Просмотр содержимого документа
«Применение средств дистанционного обучения на уроках информатики для реализации личностно - ориентированного подхода»
Применение средств дистанционного обучения на уроках информатики для реализации личностно-ориентированного подхода.
Содержание
1. Введение 2
2. Описание технических средств дистанционных технологий 3
2.1 Сайт учителя 4
2.2 Видеоурок 5
2.3 Веб-квест 6
2.4 Виртуальная доска 6
2.5 Тестовые он-лайн площадки 7
2.6 Электронные пособия 7
3. Итоги 8
Введение
Появление и массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений, существенный рост которых наблюдается в России в течение последних десятилетий, дало новый стимул к развитию дистанционного образования.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу. Процесс дистанционного обучения направлен на развитие навыка самостоятельной активной учебной деятельности и на повышение уровня ее эффективности.
Какое бы будущее не пророчили образованию, но оно немыслимо без роли учителя. Поэтому меняется время, меняются взгляды на роль учителя, преподавателя в системе образования, но чтобы остаться востребованным и идти в ногу со временем, учителю необходимо постоянно вести работу по совершенствованию своего педагогического мастерства, творчества, в совершенстве владеть новыми дистанционными технологиями.
В 2011 году я окончила дистанционный курс в Московском институте открытого образования по теме: "ИКТ-компетентность учителя-предметника дистанционной школы".
С 2012 года работаю в Минькинской специальной коррекционной общеобразовательной школе –интернате V вида. Обучаю курсам «Основы работы учеников РФ», «Информационный поиск» (работа со справочной литературой и справочными ресурсами Интернета) (5-11 классы).
Получив необходимые знания в этой области, начала в своей практике внедрять различные средства дистанционной формы обучения для реализации личностно-ориентированного подхода (обучение по индивидуальным планам), для разгрузки очных занятий от рутинных видов деятельности.
При использовании дистанционных образовательных технологий обучающиеся помимо участия в основном учебном процессе могут получать дополнительные научные сведения, общаться с ровесниками в нашей стране и за рубежом, работать совместно над проектами и творческими заданиями по информатике, участвовать в конференциях, олимпиадах.
Внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную образовательную среду в школе без стрессов, в школе сотрудничества ученика с учителем, когда тезис: "Я сам!" становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка. Задания выполняются обучающимися в удобное для них время.
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества информационного образования через внедрение дистанционных технологий.
Задачи:
предоставить учащимся школы полноценную возможность получения образования (в т.ч. дистанционного), построения индивидуальных траекторий обучения с применением личностно-ориентированного подхода в соответствии с основными принципами гуманизации образования;
развить коммуникативные, творческие и профессиональные компетенции учеников;
внедрить новые средства, формы, методы, способы обучения и взаимодействия учителя и учащихся.
2. Описание технических средств дистанционных технологий
Для решения поставленных задач применяю следующие средства дистанционных технологий в учебной практике:
-сайт учителя
- видеоуроки,
- веб-квесты,
- тестовые он-лайн площадки,
- электронные пособия,
- виртуальные доски.
2.1 Сайт учителя
Сайт учителя является одним из инструментов для организации дистанционного образования в школе.
На своем сайте (http://mescher.ucoz.ru/) я размещаю необходимые учебные и информационные материалы, задания, тесты, лабораторные, практические работы; даю ссылки на дополнительный материал на других сайтах в Интернете, организую форумы для обсуждения.
Такой контент позволяет мне :
порекомендовать ученику, пропустившему несколько тем, изучить материалы урока, ответить на вопросы из рубрики: "Проверь себя", выполнить практические работы и домашнее задание и выслать отчёт в режиме почтовых сообщений;
начать подготовку к экзамену прямо с первого урока (в качестве домашнего задания ученик может готовить электронный конспект билетов);
давать материалы опережающего изучения темы и организовать форум для обсуждения, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы с учётом высказываний на форуме.
Временные рамки школьных уроков не позволяют проводить длительные дискуссии. Если тема, обсуждаемая на уроке, заинтересовала учеников, не все успели высказать свою точку зрения, то я создаю форум, и дискуссия продолжается в дистанционной форме. Выступления и частные комментарии учеников на форуме я также могу оценивать.
2.2 Видеоурок
Обучающее видео (видеоурок) представляет собой обычный показ презентации или демонстрацию работы какой-либо компьютерной программы с голосовым сопровождением. В наш цифровой век потребность в передовых технологиях обучения велика как никогда, и видеоуроки позволяют удовлетворить спрос на качественные знания, оказать весомую помощь как учителю, так и ученику. Сейчас обучающее видео - это целая отрасль образования.
