kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ППССЗ (для колледжей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Информатика» предназначены для обучающихся первого курса для всех специальностей СПО.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Для самостоятельной работы в группах СПО в данной дисциплине отводится 45 часов, 17 часов в первом полугодии, 28 часов – во втором полугодии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ППССЗ (для колледжей)»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»



Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол № ____ от _______________

председатель ______________________

( Давиденко И.А.)


Проверено

Методист__________________

Ставропольцева Т.П.

«УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УР

______________ В.И. Пархоменко

«____»___________ 201____ г.






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине

ОУД.07 ИНФОРМАТИКА


по специальности

для всех специальностей

уровень образования

базовый

срок обучения

3 года 10 мес.


по специальности

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


уровень образования

углубленный


срок обучения

4 года, 10 мес.



Пояснительная записка

Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Информатика» предназначены для обучающихся первого курса для всех специальностей СПО:

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям),

15.02.08 Технология машиностроения,

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно – транспортных,

строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

27.02.04 Автоматические системы управления.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Для самостоятельной работы в группах СПО в данной дисциплине отводится 45 часов, 17 часов в первом полугодии, 28 часов – во втором полугодии


Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;

  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.




Виды самостоятельной работы обучающихся по информатике


  • творческие работы (реферат, доклад, сообщение);

  • опережающие домашние задания (заполнить таблицу);

  • написание программ;

  • написание сайтов;

  • составление или решение кроссворда по информатике на определения из информатики, понятия и т.п.;

  • составление презентации на определённую тему.


Возможные формы контроля

  • проверка выполненной работы преподавателем;

  • отчёт-защита обучающегося по выполненной работе перед преподавателем (и/или обучающимися группы);

  • зачёт;

  • тестирование;

  • контрольные работы.


Критериями оценки результатов

самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень усвоения обучающимся учебного материала;

  • умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность ключевых (общеучебных) компетенций;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • уровень оформления работы.








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»


Теоретический

материал

Самостоятельная

работа

Название темы

Количество часов

Вид

Форма контроля

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2

Презентация «Умный дом»

Проверка презентации

Пр. з. 2 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем).

2

Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте обр. организации по проф. направлениям подготовки.

Проверка

ссылок

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

2

Создание структуры базы данных - классификатора.

проверка структуры

Основные информационные процессы и их реализация с помощью ПК: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации при помощи компьютера.

2

Простейшая информационно-поисковая система

Проверка работы обучающихся в простейшей информационно- поисковой системе

Пр. з.8 Примеры компьютерных моделей различных процессов.

2

Статистика труда

Проверка статистики

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

2

Графическое представление процесса

Проверка схемы

Пр.з.13. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

3

Проект теста по предметам.

Проверка тестов.

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.

2

Электронная библиотека

Проверка работы обуч. в электр. библиотеке

Итого за I полугодие

17


II полугодие

Пр.з.14. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.


4

Реферат на тему: «Мой рабочий стол на компьютере».

Защита реферата

Пр.з.15. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

4

Реферат на тему: «Оргтехника и специальность».

Защита реферата

Пр.з.16. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

2

Прайс-лист

Проверка умения разбираться в прайс-листе

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

2

Составление таблицы «Ярмарка специальностей»

Проверка таблицы

Пр.з.21. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

4

Реферат на тему: «Microsoft Word – назначение и возможности»

Защита реферата

Пр.з.23. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

4

Расчёт заработной платы

Проверка расчётов

Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

4

Статистический отчёт. Бухгалтерские программы.

Проверка отчёта

Пр.з. 26. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

2

Диаграмма информационных составляющих

Проверка информационных составляющих

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2

Реферат на тему: «Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж»

Публичная защита реферата

Итого за II полугодие

28


Итого всего:

45


Самостоятельная работа №1-2

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Задание: Создать презентацию на тему: «Умный дом». Презентация должна быть выполнена с соблюдением методических рекомендаций по составлению презентаций.

Цель:

  • развивать умение работать в программе презентаций PowerPoint;

  • развивать умение работать с глобальной сетью интернет;

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.

Презентация - это устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point.

Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах.

Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с чётко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап - непосредственное публичное выступление.

Студенту, опираясь на план выступления необходимо определить около 10 главных идей, выводов по выбранной теме, которые следует донести до слушателей, и на основании них составить компьютерную презентацию. Дополнительная информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию.

После подборки информации студенту следует систематизировать материал. Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:

L Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины,

графики, таблицы, диаграммы, видеоролики.

2 Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.

  1. Анимационный ряд.

  2. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.

5. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их
затейливостью и разнообразием. Выбранные шрифты должны легко
восприниматься на первый взгляд.

6 Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на

себя, а лишь усиливали главное. Правила организации материала в презентации:

  1. Главную информацию — в начало.

  2. Тезис слайда — в заголовок.

  3. Анимация — не развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.

Компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов. Время на выступление составляет 10 минут.

Самостоятельная работа №3-4

Пр. з. 2 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем).

Задание: Найти в интернете коллекцию ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте обр. организации по проф. направлениям подготовки.

Цель:

  • развивать умение работать с глобальной сетью интернет;

  • формирование умений выделять нужное из огромного количества информации


Самостоятельная работа №5-6

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

Задание: Создание структуры базы данных - классификатора.

Цель: научиться создавать структуру базы данных.



Самостоятельная работа №7-8

Основные информационные процессы и их реализация с помощью ПК: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации при помощи компьютера.

Задание: Работа в простейшей информационно-поисковой системе

Цель:

  • научиться работать в глобальной сети интернет

  • уметь работать в простейшей информационно-поисковой системе


Самостоятельная работа №9-10

Пр. з.8 Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Задание: Составить статистику труда

Цель: уметь из огромного количества информации составлять статистику


Самостоятельная работа №11-12

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Задание: Графическое представление процесса

Цель: научиться представлять графически любой процесс


Самостоятельная работа №13-15

Пр.з.13. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

Задание: Сделать проект теста по предмету, согласно метод. рекомендациям по подготовке проектов

Цель: Научиться самостоятельно делать проект



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

1. Проектирование – образовательная технология формирования компетенций, которая предполагает специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий по решению значимой для обучаемого проблемы, завершающийся созданием продукта.

2. Работа над проектом характеризуется следующими основными признаками:

а) Выбор темы проекта осуществляется студентом. Тема должна соответствовать учебной дисциплине, в рамках которой выполняется проект.

б) Работа над проектом моделирует соответствующую работу в организации.

в) Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цель проекта сужена до решаемой задачи.

г) Проект может быть индивидуальным, но целесообразнее скоординированные совместные действия группы студентов.

3. Последовательность работы над проектом такова:

 Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность студентов

Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают тему с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Планирование

а) Определение источников информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Исследование

Сбор и анализ информации

Формулирование выводов об условиях и способах достижения цели

Выполняют исследование при кураторстве преподавателя, анализируют информацию

Предложения

Разработка конкретных действий (их последовательности и содержания), отвечающих условиям и способам достижения цели

Разрабатывают предложения, тестируют их на аудитории, обсуждают с преподавателем, делают о выводы о необходимой коррекции предложений

Представление

Формирование итогового (скорректированного) варианта, его защита

Корректируют разработанные материалы, оформляют проект, презентуют его и доказывают обоснованность своих предложений

4. Итоговый вариант проекта как документ имеет следующую структуру:

Титульный лист: название проекта, составители проекта, проверяющий проекта.

Введение: цель и задачи проекта, краткое содержание разделов. 

Аналитическая часть: методы исследования и их обоснование, описание хода и результатов исследования.

Проектная часть: сроки реализации проекта и общий план-график проектных мероприятий (организационных, профессиональных), конкретные разработки по каждому этапу проекта (документы, тексты публикаций, макеты и проч.). 

Заключение: основные результаты проектной работы, сопоставленные с ее целью и задачами; при необходимости - перспективы развития проекта.

Список использованной литературы (при необходимости).

Приложения (при необходимости): исходные и /или дополнительные материалы: анкеты, графики, вспомогательные расчеты, копии документов и материалов и проч.

5. К оформлению проекта предъявляются следующие требования:

Проект оформляется на сброшюрованных листах формата А4 (210 х 297 мм) с одной стороны. Поля составляют: верхнее и ниж​нее — 2 см, правое — 1 см, левое — 3 см.

Все листы, кроме титульного, должны быть пронумерованы.

Шрифт оформления проекта — Times New Roman 12. Межстрочный интервал — 1,5.

Таблицы, рисунки, схемы и т. п. должны быть пронумерованы и озаглавлены.

При использовании в тексте проекта цитат, мнений других авторов, статистических материалов обязательны библио​графические ссылки на первоисточники, которые должны быть указаны в списке литературы.

6. Защита проекта предполагает:

Презентацию итогового варианта проекта преподавателю курса или комиссии в составе преподавателя курса и одного - двух преподавателей кафедры.

Защита может быть индивидуальной или групповой (по решению преподавателя курса), возможно с привлечением оппонентов из числа студентов или с при​глашением представителей организации, если по ее заданию вы​полнен данный проект.

Защита проекта состоит из короткого доклада о сущности проделанной работы и полученных результатах и ответов на вопросы по существу проекта. Длительность выступления с докладом не должна превышать 7—10 мин.

Работа студента над проектом оценивается по четырехбалльной системе (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично). Оценка работы студента производится с учетом:

— обоснованности и качества анализа и разработок;

— самостоятельности и оригинальности решения задач проектирования;

— содержания доклада и качества ответов на вопросы.

Студенты, не представившие в установленный срок готовый проект или не защитившие его, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче зачета или экзамена по данной дисциплине.


Самостоятельная работа №16-17

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.

Задание: Электронная библиотека

Цель: Научиться работать в электронной библиотеке

Самостоятельная работа №18-21

Пр.з.14. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Задание: Реферат на тему: «Мой рабочий стол на компьютере».

Реферат подготовить с соблюдением методических рекомендаций по подготовке рефератов.

Цель:

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу;

  • формирование умений грамотно и быстро пользоваться глобальной сетью Интернет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ

Реферат (от латинского refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. [1]

В учебном процессе реферат понимается в более широком смысле: это — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.

Реферату должны быть присущи следующие категории:

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

  • связность (логическая и формально-языковая),

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на: информативные, или рефераты–конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста, и индикативные, или рефераты–резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.

Основные этапы работы над рефератом

1 этап — подготовительный.

Включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

2 этап — исполнительский.

Включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Виды записей: выписки, цитаты, тезисы, конспект.

Выписка осуществляется тогда, когда нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше, всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность хорошо изучить литературу, создать задел, пригодный на будущее.

Цитаты (от лат. zito — «призываю в свидетели») — это выписки из текста книг (статей) — выдержки, сведения словами автора. Правила цитирования:

  1. Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, небольшими абзацами).

  2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки: «…у учащихся следует развивать мыслительные умения более высокого уровня, позволяющие глубже понимать факты, анализировать их, делать хорошо обоснованные выводы и видеть более общую картину явлений» (Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 5402200 (050200) «Физико-математическое образование»/[под ред. Е.Н.Ястребцевой;пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Кнышевой]. [Текст] М.: Институт.ру, 2006. 168 с.).

В случае пропуска одного или нескольких слов в середине цитируемого текста вместо пропущенного также вставляют три точки: «Усвоение знаний… путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника.» (Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно—коммуникационных средств [Текст] М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.).

Три точки ставятся также в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста.

«В мультимедийном формате для доведения сообщения могут использоваться тексты, аудиозаписи, графические изображения, видео…» (Интернет-обучение:технологии педагогического дизайна/Под ред. к.п.н. М.В.Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004 [Тест]. 224 с.)

  1. Цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив и т.п.). Если какие-либо выделения вносятся самим читателем, то это должно быть особо отмечено.

  2. После каждой цитаты нужно указывать ее источник. Обычно в квадратных скобках ставят номер, под которым источник указан в списке использованной литературы. В случае использования одного и того же источника, уже упомянутого в предыдущей цитате, указывают в скобках или в с списке: «там же».

Тезис (от греч. tezo — «утверждаю») — более сложная и более совершенная форма записи. Тезисы бывают простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными (их еще называют развернутыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами.

По способу изложения тезисы можно разделить на текстуальными и свободные.

В текстуальных тезисах излагается мысль словами тезируемого текста. В свободных тезисах важно сохранить, не исказив, главную мысль источника (текста), изложить же ее можно, как говорят, своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость и лаконичность.

Конспект (от лат. conspectus — «обзор, изложение») — наиболее сложная и наиболее совершенная форма записи прочитанного, т.к. объединяет в себе многие виды записей — пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.

3 этап — заключительный.

Включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Структурными элементами реферата являются:

  1. титульный лист;

  2. содержание (оглавление) реферата;

  3. введение;

  4. основная часть;

  5. заключение;

  6. список использованных источников;

  7. приложения.

Требования к структурным элементам реферата

  1. Титульный лист

Является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Структурные элементы:

    • Надзаголовочные данные (т.е. данные, стоящие выше заголовка — имени автора). В учебных рефератах они обозначают учебное заведение, где обучается учащийся. Название учебного заведения пишут прописными буквами.

    • Заголовок (это фамилия автора). Указывается фамилия, инициал имени (без отчества), а также класс, в котором автор обучается. Фамилия — с прописной буквы, слова «учащийся …» — строчными.

    • Заглавие (название темы реферата). Пишется всегда прописными буквами. Слова «тема» или «на тему» не пишутся.

    • Подзаголовочные данные. Это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, называющие вид работы и т.п. Вид работы (доклад, реферат) указываются ниже наименования темы строчными буквами.

    • Сведения об ответственности. Здесь указываются фамилия (фамилии) лица (лиц), имеющего отношение к подготовке реферата, т.е. руководителя (или руководителей).

    • Выходные данные. Надзаголовочные данные не дают ответа, где находится указанное учреждение. Поэтому в нижней части титульного листа пишут название города. Здесь же указывается год написания реферата. Здесь же указывают год написания реферата. При этом ни слово «год», ни буквы «г» не пишутся. Пример правильно оформленного титульного листа приведен в приложении.

  1. Содержание (оглавление) реферата

Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и заключение с указанием номеров начальных страниц.

Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение (обоснование выбранной темы)

  • Основная часть

  • Заключение (выводы)

  • Список использованных информационных ресурсов;

  • Приложения (если таковые имеются)

  1. Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.


Языковые клише, используемые во введении:


Тема

  1. Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу…

  2. Реферат посвящен характеристике проблемы…

  3. Темой реферата является…

  4. В реферате… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.


Проблема

    1. В центре внимания автора находятся…

    1. На первый план автором выдвигаются…

    1. Главные усилия автора направлены на…

    2. В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.


Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат

  1. Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…

  2. Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…

  3. Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

  4. В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…


Характеристика первоисточников, используемых автором реферата

  1. Автор привлекает к анализу следующие материалы…

  2. Материалом исследования послужили…

  3. В основе реферата лежат материалы исследований…


  1. Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема.

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.


Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски в тексте реферата необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.

Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [7, с.15]. Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.


  1. Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Языковые клише, используемые в заключении:

  1. Автор приходит к выводу, заключению о том…

  2. В заключение можно сказать…

  3. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

  4. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)

  5. Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)

  6. На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.


  1. Список информационных ресурсов

Список использованных информационных ресурсов завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Тип издания (Текст, изопродукция, электронное издание и т.д.). Место (город) издания. Издательство. Год издания – цифра без буквы «г.». Количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу).

Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи [Тип издания] // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи [Тип издания] // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.

Например:

Книги:

  1. Воронцов, Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой [Текст]: Учебн. пособие для преподавателей и учащихся ср. спец. уч. заведений. М.: Высшая школа, 1977. 83 с.

  2. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса [Текст]. СПб.: ГМП «Формика», 1992. 383 с.

  3. Организация и методика проведения деловых совещаний: Учебное пособие. [Текст]. Киев: МАУП, 1995.

Из энциклопедии:

  1. Гвоздецкий, Н.А. Эльбрус [Текст] //БСЭ 3-е изд. М., 1978. Т.30. С.151.

Журнал:

  1. Александрова, З. Правовое регулирование труда государственных служащих [Текст] //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1989. №1. С. 16 – 19.

  2. Семенов, Ю. Непримиримость: Роман-хроника [Текст]//Смена 1987. №20. С.25–32; №21. С.24 – 32; №22. С. 24–31; №23. С.24–31; №24. С.24–32.

Особое внимание следует обратить на оформление таких информационных ресурсов как источники Интернет и электронные ресурсы на компакт-дисках (электронные энциклопедии, электронные учебники).

Например:

Веб-документ:

  1. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. Центр «Информика». [Электронный ресурс] http://www.informika.ru/text/school/its.html

Электронная почта:

  1. Виктор Кривощеков О конкурсе ThinkQuest в России. Личная перписка (12 апреля 2002).

Телеконференция:

  1. Розина И.Н. rozina@edu.donpac.ru Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 января 1999. — edu@emissia.spb.su GROUP emissia.offline, ART 629 (18 atdhfkz 1999).

Электронный ресурс на компакт-диске:

  1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые, граф., Зв. дан. и прикладная прог. (546 Мб). М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв., 12 см + рук. пользователя (1л.)+открытка (1л.).

  1. Приложения

Приложения к реферату позволяют повысить уровень работы, более полно раскрыть тему.

В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА В ТАБЛИЧНОЙ ФОРМЕ

Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.

Основные элементы таблицы

Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал.

Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.

Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл.3.2».

Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.



Требования к оформлению реферата

  1. Страницы текста и приложений реферата должны соответствовать формату А4 (210x297).

  2. Объем реферата не должен превышать 20 – 25 страниц печатного текста (без приложений). При наличии приложений объем реферата может быть расширен до 30 — 35 страниц.

  3. Для текста, выполненного на компьютере — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк —1,5-2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего —20 мм, нижнего — 20 мм.

  4. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

  5. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

  6. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются.

Критерии оценки реферата

Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

  • соответствие реферата теме,

  • глубина и полнота раскрытия темы,

  • адекватность передачи первоисточника,

  • логичность, связность,

  • доказательность,

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение),

  • оформление (наличие плана, списка информационных источников, культура цитирования, сноски и т. д.);

  • языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

1. Критерии оценки введения:

  • наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

  • наличие сформулированных целей и задач работы,

  • наличие краткой характеристики первоисточников.

2. Критерии оценки основной части:

  • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

  • наличие заголовков к частям текста и их удачная формулировка;

  • проблемность и разносторонность в изложении материала,

  • выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование,

  • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3. Критерии оценки заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа,

  • выражение своего мнения по проблеме.

Образец титульного листа реферата













ОГАПОУ

«Белгородский политехнический колледж»



Лупанов С.

обучающийся гр. 2-ТМ



«интернет и авторское право»



Реферат по дисциплине «Информатика»



Руководитель

преподаватель информатики и ИКТ

Безухова Е. А.













Белгород

2013





















Самостоятельная работа №4







Самостоятельная работа №22-25

Пр.з.15. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Задание: Реферат на тему: «Оргтехника и специальность».

Цель:

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу;

  • формирование умений грамотно и быстро пользоваться глобальной сетью Интернет.


Самостоятельная работа №26-27

Пр.з.16. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

Задание: Прайс-лист

Цель:

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу;

  • развивать умение работать с глобальной сетью интернет.


Самостоятельная работа №28-29

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.


Задание: Составление таблицы «Ярмарка специальностей». При написании соблюдать методические рекомендации по подготовке таблиц.

Цель:

  • развивать умение работать с глобальной сетью интернет.

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу;


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

СИСТЕМАТИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА В ТАБЛИЧНОЙ ФОРМЕ

Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.

Основные элементы таблицы

Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал.

Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.

Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл.3.2».


Самостоятельная работа №30-33

Пр.з.21. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Задание: Реферат на тему: «Microsoft Word – назначение и возможности» При написании реферата опираться на методические рекомендации по подготовке рефератов.

Цель:

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу;

  • формирование умений грамотно и быстро пользоваться глобальной сетью Интернет.

Самостоятельная работа №34-37

Пр.з.23. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

Задание: Сделать в программе Microsoft Excel расчёт заработной платы в форме таблицы, используя формулы.

Цель: развитие математических и логических способностей обучающихся.

Самостоятельная работа №38-41

Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

Задание: Сделать статистический отчёт. Бухгалтерские программы.

Цель: развитие математических и логических способностей обучающихся.


Самостоятельная работа №42-43

Пр.з. 26. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

Задание: Диаграмма информационных составляющих

Цель: развитие математических и логических способностей обучающихся.


Самостоятельная работа №44-45

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Задание: Реферат на тему: «Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж»

Цель:

  • формирование умений использовать учебную, дополнительную и справочную литературу;

  • формирование умений грамотно и быстро пользоваться глобальной сетью Интернет.




30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безухова Елена Александровна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276002

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства