Просмотр содержимого документа
«Преподавание информатики в современной школе - проблемы и перспективы»
Проблемы и реалии современного обучения технологиям, информатике и ИКТ
Павлова Людмила Анатольевна
заместитель директора по УВР
МОУ «Гимназия г.Тореза»
г.Торез, ДНР
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация.Рассмотрены актуальные проблемы преподавания информатики в современной школе и раскрыты перспективы их решения. Показаны пути взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в процессе преподавания информатики.
Ключевые слова: информатика, информационная культура, системный характер информатики
Сегодня о будущем, так или иначе, задумываются все, особенно когда это касается наших детей, в частности их образования. Отправляя детей в школу, мы верим, что во время обучения они будут получать необходимые знания, всесторонне развиваться, тем самым родители возлагают ответственность за образование своих детей на школу и педагогов. В связи с этим становится необходимым переосмысление современных позиций и ценностей образовательного процесса, усовершенствования нового образовательного стандарта общего образования.
В наше время растет интерес исследователей и педагогов всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине – информатике. На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку. Объектом её изучения является информация, ее структура и методы ее обработки. В последние годы школьный курс "Информатика и ИКТ" вышел на качественно новый этап своего развития. Особенно изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Вначале внедрения информатики в школе под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Сейчас же всем понятно, что школьная информатика не должна быть курсом программирования. В настоящее время школьный учитель информатики – это одна из самых трудных и интересных профессий. Необходимо каждые два года начинать все сначала, этот учитель вынужден четко следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед информатиком постоянно встает вопрос: «Чему и как учить? Как научить ребенка ориентироваться в мире быстро развивающихся информационных технологий?». Для этого необходимо непрерывно самосовершенствоваться, нужна личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий и в педагогической сфере.
Изучение информатики в школе способствует освоению обучающимися современных информационно-коммуникационных технологий. И, как показывает практика, дети, применяя полученные знания на уроках информатики, используют их при подготовке к другим предметам, например, при подготовке сообщения допустим на уроке литературы готовят презентации. Поэтому учитель информатики должен как никто другой заинтересовать обучаемых своими уроками, своим предметом.
Уроки информатики также влияют и на творческое развитие школьников. Компьютер на уроке не только контролирует работу ученика, но и помогает обнаружить достоинства и недостатки своих знаний, умений и навыков. Только на наших уроках ребята могут раскрыться со стороны, не связанной с формулировкой ответа, а со стороны технической подкованности. Чаще всего именно замкнутые дети показывают себя на уроках более развитыми в информационном мире, где им интересно. Задача состоит в том, чтобы помочь таким ребятам настроиться на позитивное мышление, как к информации, так и к товарищам в классе. Они могут раскрыться сильнее, если развивать их интерес к работе на компьютере.
Прежде чем говорить о проблемах и перспективах преподавания информатики в общеобразовательной школе, следует обсудить главную проблему – это осознание детьми значимости информатики, как учебного предмета, а также четкого описания отрасли ее применения. Интернет, электронные библиотеки и книги, цифровые аудио-видео-фото средства, мобильные телефоны, планшеты, карманные компьютеры и коммуникаторы, социальные сети, блоги, создают для современного школьника представление, что приблизительно 20 лет назад мы находились в абсолютном информационном вакууме, в котором кроме запретов больше ничего не существовало.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основные проблемы преподавания информатики:
1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная (из-за слабой материально-технической базы и наличия кадрового обеспечения).
2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет метапредметный характер.
3. Высокие темпы развития ИКТ приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет.
4. В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, не просто иметь представление о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой [3, с.6]. Информатика – это наука не о предметах или процессах, а о методах, средствах и технологиях их автоматизации, создания и функционирования. Данный предмет предусматривает не только его глубокое изучение, но и практическое применение знаний, умений и навыков для модернизации собственного обучения, а также оптимизации учебной нагрузки. Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания и умения работы с персональным компьютером (устройства, операционная система, программное обеспечение, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения поставленных задач. В силу различия материального и культурного уровня семей, школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это тоже надо учитывать при организации учебного процесса.
5. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
6. Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация совместной работы малых групп (2-4 учащихся на один компьютер)
7. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но в то же время, проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.
8. Одной из основных проблем обучения для детей младшего школьного возраста является резкая смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. На данном этапе необходимо организовать плавный переход от преимущественно игровой деятельности к учебной, используя по возможности игровые дидактические компьютерные технологии. Прежде всего учителю информатики нужно научиться учить играя.
Особо вышеперечисленные проблемы касаются преподавания информатики в начальной школе, поскольку изучение информатики является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе на компьютере. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что при выполнении гигиенических и эргономических требований работа с компьютером отрицательного воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста не оказывает. Если при этом, не перегружая детей, давать им простор для реализации их идей в быстрой и компактной форме, у них активнее развивается умение ориентироваться на плоскости, тренируются внимание и память, развиваются воображение и творческие способности. Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе «Информатика и ИКТ» начиная уже с 1 класса для соблюдения непрерывного изучения курса начальной школы. Основной целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ - компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения предмета «Информатика и ИКТ» в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление, уровень которого, во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, что требует от школьников дополнительных возможностей, а от педагогов – применение все новых методов и средств обучения [4, с.178].
Содержание школьного курса информатики в определенной степени должно отвечать современному уровню развития науки и требованиям общества. Развитие вычислительной техники, в первую очередь, персональных компьютеров и их программного обеспечения, происходит на столько стремительно, а ее экспансия во все сферы деятельности человека является такой всеохватывающей, что возникла потребность подготовки и переподготовки специалистов, способных качественно обучать детей информатике, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики.
Решение указанных проблем и нерешенных заданий, невозможно без усовершенствования методики преподавания информатики на основе принципов непрерывности и последовательности в обучении.
Информатика все больше влияет на процессы дальнейшего развития общества. Она становится доминирующим фактором, который определяет общий потенциал общества и перспективы его развития. Информатизация общества является самой важной составляющей современной цивилизации, которая характеризируется высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий и развитыми информационными структурами. Информатика превращается из по сути технической в фундаментальную науку про информацию и информационные процессы в природе и обществе [4, с.176].
Общеобразовательная и практическая значимость школьного курса информатики и далее будет постоянно и стремительно расти. Курс приобретает большой гуманитарный потенциал. Ему уже принадлежит значительная роль в подготовке подрастающего поколения к плодотворной деятельности в информационном обществе.
Список литературы:
Гольдин А. Образование : взгляд педагога. [Электронный ресурс]: Компьютерра–Онлайн, 2009 – Режим доступа: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау. Пер. с англ. М.: МЦБС, 2010. – С. 240.
Колин К..К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. – 2000. – №10. – С.3-10.
Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К Коротков // Народное образование, 2008. – № 6. – С. 176 – 180.
Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. – С.314–332.
Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. – 2004. — №1. – С.2-8.