Видеоуроки позволяют мне дать материал в полном объеме, интересно, наглядно, освобождается время для дифференцированной индивидуальной работы, рассказать и показать все, что требует программа, не нарушая основной принцип обучения — принцип наглядности. Естественно, на каждом уроке я провожу необходимые основные организационные моменты и пояснения к видеоуроку, в этом заключается роль учителя.
Преимущества видеоуроков:
вы не упустите ничего, дадите все, что запланировано,
вы точно знаете, сколько времени займет объяснение нового материала,
весь материал будет хорошо структурирован,
вы не уйдете от темы при объяснении,
Весь материал вы предоставите максимально наглядно,
Вам не нужно будет объяснять каждый раз одно и то же, вам достаточно будет включить нужный урок с объяснением,
Вы можете дать уроки своему ученику для просмотра дома,
Вы можете провести дополнительные занятия, затратив при этом только свое время, но не силы.
На своих уроках пользуюсь готовыми видеоуроками (http://videouroki.net/, http://um-razum.ru)
Также я создаю сама видеоуроки по различным темам с помощью программы Camtasia Studio 7 (Приложение 1)
2.3 Веб-квест
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
При разработке веб –квеста я придерживаюсь следующих правил:
описание процедуры работы, которую нужно сделать каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания, расположено в центральной части каждой страницы сайта, соответствующей определенному заданию.
описание критериев и параметров оценки веб-квеста представлено на странице справочной информации и присутствует с момента объявления задания. Это направляет результат деятельности на то, чтобы ученик показал все, на что он способен, сам определил уровень выполнения задания и смещает оценочный акцент с того, что школьник не знает и не умеет, на то, что он делает успешно. Поэтому учитель при работе над веб-квестом воспринимается как координатор, консультант, советчик.
Мною разработаны веб-квесты по темам: «Алгоритмы», «Введение в алгебру логики» (Приложение 2).
2.4 Виртуальная доска
Одной из удобных дистанционных технологий обучения является виртуальная доска. Она представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning, позволяет совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из учеников. Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.
В своей практике я использую бесплатное приложение к программе Skype - IDroo, доску PiratePad, twiddla.
2.5 Тестовые он-лайн площадки
Помимо обучающих методик средства дистанционного обучения позволяют мне проводить мониторинг качества образования по информатике, в процессе которого я определяю не только уровень подготовки учащихся по предмету, но и выявляю факторы, влияющие на качество обученности. Мониторинг позволяет и мне и каждому ученику сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем выполнения того или иного задания, выявлять пробелы и осознавать их глубину. Отслеживая результаты тестирования (сбор данных осуществляется по сети), вывожу рейтинг набранных баллов на индивидуальном домене.
Тесты по различным темам я создаю на дистанционной площадке Мастер-тест. Он-лайн тестирование дает моментальный результат, что удобно при использовании и на уроке, и дистанционно при выполнении домашней работы. Данный сервер позволяет создавать различные виды тестов: с выбором ответа, с вводом ответа с клавиатуры. Тесты можно активировать для слабоуспевающих обучающихся несколько раз с целью работы над ошибками.
2.6 Электронные пособия
В своей практике я использую различные электронные образовательные ресурсы.
На сайте Федерального Центра информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru/) размещены уже готовые открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
Мною разработаны электронные пособия по нескольким разделам для уроков информатики, одно из них по теме «Алгоритмы» (Приложение 3).
3. Итоги
Введение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс позволило мне достичь следующих результатов:
1. Повысить интерес к моему предмету: увеличилось количество обучающихся, участвующих в олимпиадах по информатике (2011уч.год – 1чел., 2012 -3 чел.)
2. Увеличилась интенсивность уроков.
3. Высокие результаты на ЕГЭ (максимальный балл в 2012г.- 94).
4. Отсутствие неуспевающих по предмету.
5. Среднее качество знаний по предмету за 2011-12 уч.год – 89%
6. Дистанционное изучение материала помогает обучать на расстоянии ребенка, не имеющего возможности посещать школу со свертниками (индивидуальное домашнее обучение).
7. Активное участие принимают мои учащиеся в дистанционных конкурсах ( «ИнфоКот», Долгов Н., победитель трех туров).
Занятия в дистанционной (п.Минькино) провожу в образовательной дистанционной среде Moodle. Серьезное преимущество - это бесплатное свободно распространяемое программное обеспечение (лицензия GPL). Ориентировано оно на модульное представление материала, что существенно облегчает выстраивание индивидуального маршрута (обязательные для изучения блоки и вариативные). Плюс ко всему этому прозрачная система отчетности о деятельности всех участников образовательного процесса. Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы подведения итогов, создания отчетов.
В настоящее время я осваиваю внедрение системы дистанционного обучения Moodle для дистанционных курсов в школьной образовательной практике. На данной платформе создаю дистанционный курс «Основы алгоритмизации».