Мультимедийные технологии в преподавании информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения
Мультимедийные технологии в преподавании информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий, которые обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Тема педагогического опыта: «Мультимедийные технологии в преподавании информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения».
2. Актуальность, практическая значимость опыта.
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий, которые обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный школьный учебник. Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность и творческое мышление.
3. Источник возникновения опыта (источник изменений).
Анализ научных источников позволяет констатировать, что проблема применения мультимедийных технологий в преподавании информатики в условиях реализации ФГОС второго поколения до настоящего времени полностью не изучена и обусловлена наличием ряда противоречий:
– между возросшими требованиями к уровню подготовки школьников в условиях модернизации и информатизации образования и низким реальным уровнем использования мультимедийных технологий в преподавании информатики;
– между образовательным потенциалом лицея по активизации познавательной активности учащихся и неэффективной реализацией имеющихся возможностей в процессе обучения школьников;
– между необходимостью образовательной практики лицея в применении мультимедийных технологий и недостаточностью информационно-методического обеспечения данного процесса на уроках информатики.
4. Идея и концепция изменений.
Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс связано с рядом его преобразований, начиная от подготовки кадрового и материально-технического обеспечения, заканчивая созданием особых условий организации учебного процесса. Первостепенным среди этих преобразований является изменение взглядов всех участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи. Это своеобразная мировоззренческая составляющая системы организационно педагогических условий, формирование новой философии обучения, без осознания которой использование мультимедийных технологий не принесет ожидаемых результатов.
Кроме того, в современном образовательном процессе мультимедиа является одной из распространенных форм развития познавательной активности учащихся. Поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять мультимедийные технологии, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться для получения новых знаний в интересной и понятной форме.
5. Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта.
Получение устойчивых положительных результатов при использовании мультимедийных технологий, направленных на развитие интереса к предмету, в преподавании информатики обеспечивается, в первую очередь, развитой инфраструктурой: компьютерный класс, программное обеспечение, медиатека. Во-вторых, устойчивость получения положительных результатов обеспечивается развитой системой методических приемов, изучением опыта коллег и, конечно же, готовностью всех участников педагогического процесса изменить взгляды на образовательные цели и задачи. Уместно внедрения всех видов мультимедии на различных этапах урока
при изучении нового материала, позволяет иллюстрировать неизвестное разнообразными наглядными средствами;
при закреплении новой темы, позволяет закрепить полученные знания;
для проверки знаний, позволяет провести компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация;
для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам;
при проверке фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов;
при решении задач обучающего характера, помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы.
6. Технология опыта (этапы становления методической системы учителя).
I этап (2011 – 2012 гг.) – констатирующий:
изучение психологической, педагогической, методической литературы по иеме самообразования;
выявление условий для применения мультимедийных технологий, направленных на развитие интереса к предмету, в преподавании информатики.
II этап (2012 – 2013 гг.) – формирующий:
разработка мультимедийного комплекса для средней школы по информатике с использованием уже существующей медиатеки;
апробация мультимедийного комплекса на учащихся 5 – 7 классов по предмету, внеурочной и внеклассной деятельности
III этап (2013 – 2015 гг.) – контролирующий:
корректировка комплекса организационно-педагогических условий развития интереса к изучаемому предмету и фиксации уровня обученности учащихся.
7. Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты).
Педагогический опыт по рассматриваемой теме был представлен на разных уровнях.
На муниципальном уровне: выступление по темам «Повышение профессиональной компетенции учителя посредством участия в профессиональных конкурсах и конференциях» и «Обобщение опыта работы учителя информатики» на методическом объединении учителей информатики Южного административного округа города Оренбурга, выступление на педагогическом семинаре по теме «Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия».
На региональном уровне: мастер-класс «Использование интерактивных средств обучения в урочной деятельности» на стажерской площадке для директоров общеобразовательных учреждений Оренбургской области, мастер-класс в рамках методического дня для студентов факультета информатики педагогического колледжа им. Н.Крупской по теме «Компьютерная графика на уроках информатики в 5 классе», открытый интегрированный урок в рамках методического дня для молодых специалистов города и области по теме «Применение языка программирования Паскаль при решении задач на арифметическую прогрессию», открытый интегрированный урок в рамках методического дня для заместителей директоров города и области по теме «Создание изображений в графическом редакторе Paint посредством геометрических фигур».
На федеральном уровне: обмен опытом работы и материалами по использованию мультимедиа технологий в образовании на федеральном портале «Сеть творческих учителей», участие в VIII Всероссийском @вгустовском интернет-педсовете Педсовет.org по теме «Учитель и его профессиональное самоопределение», участие в вебинаре на XII Всероссийском интернет-педсовете Педсовет.org по теме «Современные аспекты образования», обмен опытом работы учителя на Международном фестивале деятелей образования «Сотрудничество, Сообразование, Сотворчество» (г. Москва), распространение собственного педагогического опыта посредством размещения педагогических разработок на личном сайте http://multiurok.ru/kuznetsova-lic6/.
8. Результативность реализации методической системы.
В ходе реализации педагогического опыта идет повышение базовых социально-педагогических, коммуникативных компетенций учителя, его методической активности.
У учащихся происходят позитивные изменения в отношении к предмету, в степени познавательной активности на уроке, в способах выражения знаний и умений в использовании мультимедийных продуктов через участие в олимпиадах различного уровня.
Так, количество учащихся, успевающих на «4» и «5» по информатике, возросло с 78 % до 89 %. Выпускники успешно прошли государственную итоговую аттестацию: 2012 г. – ГИА по информатике 9 класс – качество знаний составило 77,9%, высший балл – 1 человек; 2013 г. – ГИА по информатике 9 класс – качество знаний составило 80,3%, высший балл – 2 человека; 2014 г. – ГИА по информатике 9 класс – качество знаний составило 82,6%, высший балл – 4 человека.
9. Адресная направленность опыта.
Представленный педагогический опыт адресован, прежде всего, учителям и преподавателям средних и специальных образовательных учреждений, способным и готовым активно и эффективно использовать мультимедийные технологии в образовательном процессе.
Тиражируемость представленного положительного инновационного опыта определяется возможностью распространения его путем проведения открытых уроков и мастер-классов среди учителей, молодых педагогов города Оренбурга и Оренбургской области, размещения материалов на образовательных сайтах и порталах: «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТ.ORG», личном сайте учителя и других.
11. Наличие последователей (коллег, работающих по методической системе Претендента или активно использующих отдельные ее элементы).
Отдельные элементы разработанной методической системы используют в своей работе коллеги МОАУ «Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой города Оренбурга. Кроме того, накопленный педагогический опыт автора распространен среди студентов педагогического колледжа факультета информатики города Оренбурга, ежегодно проходящих педагогическую практику в лицее под руководством Кузнецовой Л.А.
Кузнецова Лариса Александровна, учитель информатики, муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение «Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой города Оренбурга