-определить меры предупреждения отрицательного воздействия компьютера.
Объект исследования: обучающиеся колледжа и компьютер (длительная работа обучающихся за компьютером дома, в колледже, в общежитии)
Предмет исследования: отрицательное воздействие компьютерных игр на здоровье человека и методы предупреждения компьютерной зависимости.
Новизна исследования: влияние компьютера на изменение артериального давления и пульса подростков.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, эксперимент, наблюдение, анализ.
Гипотеза исследования: даже непродолжительная по времени игра за компьютером ухудшает самочувствие человека, а длительное времяпрепровождение перед монитором приводит к серьезным нарушениям здоровья.
2) составление рекомендаций родителям для предотвращения развития компьютерной зависимости;
3) доведение правил защиты человека от отрицательного воздействия компьютера до сведения обучающихся и их родителей через выпуск бюллетеней, публикацию в прессе, составление памяток для обучающихся по технике безопасности при работе на компьютере.
Актуальность проблемы
Сегодня компьютер есть почти в каждом доме. Постепенно он становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем общается с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Все начинается с детского возраста.
Современные дети сначала учатся играть в компьютерные игры, а потом уже в подвижные во дворе. Реальность сегодня такова, что дети раньше осваивают компьютерную грамоту, а потом уже языковую, математическую. Все чаще кумирами современных подростков становятся не герои книг, а компьютерные персонажи. Чем же лучше виртуальный мир, нежели реальный? Доказано, что компьютерная зависимость является одной из форм ухода человека от реальности, которая может травмировать душу человека из-за сложных отношений между людьми, приводит к конфликтам, разочарованиям, болезненным проявлениям и горьким потерям. Именно поэтому подростку, еще не умеющему выстраивать отношения в обществе, кажется, что виртуальный мир игры – идеальный для него выход: в работе на компьютере он может реализовать свой потенциал, при этом ничем не рискуя. Анкетирование в нашем колледже показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых обучающихся чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, ребята забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Как обезопасить себя от негативных последствий работы с компьютерами, каковы требования науки к организации и режиму работы, каким должно быть рабочее место пользователя, как влияет работа за компьютером на здоровье обучающихся? Над этими проблемами решено было задуматься, приступая к работе.
I. Введение
Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.
Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.
Среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИКТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети и подростки, формирование личности которых происходит в условиях развития информационной эры.
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствуются и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).
II. Основная часть.
Классификация компьютерных игр
Компьютерные игры – компьютерные игровые программы, предназначенные для работы на компьютере или специальной игровой приставке. Пожалуй, нет человека, который хоть раз за всю свою сознательную жизнь не попадал под их коварное обаяние. Играть любят все: дети, школьники и деловые люди, прогрессивная интеллигенция и рабочий класс. Разница только в отводимом для этого занятия времени и самой игре.
Компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.
I. Ролевые компьютерные игры. Ролевые игры (RPG - role playing games) – игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т. е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.
Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина "вхождения" в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе "затягивания" в игру, и степени "глубины" психологической зависимости.
1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Через несколько минут игры человек начинает терять связь с реальной жизнью, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими.
2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя. В случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель "себя" в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.
3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства.
II. Неролевые компьютерные игры. Выделяется несколько подтипов:
1. Аркадные игры. Сюжет слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т. к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.
2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды). Играя такие игры, ребенок должен обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.
3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции.
4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино.
По данным российских психологов, от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подвержены ей подростки. Как предстоит этот вопрос в нашем колледже?
Отрицательное воздействие компьютерных игр на здоровье человека на примере обучающихся нашего колледжа.
Исследование по теме Отрицательное воздействие продолжительных по времени компьютерных игр на здоровье человека проводилось в ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж» с обучающимися 1-2 курсов.
Первым делом было проведено анкетирование (приложения № 1, № 2, № 3) среди обучающихся 1-2 курсов. По результатам анкетирования (приложение № 2), среди 500 обучающихся нашего колледжа 16% можно назвать «пристрастившимися» к играм. 36% опрошенных играют в традиционные пасьянсы, 45% - в «гонки», 59% - в «стрелялки», 34% - в логические квесты, 48% - в стратегии. К сожалению, среди обучающихся нашего колледжа наиболее популярны различные «стрелялки», как и среди геймеров мира. Примерно у 20% опрошенных болит голова после игр на компьютере, утомляемость глаз наблюдается у 32 %, нервничают — 18 %, только 9 % обучающихся ничего не беспокоит. 31 % делают перерыв во время работы, зарядку для глаз выполняют 21 % обучающихся, 22 % работают при правильном освещении. Поэтому при работе с компьютерами у 17 % возникают боли в спине, 32 % обучающихся просиживает за компьютерными играми более 3-х часов в день. Настораживает тот факт, что только 15 % обучающихся контролируют родители во время работы за компьютером дома.
Практическая часть. Для полной уверенности отрицательного воздействия компьютера и компьютерных игр на здоровье обучающихся, в колледже была проведена исследовательская работа. В работе использовались методы наблюдения за обучающимися во время учебных занятий по информатике диагностика концентрации внимания, наблюдательности, утомляемости и психики с помощью тестов. Был проведён анализ результатов. Исследования проводились до и после работы на компьютере на уроках информатики, и во внеурочное время. В ходе наблюдений фиксировались все изменения состояния обучающихся, анализировались полученные результаты.
Исследование № 1 - влияние компьютерных игр на наблюдательность.
Цель исследования: установить уровень наблюдательности учеников до и после работы за компьютером.
Процедура исследования: исследование наблюдательности проводилось с группой обучающихся 2 курса из шести человек. С помощью проектора испытуемым были предложены для рассмотрения две картинки с 10-ю отличиями в течение 1 минуты. После сигнала «Стоп» картинки убирались, а испытуемые на листочках указывали найденные в картинках отличия. После 15 минут игры на компьютере обучающимся был предложен данный тест исследования, но с другими картинками.
Вывод: по результатам проведенного теста выявлено, что после компьютерных игр снижалась наблюдательность обучающихся на 19,6 % (приложение № 4).
Исследование № 2 - влияния компьютера на артериальное давление и пульс подростков.
Цель работы: определить степень воздействия компьютера на артериальное давление и пульс обучающихся. В процедуре исследования принимала участие студенты 2 курса из 6 человек.
Процедура исследования: у 6 обучающихся с помощью тонометра делались замеры артериального давления и пульса до и после работы за компьютером. Процедура исследования проходила 2 дня.
I вариант-первый день. Обучающие выполняли практическую работу на компьютере — работа с текстом.
При выполнении практической работы на компьютере пульс и артериальное давление изменялись незначительно.
II вариант – второй день Обучающие играли в компьютерную игру.
Испытуемые играли в компьютерную игру в течение 25 минут, у 4 человек из 6 повысилось артериальное давление, у 5 человек из 6 наблюдалось увеличение пульса на 5—10 ударов.
Выводы: При выполнении обычной работы компьютер существенно не влияет на артериальное давление и частоту пульса подростков, а во время компьютерных игр почти у половины группы повысилось артериальное давление, увеличился пульс (приложение № 5).
Меры предупреждения отрицательного воздействия компьютера
Несмотря на то, что методики лечения компьютерной и Интернет-зависимости уже существуют, радикальных методов еще не придумали, стопроцентного лекарства еще нет. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому надо выполнять определенные правила техники безопасности при работе за компьютером для уменьшения его отрицательного воздействия.
Длительность работы обучающихся на персональном компьютере:
Непрерывная длительность работы обучающихся 1-2 курсов на ПК не более 50 мин с перерывом не менее 20 мин, с выходом из аудитории и обязательным проветриванием
Для обучающихся 1,2 курсов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 20-25 мин работы на ПК, для старшекурссников - после установленной длительности работы.
Во время учебных занятий могут выполняться физкультпаузы целенаправленного действия [СанПиН 2.2.2.542-99].
К сожалению, обучающиеся нашего колледжа не соблюдают эти нормы при игре на компьютере, что видно из диаграммы «Время, проводимое за компьютером ежедневно». Тревожит тот факт, что есть обучающиеся, играющие более 8 ч в день. И совсем иная картина на диаграмме «Время, занятое полезной работой на компьютере»: никто из опрошенных не превышает положенного времени приложение № 2). Поэтому необходимо вести разъяснительную работу среди обучающихся о допустимом времени непрерывной работы за компьютером и другие правила защиты от вредного воздействия компьютерной техники, например, оборудование рабочего места и проведение физкультминуток.
Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у подростков? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе (приложение № 6, № 7).
1. Всегда нужно оговаривать время игры подростка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей.
2. Нужно больше времени общаться с подростком развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы подросток научился общению с различными людьми.
3. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
4. Необходимо привить подростку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда подросток сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.
5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
6. Следует проводить обсуждение игр вместе с подростком, выбирать развивающие игры.
7. Нужно показывать подростку личный положительный пример.
Если развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности подростка, то, возможно, он не убежит от нас в другую, компьютерную реальность.
III. Заключение
На основании результатов данного исследования доказано отрицательное влияние компьютерных игр на здоровье человека.
Проведённое анкетирование показало, что обучающиеся нашего колледжа не соблюдают санитарно-гигиенические правила работы с компьютером.
На основе анализа полученных данных в ходе исследования (исследование влияния компьютера на концентрацию внимания; наблюдательность, артериальное давление, пульс) можно сделать следующий вывод: компьютер, однозначно, влияет на организм обучающегося. У студентов наблюдается снижение концентрации внимания, наблюдательность. Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что компьютер и продолжительные по времени компьютерные игры вредно влияют на здоровье обучающихся. После исследования были разработаны рекомендации для обучающихся и родителей.
Работу по теме данного исследования нужно продолжать, потому, что не все аспекты влияния компьютера на здоровье обучающихся ещё достаточно изучены
Можно сделать вывод, что компьютерные игры становятся все более заметной частью жизни подростка. При этом они оказывают положительное влияние и не менее отрицательное на личность и здоровье подростков. Запретить компьютерные игры невозможно, но принять необходимые меры нужно. Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье обучающихся. Компьютер — не игрушка, а инструмент для полезной деятельности и служить должен на благо, а не во вред человеку.
IV. Список литературы
1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02)
2.Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03).
3. Фадеева -педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков// Воспитание школьников.– 2018. – № 10 – С. 23-25
4.Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2017. М.:ОЛМА, 2017, 889с.
Интернет-ресурсы:
Казарян справиться с компьютерной зависимостью. //http://*****/1444-kak-spravitsja-s-kompjuternojj-zavisimostju. html.
http://doshkolnoe. org/sovety-psihologa/rebyonok-i-kompyuter. html
6. Какое количество времени вы обычно сидите за компьютером
7. Наибольшее количество времени непрерывной игры на компьютере
8. Какое количество времени вы занимаетесь полезной работой за компьютером?
9. Чувствовали ли вы когда-нибудь после игры на компьютере некоторое недомогание: болят или слезоточат глаза, болит голова, ломит суставы и другие неприятные ощущение (указать какие)?
10. Как реагируют родители на ваше увлечение компьютерными играми?
11. Бывали ли дома ссоры с родителями из-за компьютерных игр?
12. Родители вам ограничивают время непрерывной игры за компьютером (если да, то сколько времени в сутки вам разрешается играть)?
13.Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
14. Замечали ли вы, что стали более раздражительными?
15. На многое ли вы готовы, лишь бы поиграть на компьютере?
16. Часто у вас возникает сильное желание играть?
17. Было ли что вы быстрее или хуже, чем необходимо выполняли домашнее задание для того, чтобы больше побыть в Интернете или поиграть?
18. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
Результат: более 9 ответов «да» - можно говорить о компьютерной зависимости.
Приложение 2
Результаты анкетирования среди обучающихся 1-2 курсов.
Вопросы
1-2 курс
Есть ли у вас дома компьютер? (да)
90%
Играете (или играли) ли вы в компьютерные игры? (да)
100%
Какие компьютерные игры вам нравятся?
а) традиционные
36%
б) гонки
45%
в) "стрелялки"
59%
г) логические квесты
34%
д) стратегии
48%
Какое кол-во времени вы обычно сидите за компьютером?
а) до 1ч
50%
б) 1-3 ч
40%
в) 3-8 ч
10%
Наибольшее кол-во времени непрерывной игры на компьютере?
а) до 1ч
20%
б) 1-3 ч
40%
в) 3-8 ч
35%
Какое кол-во времени вы занимаетесь полезной работой за компьютером?
а) совсем не работаю
10%
б) до 1 ч
60%
в) более 1 ч
30%
Чувствовали ли вы когда - нибудь после игры за компьютером некоторое недомогание
а) никогда
9%
б) болит голова
20%
в) болят или слезоточат глаза
32%
г) болит спина
20%
Контролируют родители во время работы за компьютером дома?
а) да
15%
б) иногда
50%
в) нет
35%
Бывали ли дома ссоры с родителями из-за компьютерных игр? (да)
30%
Приложение 3
Приложение 4 Таблица результатов исследования на наблюдательность
Фамилия
Число найденных отличий
До игры
После игры
Жеребненко М.
10
9
Кузенко М.
8
8
Сидоров М.
7
5
Ломакин М.
10
7
Орехов А.
8
7
Щетинин Д.
8
5
Приложение 5 Таблица результатов проведенного эксперимента среди обучающихся колледжа
Фамилия
Давление
Пульс
До
После
До
После
Жеребненко М.
104/63
116/70
69
80
Кузенко М.
98/70
98/68
88
96
Сидоров М.
120/60
127/76
61
71
Ломакин М.
112/70
120/75
78
80
Орехов А.
105/70
109/80
67
75
Щетинин Д.
110/60
130/60
78
65
Суть эксперимента: после уроков 6 обучающихся 2 курса непрерывно в течение трех часов играли в компьютерные игры. Затем у них были проверены давление, и пульс до начала игры и после ее окончания.
Приложение 6 Правильная рабочая поза за компьютером
Приложение 7
Рекомендации
Родителям, чьи дети играют в компьютерные игры.
1. Купив компьютер, изучите внимательно инструкции и постарайтесь обеспечить все меры безопасности.
2. Помогайте ребенку выбрать игры. Исключите игры с насилием и жестокостью.
3. Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все.
4. Ограничьте время игры до разумных пределов.
Детям и подросткам
1. Играйте чаще, но не больше 1 часа в день с перерывами.
2. После каждых 15 минут делайте гимнастику для глаз (инструкцию можно взять в кабинете врача-окулиста)
3. Делайте после работы на компьютере физическую разминку тела и кистей рук.
4. Выбирайте игру сознательно, определяя, в чем её полезное влияние.