Аннотация: в данной статье описана проблема успешного формирования познавательных УУД у младших школьников, также описывается технология ментальных карт. Рассматривается повышение уровня обученности и познавательных УУД с использованием ментальных карт в образовательном процессе.
Формирование познавательных УУД, согласно требованиям ФГОС НОО, должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя в этом усложняется и возникает проблема: как наиболее успешно формировать у младших школьников познавательные универсальные учебные действия? На наш взгляд, более продуктивным решением этой проблемы будет применение ментальных карт, т.к. она позволяет формировать у обучающихся умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
В условиях введения ФГОС НОО одной из ключевых задач школы является формирование УУД младших школьников, ведущее место среди которых занимают познавательные.
«Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» [3, с. 112]. Познавательные УУД включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Для формирования познавательных УУД учителю следует подбирать такие задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде, но при этом в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Одним из средств формирования познавательных УУД могут выступать ментальные карты.
«Ментальная карта – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативный способ записи информации. Автором техники ментальных карт является Тони Бьюзен – психолог, автор более 100 книг, касающихся мышления, духовного интеллекта, памяти скорости чтения. На слайде представлены этапы создания ментальной карты (рис 2), разработанные Тони Бьюзеном. Также ментальные карты еще называют картами ума, интеллект-картами» [2, с. 93]
Суть метода ментальных карт состоит в следующем: сначала следует выделить основное понятие, по которому будет создаваться ментальная карта, потом от него ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги и другое, позволяющее как можно полнее и нагляднее представить изучаемое понятие. Каждая ветка ментальной карты может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном. Мы пришли к выводу, что создание ментальных карт решает множество проблем, возникших на уроке. К примеру, недостаток времени, отведенного на урок, низкая работоспособность обучающихся и неспособность систематически усвоить информацию.
Общеучебные действия у младших школьников могут успешно формироваться путем применения учителем ментальных карт. Они решают огромный спектр задач, к примеру, применив ментальные карты в учебном процессе, у обучающегося формируется навык самостоятельности, он сам воспринимает информацию, ставит перед собой цели, далее обрабатывает, вычленяет необходимые компоненты, производит поиск в различных информационных источниках, моделирует, представляет информацию в более упрощенной и доступной форме. Вследствие этих операций, обучающийся приобретает массу необходимых навыков, которые входят в общеучебные действия.
Для формирования логических действий учитель также может применить ментальные карты, так как при их использовании, обучающийся имеет возможность из большого массива информации вычленять части, а потом их складывать в единую систему, в единую тему, которая будет отражать главные аспекты и содержать в себе минимум дополнительной информации, то есть обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепи и уметь правильно доказать свои умозаключения.
Так же, действия постановки и решение проблем тоже в полной мере могут формироваться путем применения ментальных карт, так как при работе с информацией обучающемуся необходимо определить проблему, которую он должен решить, а уже посредством создания ментальной карты найти пути решения этой проблемы.
Особую группу познавательных УУД составляют знаково-символические действия, лучше всего они формируются применением ментальных карт, так как основные их свойства – это наглядность, а знаково-символические действия отражают моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательные УУД можно формировать путем применения ментальных карт в педагогической деятельности.
Использование инструментария для построения ментальных карт в процессе учебной деятельности должно качественно изменить характер познавательной и исследовательской деятельности младших школьников (ее содержание и способы организации), способствуя созданию условий к самообразованию, саморазвитию, саморефлексии, когда обучающиеся осваивают не только (и не столько) конкретное содержание, но и процесс мышления, что и подразумевается под развитием познавательных УУД.
В таблице 1.1 нами представлены результаты формирования познавательных УУД у обучающихся, которые формируются посредством использования ментальной карты.
Табл. 1.1
Формирование познавательных УУД
Деятельность обучающегося посредством использования ментальной карты
Результаты познавательной деятельности
Построение плана деятельности (при выполнении проекта, при подготовке к презентации и т.п.) в виде ментальной карты
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения
Ментальная карта как результат исследования проблемы
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и выводы
Ментальная карта как результат решения учебной задачи
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Ментальная карта как продукт коллективной исследовательской деятельности школьников
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах
Ментальная карта как результат «мозгового штурма»
Умение находить общее решение на основе согласования позиции и учетов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Ментальная карта как результат сбора и структурированного представления информации
Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи
Делая выводы по таблице, можно утверждать, что при систематическом использовании ментальных карт в учебном процессе можно формировать, по нашему мнению, следующие познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить суждение, умозаключение, вывод; классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; создавать схемы и модели для решения учебных и практических задач; планировать деятельность, находить пути достижения цели; сотрудничать; формулировать и аргументировать свою точку зрения, приходить к общему решению.
Таким образом, можно сделать вывод, что ментальные карты благотворно влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий за счет умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
На основании проведенного исследования выяснилось, что применение ментальных карт в образовательном процессе как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальным, так как в Федеральных Государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, в которые входят и познавательные универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей преподавания при помощи ментальных карт в современной школе является развитие информационных и познавательных способностей, умение обрабатывать и усваивать информацию самостоятельно, получать научные знания об объективном мире и его восприятии, что является составляющей познавательных УУД.
Как мы выяснили, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает обучение детей при помощи познавательных технологий, следовательно, применение ментальных карт в педагогической деятельности учителя во многом преумножает его шансы обучить детей с наиболее эффективным результатом.
Опираясь на изученный и описанный материал, можно утверждать, что ментальные карты способствуют достаточно успешному формированию у младших школьников познавательных универсальных учебных действий, таких как общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы и знаково-символические действия за счет изображения информации в графическом виде; инструмента, позволяющего эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ментальных карт в образовательном процессе актуально и имеет место быть. Также, можно утверждать, что ментальные карты благотворно влияет на развитие полного спектра познавательных УУД.
Список литературы
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.
Шпарута Н.В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (web 2.0): учеб.-метод.материалы для слушателей доп.проф.образоват.программы / Н.В. Шпарута, И.А. Волкова, Н.Ю.Сероштанова; ГБОУ ДПО СО "Ин-т развития образования", кафедра информ.технологий. - Екатеринбург: ИРО, 2012. - 120 с.
Асмолов А. Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 1985. - С. 256.