по охране труда. Охрана труда женщин и подростков.

2

-

Текущий контроль

Сведения по информатике и вычислительной технике (4)

Информация: понятия, виды, способы представления, меры измерения.

Информатизация: перспективы, определение. Понятие об информационном процессе и информационной системе.

Информационные технологии: определение, инструмента­рий.

2

-

Текущий контроль

Вычислительная техника: история появления и развития, основные этапы и направления, область применения.

2

-

Текущий контроль

Основные сведения об электронно-вычислительных машинах. (52)

Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение, общественные аспекты применения, классификация, терминология, типы и поколения ЭВМ, перспективы. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах управления (АСУ), системах автоматизации научных экспериментов.

2


Текущий контроль

Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур.

2


Текущий контроль

Структура ЭВМ: понятие, схемы, взаимодействие основных устройств.

2


Текущий контроль

Системная плата: функции, технические характеристи­ки, исполнение, типовые элементы и узлы, взаимосвязь.

2


Текущий контроль

Память ЭВМ: типы, структура и организация. Принци­пы хранения информации. Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения.

2


Текущий контроль

Устройства внутренней памяти: виды, свойства, основ­ные параметры и характеристики, взаимосвязь. Внешняя память: типы, параметры, материалы накопителей, правила использования.

2


Контрольная работа

Микропроцессоры и сопроцессоры: основные характеристики, назначение.

2


Текущий контроль

Микропроцессор и память: способы обмена информацией.

2


Текущий контроль

Контроллеры, шины и порты: назначение, основные сведения

2


Текущий контроль

Устройства ввода (клавиатура, мышь): разновидности, типы, функции, устройство, принципы работы, способы управления, правила эксплуатации.

-

2

Текущий контроль

Клавиатура основные методы и приемы работы. Клавиши на клавиатуре: функции, группы, варианты клавиатурных комбинаций.

-

2

Текущий контроль

Программы-тренажеры для отработки приемов работы на клавиатуре со скоростью 160-180 удавов в минуту: виды, применение).

-

24

Зачёт

Устройства вывода (мониторы, принтеры, диски) виды, классы, назначение, устройство, принцип действия, правила использования в работе, эксплуатация.

-

2

Текущий контроль

Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических и магнитооптических дисках): типы, параметры, принципы действия.

-

2

Текущий контроль

Дисководы и диски: взаимодействие. Дополнительные устройства (планшет, сканер, факс-модем, стример) назначение, основные функциональные узлы, применение. Магнитные накопители сверхбольшой емкости: параметры, использование.

1


Текущий контроль

Программное обеспечение ЭВМ (60)

Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения.

1

1

Текущий контроль

Системные программы: основные понятия. Интерфейс: определение, типы, характеристики.

1

1

Текущий контроль

Операционные системы (ОС): определение, типы, структура, функции. Взаимодействие пользователя с ОС. Файловые системы ОС: термины, определения.

1

1

Текущий контроль

Утилиты ОС: виды, назначение, свойства. MS-DOS: основные сведения, функциональные возможности, состав, структура

1

1

Текущий контроль

Правила работы в MS-DOS. Файлы: типы, функции. Основные команды: категории, классификация, способы ввода.

1

1

Текущий контроль

Операции с файлами, каталогами, дисками: виды, способы выполнения.

1

1

Контрольная работа

ОС класса Windows, Linux: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам. Пользовательский интерфейс Windows: общие сведения.

1

1

Текущий контроль

Рабочий стол и панели (панель задач, панель управления, панель инструментов): назначение, правила работы с ними. Основные команды меню и диалоговых окон.


2

Текущий контроль

Программы Windows, Linux : разновидности, функциональные возможности. Приемы работы в Windows: последовательность основных операций, средства, способы.


2

Текущий контроль

Правила запуска и завершения работы программ. Способы создания папок и ярлыков. Изменение оформления и настройки основных элементов. Справочная информация: способы получения.


2

Текущий контроль

Программы-оболочки: виды, версии, характеристики, назначение, преимущества и недостатки, возможности, правила и приемы работы, перспективы.

1

1

Текущий контроль

Интерфейс: структура. Основные команды меню и диалоговых окон: разновидности, назначение.


2

Текущий контроль

Операции с файлами и каталогами: виды, последовательность действий, результат. Способы представления и обработки информации


2

Текущий контроль

Сохранение, печать и закрытие документов в программах-оболочках: требования к выполнению. Выполнение работ в программах-оболочках.


2

Текущий контроль

Прикладные программы: разновидности, функции


2

Текущий контроль

Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства

1

1

Текущий контроль

Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами (размещение, редактирование, форматирование, иллюстрирование, оформление): основные требования, приемы, средства.

1

1

Текущий контроль

Текстовый редактор Word 2003, 2007: характеристики, назначение, применение, основные элементы экранного интерфейса. Меню программы и панели инструментов в Word: содержание опций

1

1

Текущий контроль

Критерии эффективной работы в Word. Требования к сохранению, печати и закрытию документов

1

1

Текущий контроль

Ввод текста, шрифты, стили


2

Текущий контроль

Ввод текста: форматирование абзацев.


2

Текущий контроль

Таблицы, общие сведения. Форматирование таблиц.


2

Текущий контроль

Таблицы, дополнительные возможности. Применение таблиц к подготовке документации.


2

Текущий контроль

Размещение графики в документе. Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе.


2

Текущий контроль

Рисование в документе.


2

Текущий контроль

Вставка рисунка из коллекции Clipart.


2

Текущий контроль

Текстовые эффекты. Редактор формул.


2

Текущий контроль

Правила подготовки и оформления документов. Печать.


2

Текущий контроль

Способы устранения ошибок.


2

Текущий контроль

Зачёт.

2


Зачёт

Основы компьютерной графики (16)

Компьютерная графика: назначение, применение, основные средства, перспективы.

1

1

Текущий контроль

Основные возможности, назначение, свойства, область применения. Графические пакеты: виды, преимущества, недостатки. Графические форматы, типы. Экспортирование и импортирование графических файлов: основные правила.

1


Текущий контроль

Графический редактор PAINT. Возможности, принципы работы, интерфейс.


1

1

Текущий контроль

Команды меню. Панель инструментов: основные средства. Создание рисунка.


2

Текущий контроль

Работа с линиями, прямоугольниками, эллипсами.


2

Текущий контроль

Копирование, вставка объектов. Заливка.


2

Текущий контроль

Работа с объектами и группами объектов: виды операций, правила выполнения, способы, средства, основные действия. Способы использования цвета. Работа с текстами: основные требования, возможности, последовательность операций, примеры. Работа с перспективой и объемом: общие понятия.


2

Текущий контроль

Создание рисунка. Самостоятельная работа.


2

Текущий контроль

Зачёт.

2


Зачёт


11 класс

Тема

Урок

Кол-во часов

Форма контроля

Лекции 34

Практические занятия, лабораторные работы, семинарские занятия (102)

Основы компьютерной графики (12)

Программа растровой графики «ADOBE FHOTOSHOP 7», назначение, возможности, принципы работы.

1

1

Текущий контроль

Масштабирование изображения, сохранение изображения в файл. Изменение размеров изображения.


2

Текущий контроль

Коррекция изображений, ретуширование фотографий. Сложная ретушь.


2

Текущий контроль

Работа со слоями.


2

Текущий контроль

Управление прозрачностью через альфа-канал. Создание текстурной заливки. Работа с масками, эффекты.


2

Текущий контроль

Зачёт.

2


Зачёт

Программное обеспечение ЭВМ 52

Электронные таблицы: назначение, возможности, принципы устройства, область применения.

1

1

Текущий контроль

ЭТ. Обработка данных: виды операций, правила выполнения, основные способы, требования к проведению.


2

Текущий контроль

ЭТ. Программный продукт Excel: организация работы программы.

1

1

Текущий контроль

ЭТ. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение.


2

Текущий контроль

ЭТ. Ввод чисел и формул. Ввод текста, редактирование и форматирование содержимого ячеек.


2

Текущий контроль

ЭТ. Копирование, перемещение и удаление содержимого ячеек.


2

Текущий контроль

ЭТ. Абсолютная и относительная адресация ячеек.


2

Текущий контроль

ЭТ. Автоматическое суммирование данных, представление чисел. Обрамление ячеек. Цвет фона и текста.


2

Текущий контроль

ЭТ. Рабочие листы: Создание, удаление, переименование, связь.


2

Текущий контроль

ЭТ. Меню программы и панели инструментов: содержание опций. Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы


2

Текущий контроль

ЭТ. Графики: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания.


2

Текущий контроль

ЭТ. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм.


2

Текущий контроль

ЭТ. Подготовка и печать документов.


2

Текущий контроль

ЭТ. Обмен данными между приложениями Excel и Word: основные способы.


2

Текущий контроль

ЭТ. Зачёт.

2


Зачёт

Базы данных: виды, назначение, организация, область применения. Принципы проектирования, создания и модификации баз данных.

1

1

Текущий контроль

БД. Система управления базами данных Access: характеристики работы.

1

2

Текущий контроль

БД. Создание базы данных с помощью мастера.


2

Текущий контроль

БД. Таблицы: создание, заполнение, Ввод данных.


2

Текущий контроль

БД. Таблицы: перемещение по таблице, операции поиска, удаление данных.


2

Текущий контроль

БД. Запросы: создание, Подготовка запроса для отбора информации.


4

Текущий контроль

БД. Запросы: Сортировка данных в запросе, применение специальных критериев.


2

Текущий контроль

БД. Формы: создание, мастер форм, фильтрация данных в форме


2

Текущий контроль

БД. Создание диаграммы.


2

Текущий контроль

БД. Отчёты, предварительный просмотр, печать.


2

Текущий контроль

БД. Зачёт.

2


Зачёт

Архивация данных (4)

Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды.

1

1

Текущий контроль

Архивации и разархивация файлов: основные пра­вила, этапы, последовательность

1

1

Текущий контроль

Сведения о компьютерных вирусах (4)

Компьютерные вирусы: понятие, многообразие, среда обитания, категории. Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры.


2

Текущий контроль

Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них.


2

Текущий контроль

Мультимедиа (22)

Программа POWERPOINT для создания презентационной графики: назначение, порядок работы.

1

1

Текущий контроль

РР. Создание презентаций.


2

Текущий контроль

РР. Режимы представления слайдов, показ слайдов.


2

Текущий контроль

РР. Переход между слайдами.


2

Текущий контроль

РР. Настройка анимации.


2

Текущий контроль

РР. Звук, видео в презентациях.


2

Текущий контроль

РР. Создание презентаций.


4

Текущий контроль

РР. Самостоятельная работа.


4

Текущий контроль

РР. Зачёт.

2


Зачёт

Защита информации (4)

Защита информации: понятие, назначение.

1

1

Текущий контроль

Защита информации в ЭВМ, вычислительных сетях, автомати­зированных системах управления: принципы, способы, средства

1

1

Текущий контроль

Технология модернизации ЭВМ (12)

Модернизация и назначение, определение. Виды и сроки обслуживания оборудования и аппаратуры

1

1

Текущий контроль

Установка программных продуктов: правила, последовательность действий, рекомендации.

1

1

Текущий контроль

Обновление программных продуктов: способы, основные этапы, последовательность, условия.

1

1

Текущий контроль

Выполнение установки и обновления программного обеспечения.

1

1

Текущий контроль

Настройка и оптимизация работы ЭВМ: основные алгоритмы, способы проведения, результаты.

1

1

Текущий контроль

Выполнение настройки работы ЭВМ.

1

1

Текущий контроль

Причины сбоев (4)

Устойчивость работы вычислительных систем: понятия. Факторы, влияющие на сбои: классификация характер, формы предупреждений, содержание компьютерных сообщений. Наиболее распространенные сбои и отказы в работе: причины, возможная профилактика

1

1

Текущий контроль

Поиск и устранение простых неполадок в работе аппа­ратуры и оборудования: основные правила, приемы выхода из проблемных ситуаций. Способы разрешения конфликтов устройств.

Диагностические программы: виды, свойства, правила запуска, оценка результатов диагностики, Выполнение диагностических мероприятий

1

1

Текущий контроль

Сведения о сетях и технологиях (18)

Вычислительные сети: понятие, разновидности, на­значение, масштаб, перспективы, использование.

1

1

Текущий контроль

Локальные компьютерные сети: понятия, характеристики, возможности, модели, Схемы. Основные элементы локальной сети: виды, способы соединения друг с другом (топология). Сети с централизованным управлением: модели.

1

1

Текущий контроль

Основные методы доступа. Системы передачи данных: основные сведения.

Аппаратные средства локальных сетей: состав, конфигурация, функции


1

Текущий контроль

Сетевое программное обеспечение: термины, определения, состав, структура Сетевые операционные системы: разновидности, функции. Сетевые приложения: виды, применение.

1

1

Текущий контроль

Ответственность пользователей за функционирование сети. Работа в локальных компьютерных сетях: правила, основные этапы, последовательность.

1

1

Контрольная работа

Глобальная компьютерная сеть Интернет (Internet): термины, определения, масштаб, возможности, предоставляемые услуги, структура, информационные ресурсы, условия подключения.

World Wide Web (WWW): основные сведения о системе. Web-браузер: виды, функции.

Адресация в Интернете.

1

1

Текущий контроль

Аппаратное обеспечение: основные требования. Компоненты сетевого оборудования: разновидности, назначение, конфигурация. Программное обеспечение Интернет: термины, определения, состав, структура, требования и приемы использования

1

1

Текущий контроль

Работа в Интернете: основные этапы, последовательность, правила, приемы, особенности, WEB-сайты, страницы: общие сведения, правила работы, использование.


4

Текущий контроль

Зачёт

2


Зачёт


Резерв

2




Список литературы для учителя:

  1. Информатика и образование, ежемесячный научно-методический журнал, 2006г.

  2. Информатика и информационно-коммуникационые технологии, Элективные курсы, Сост. В. Г. Хлебостроев, М., 5 за знания, 2005г.

  3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ», 2004г.

  4. Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, проекты, 2004г.

  5. Н.Д. Угринович Экзаменационные билеты и ответы 11 класс

  6. Д.М. Златопольский Я иду на урок информатики

  7. И. Семакин, Т. Шеина, Преподавание базового курса информатики в средней школе, М., ЮНИМЕДИАСТАЛ, 2002

  8. Компьютер с нуля, книга + видеокурс, под ред Ф. Н. Резникова, «Лучшие книги», М., 2003


  1. Л. Ф. Соловьёва, Компьютерные технологии для учителя, + CD, «БХВ-Петергбург», 2003

  2. О.А.Житкова, В.Б.Жаркова Редактор Word 2000

  3. А.Кузнецов, В.Пугач, Тестовые задания, М. ДРОФА, 2003

  4. О.А.Житкова Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах, 2004г


Список литературы для учащихся

  1. С.В.Киселев Учебник для начального профессионального образования «Оператор ЭВМ», 2002г.

  2. И. Закарян, Что такое Internet, WWW и HTML, Интернет-трейдинг, М., 2003

  3. О.А.Житкова Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах, 2004г

  4. Информатика 7-9 класс. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс

  5. Шафрин Ю. А., Информатика. 1500 основных понятий, терминов и практических советов, М., ДРОФА, 2001г

  6. Н.Д. Угринович, Информатика и информационные технологии, Учебник для 10-11 классов, М., БИНОМ, 2003

  7. И. Семакин, Е.Хеннер Информатика 10 класс

  8. И. Семакин, Е.Хеннер Информатика 11 класс

  9. В.А.Молодцов, Н. Б. Рыжикова, Как сдать экзамен и централизованное тестирование по информатике на 100 баллов, Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

  10. М. Фролов Учимся рисовать на компьютере. Самоучитель для детей и родителей

  11. Е.А. Еремин Популярные лекции об устройстве компьютера, 2003г

  12. Photoshop практикум, 2004г

  13. О.А. Житкова, Е.К.Кудрявцева «Основы информатики и вычислительной техники», 2003г

  14. О.Б. Ставрова «Введение в Интернет с электронным пособием по созданию web – страниц»

  15. Информатика и информационно-коммуникационые технологии, Элективные курсы, Сост. В. Г. Хлебостроев, М., 5 за знания, 2005г.

.


25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса профессиональной подготовки "Оператор ЭВМ"

Автор: Киселева Ольга Александровна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства