kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое применение технологии модульного обучения с целью повышения мотивации знаний у учащихся на уроках информатики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс становления национальной модели образования в Казахстане сопровождения изменением образовательной парадигме. Традиционная система все больше проходит в противоречие с новыми требованиями, предъявляемыми со стороны общества к выпускнику общеобразовательной школы. Современному обществу требуется не только образовательный выпускник, но и умеющий самостоятельно принимать решения, обладающий навыками самообразования, владеющий навыками самооценки, самовоспитания, самореализации, хорошо ориентирующийся в современной обстановке, готовый к профессиональному выбору

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое применение технологии модульного обучения с целью повышения мотивации знаний у учащихся на уроках информатики.»


Практическое применение технологии модульного обучения с целью повышения мотивации знаний у учащихся на уроках информатики.

Сапронова Наталья Алексеевна

Гимназия №1

Учитель информатики

Процесс становления национальной модели образования в Казахстане сопровождения изменением образовательной парадигме. Традиционная система все больше проходит в противоречие с новыми требованиями, предъявляемыми со стороны общества к выпускнику общеобразовательной школы. Современному обществу требуется не только образовательный выпускник, но и умеющий самостоятельно принимать решения, обладающий навыками самообразования, владеющий навыками самооценки, самовоспитания, самореализации, хорошо ориентирующийся в современной обстановке, готовый к профессиональному выбору.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, то есть адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе. Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.

Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям общеобразовательных организаций использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские.

Все больше учителей направляют свое внимание на поиск новой методов и обучающих технологий. К одной из таких технологий относится технология модульного обучения, что в ней сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, так как она облегчает детям работу на этапе ее освоения. Постоянное рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

Модульная технология предлагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведет к более прочному и осознанному материала.

Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Идея активности ученика в процессе его четких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности – это все влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

Модульная технология имеет широкий внутреннего саморазвития. В ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Для достижений выше сказанного мною применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: это обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии проектного обучения, технологии развивающего обучения, технологии модульного обучения, технологии развития критического мышления учащихся и другие.

Изучая целесообразность применения метода сотрудничества в практике, я пришла к выводу, что совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапах усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.

Мною на уроках используются следующие варианты применения в сотрудничестве:

  1. Проверка правильности выполнения домашнего задания;

  2. Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой;

  3. Совместное выполнение практической работы;

  4. Подготовка к тестированию, самостоятельной работе.

Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий. Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать следующие виды разноуровневых заданий на уроке: индивидуализировать обучение по содержанию, по темпу обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля нам позволяет модульная технология.

Технология модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, система задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Понятие “блок” и “модуль”, практически , равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей 

1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.

2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.

3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).

4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Реализация данной цели позволит:

  • повысить качество знаний;

  • повысить уровень образовательного процесса в целом.

  • повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и ключевых компетенций;

  • строить обучение в индивидуальном темпе обучения;

  • выбирать уровень обучения;

  • гарантировать достижение результатов обучения;

  • формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;

При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил: 
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. 
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию. 
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля. 
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку. 
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

В настоящее время понятие модульности приобретает методологический смысл. Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения.

Использование модульной технологии как системообразующей методологии построения образовательного процесса будет существенно способствовать определению целевой установки, содержательным и процессуальным основам обучения, организационному и программно-методологическому обеспечению.

  • Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

  • Законченный блок информации;

  • Целевую программу действий урока;

  • Рекомендации учителя по ее успешной реализации.

Практика показывает, что большинство учителей ориентируются на полученные рекомендации, но никакая наука не дает конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том ученическом классе, где он работает. Выбор же способов, технологий и средств организации образовательного процесса у учителя очень широк. Какие их них дадут оптимальный результат? Какие «походят» учителю и тем условиям, в которых он работает? На эти вопросы надо отвечать самому учителю.

Главной задачей личностно-ориентированной технологии становится задача выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся. В настоящее время в образовании все чаще обращаются к индивидуальному обучению, притом эта педагогическая технология может быть эффективно реализована, в том числе, и при дистанционном обучении.

Формирование культуры выбора, обеспечения успешности каждого обучающегося при этом во многом зависит от правильного планирования учителем основных этапов урока, построенного по технологии индивидуально-ориентированного способа обучения, таких как, например, организация мотивации к учению.

При этом ученик должен озадачиваться вопросом: как этому научиться, я хочу знать, я могу этого достичь, мне это пригодиться для… Так как урок носит индивидуально-ориентированный характер, то и мотивировать каждого ученика надо индивидуально, ведь у каждого из них свой мотив достижения. Очень эффективен прием мотивации через парадокс, который используется, например, на уроке изучения темы: «Файлы и их обработка» в 9 классе.

Он начинается с создания проблемной ситуации, разрешая которую ученики приходят к выводу о необходимости изучению этой темы, что вызывает интерес к программированию. Работа ведется с помощью карточек и практических заданий за компьютеров в программируемой среде Pascal. Используя справочный материал по этой теме.

Фамилия Имя _________________ Класс___________

  1. Выведите в файл “c:\kvadrat.dat” квадраты чисел заданного диапазона. (5 баллов)

  2. Считайте данные из файла “c:\kvadrat.dat” и выведите на экран.(5 баллов)

  3. Организуйте ввод данных об учащихся с клавиатуры с сохранением в единый файл. Количество учащихся задается в программе. Данные: фамилия, имя, класс. (5 баллов)

  4. Организуйте вывод данных об учащихся из файла в другой программе. (10 баллов)

  5. Измените программу так, чтобы при повторном запуске программы данные могли добавляться к уже имеющимся. (5 баллов)

  6. Количество баллов

    Оценка

    30-50 баллов

    5

    20-25 баллов

    4

    15-10 баллов

    3

    Меньше 10 баллов

    2

    Дан список сотрудников в файле «spisok.txt». Вывести список на экран в формате: ФИО: …., возраст: …. (5 баллов)

  7. Дан список сотрудников в файле «spisok.txt». Рассчитать средний возраст сотрудников и вывести его на экран. (10 баллов)

  8. Выведите в текстовый файл значения функции sin(x) (или другой, на Ваше усмотрение) для заданного диапазона x. (5 баллов)

В конце урока формируется «Таблица рекордов» , на основании которой определяется «Лучший программист недели» и вывешивается на «Доску почета» в кабинете.

Появление новых сфер науки и технологий требует приближения к проблемно ориентированным методов формирования знаний. Главной задачей

Внедрение модульной системы организации учебного процесса крайне важно для лучшего использования достижений научно-технического прогресса в обучении учащихся.

Мои выводы базируются на наблюдениях и мониторинговых исследованиях. Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Пример 2.Фрагмент урока «Программирование циклов» в 9 классе.

Цель: проверка степени усвояемости материала по теме циклические конструкции.

Два – три ученика назначаются консультантами. Карточка с заданиями для ученика:

На уроках - практикумах по программированию в 9, 11 классах формирую карточки с заданиями на выбор по баллам. Ученик выбирает задания по степени сложности, количеству, способу решения, формы представления конечного результата. При этом участвует важный критерий – степень освоения учебного материала, судить о котором можно по выбранным учеником заданиям.

Фамилия Имя _________________ Класс___________

1. Написать программу, которая выводит таблицу значений функции y = -2,4x+5x-3 в диапазоне от –2 до 2 с шагом 0,5. (5 баллов)

2. Напечатать все четные числа от 1 до 36. (5 баллов)

3. Написать программу, вычисляющую сумму расстояний до начала координат всех точек имеющих целочисленные координаты и находящихся внутри прямоугольника 1X10, 1y5. (5 баллов)

4. Найти все двузначные числа, в которых есть цифра N и само число делится на N. (10 баллов)

Количество баллов

Оценка

26-35

5

20-25

4

19- 15

3

меньше 15

2

5. Написать программу, выводящую все целочисленные решения уравнения ax+by=c, удовлетворяющие условиям: . (10баллов)

6. Определить количество натуральных трехзначных чисел, сумма цифр которых равна заданному числу. (15 баллов)

7. Дано натуральное число n, указать все тройки x, y, z таких натуральных чисел, что: n=. (15 баллов)

Оценивание результата производится по схеме, отображенной в таблице

Используемая литература

  1. Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании.- Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995.

  2. Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 1997

  3. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. Мн., 2003. –288 с. – (Мастерская учителя)

  4. 2.     Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.

  5. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. - СПБ.: Питер, 2002 640с.

  6. Microsoft Office System 2007/ Русская версия. Серия "Шаг за шагом"/ Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С., Преппернау Дж., Мюррей К.; пер с англ. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2007. - 928 с.: ил.

  7. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 592 с.

  8. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. - М.:ИНФРА - М, 2005.- 958с






































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сапронова Наталья Алексеевна

Дата: 11.04.2017

Номер свидетельства: 408521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства