Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок»»
Применение информационных технологий в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок»
Л.Ю. Дубровина,
педагог дополнительного образования
Государственного казенного учреждения
социального обслуживания Московской области
«Реутовский реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями
«Родничок»
Современная жизнь характеризуется бурной информатизацией общества. Сегодня уже стало ясно, что человек не сможет жить в этом обществе - не владея информационными знаниями.
Для детей с ограниченными возможностями – обучение основам компьютерной грамотности и новым информационным технологиям позволит в дальнейшем легче адаптироваться к условиям взрослой жизни, даст возможность выбора профессии, дистанционного обучения (при необходимости), общения с внешним миром.
Реутовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок» всегда понимал значимость информационным технологиям и с 1997 года был основан компьютерный класс. В котором вот уже 15 лет проходят компьютерные занятия по курсу «Информационная культура для детей с ограниченными возможностями».
Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов. Компьютер становится развивающим средством самостоятельной деятельности ребенка.
Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка, в том числе для воспитания волевых процессов, развития памяти, речи и мышления. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, растения, животных, окружающий мир, формирует математические представления и т.д. В играх изучение жизни протекает в доступной и увлекательной для детей форме.
При проведении компьютерных занятий в реабилитационном центре «Родничок» применяется индивидуальная (реже групповая) форма обучения. Подбор коррекционно-обучающих компьютерных программ осуществляется в соответствии с темами, рекомендованными психологами, учителями-дефектологами, логопедами и другими специалистами центра. Рекомендации отмечаются в диагностических картах, которые ведутся на каждого ребенка персонально. Так же специалисты дают рекомендации о продолжительности компьютерных занятия, как правило, это составляет 10-15 минут два раза в неделю.
Для удобства проведения компьютерных занятий с помощью обучающих и развивающих программ, в центре был разработан специальный каталог компьютерных игр. Каталог содержит перечень игр применяемых на занятиях, которые подобраны не только по возрасту и по темам. С помощью этого каталога с легкостью можно подобрать игру персонально для каждого ребенка с ограниченными возможностями и дать необходимую консультацию для их родителей.
Все компьютерные программы, предназначенные для детей должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жесткости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. В нашем центре особой популярностью у детей пользуются обучающие игры серии «Лунтик», по выполнению всех заданий получаешь приз – мультфильм и вручается диплом.
Обучающие игры очень эффективны для неговорящих детей, зачастую педагог не может проверить знания ребенка, но с помощью игры ребенок может реализовать себя - самостоятельно ответить на тот или иной вопрос, применив, при этом манипулятор мышь.
Компьютерные программы, как правило, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. Компьютерные игры позволяют не только развивать ребенка, обучить его, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают прекрасную эмоциональную разрядку.
Необходимо отметить, что все вышеизложенное имеет место при наличии наставника (воспитателя, педагога, психолога, дефектолога, логопеда), который индивидуально занимается с ребенком. При массовых занятиях, когда дети предоставлены сами себе, эффективность применения компьютерных игр очень мала.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащают педагогический процесс новыми возможностями. Помните, что нельзя запрещать ребенку, пользоваться компьютером, от этого будет только хуже, как известно дети делают все наоборот. Будьте чаще рядом с ребенком и тогда он обязательно будет прислушиваться к вашим словам и советам. От компьютерных технологий уже никуда не денешься, нужно учиться и учить детей правильно их использовать.