kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе идет речь об электронных средствах образовательного назначения (как аппаратных так и программных).

Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения», хотя более точным для технологий, использующих компьютер, является «компьютерная технология».

           На сегодняшний день, используя новые информационные (компьютерные) технологии открывают новые варианты обучения, которые направлены на достижение следующих целей:

  • формирование умений работать с информацией, развитие     коммуникативных способностей;
  • формирование личности информационного общества;
  • максимальное усвоение учебного материала;
  • формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать решения.

Данная работа может быть использована преподавателями информатики и ИКТ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методич. рекоменд.»

Краевое государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 2» г.Лесозаводск













«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики»



(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)




Автор: Грановская

Мария Викторовна






















г.Лесозаводск

2013


Содержание


  1. Аннотация……………………………………………………………………….3

  2. Сведения об авторе……………………………………………………………...4

  3. Пояснительная записка…………………………………………………………5


  1. Применение информационных технологий на уроках информатики……….6

    1. Мультимедийная презентация…………………………………………..…………….6

    2. Электронные тесты………………………………………………..7

    3. Интерактивная доска………………………………………...……9

    4. Разработка урока…………………………………………………10


  1. Заключение…………………………………………………………………….14

  2. Список литературы……………………………………………………………15































Аннотация


В представленной работе раскрыта система процесса обучения на уроках информатики и ИКТ с помощью информационных технологий.

В данной работе идет речь об электронных средствах образовательного назначения (как аппаратных так и программных).

Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения», хотя более точным для технологий, использующих компьютер, является «компьютерная технология».

На сегодняшний день, используя новые информационные (компьютерные) технологии открывают новые варианты обучения, которые направлены на достижение следующих целей:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

  • формирование личности информационного общества;

  • максимальное усвоение учебного материала;

  • формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать решения.

Данная работа может быть использована преподавателями информатики и ИКТ.


























Сведения об авторе:


ФИО: Грановская Мария Викторовна


Должность: преподаватель информатики и ИКТ


Место работы: Краевое государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2» г.Лесозаводск


Квалификационная категория: без категории


Контактный телефон: 89242489461

Пояснительная записка


Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения», хотя более точным для технологий, использующих компьютер, является «компьютерная технология».

Применение информационных технологий в обучении, необходимы не только для проведения уроков информатики, но и для проведения уроков любых других учебных дисциплин.

Как и любой другой преподаватель, я заинтересована в том, чтобы мои уроки проходили с интересом и с пользой для учащихся, то есть с наибольшей эффективностью. Свои уроки стараюсь как можно больше строить с использованием мультимедийных презентаций, использовать все возможные возможности интерактивной доски, проверку знаний проводить с помощью электронных тестов, что улучшает усвоения материала и делает учащихся более внимательными, дисциплинированными, и мои уроки проходят с большим интересом. Также важным положительным фактором использования электронных уроков является дружественный интерфейс ПК. Учащиеся обладают различным темпераментом, уровнем развития внимания и памяти, и успешного усвоения учащимися материала я учитываю индивидуальные особенности каждого.


Опыт работы показал, что применение информационно-коммуникационных технологий в обучении за последние 2 года повысило качество обучения учащихся на 30%.


Применение информационных технологий

на уроках информатики



Используя информационные технологии на своих уроках, я реализовываю свои педагогические идеи, представляю их вниманию коллег и получаю оперативный отклик, а учащимся даю возможность самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Таким образом, я реализую важнейшее требование современного образования – выработка индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения.

Мой кабинет оборудован компьютерной техникой: персональными компьютерами, видеопроектором, интерактивной доской, сканером, принтером - позволяющей перенести информацию из периодических печатных изданий в информацию удобную для моей работы (моих коллег) и учащихся.

На уроках я использую различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты).



Мультимедийные презентации

При подготовке и проведении уроков на различных этапах обучения применяю различные формы ИКТ. Хочется отметить, что мультимедийные сценарии уроков, выполненные с использованием программы Power Point, способствуют увеличению темпа урока, повышают интерес к теме. В данном случае для лучшего усвоения материала активируются все органы восприятия – слух, зрение, моторика, лучше запоминается материал учащимися и практически заменяет традиционные мел и доску. При подготовке презентации заранее продумываю структуру урока, так как последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создаю сценарий проведения урока. Все важные этапы урока я фиксирую на слайдах заранее, поэтому мне не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Так же я считаю, применение презентаций является постоянным наличием необходимой информации перед глазами учащихся, и возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

В архиве кабинета информатики имеются презентации по изучаемым темам моего предмета:

«Роль информации в жизни человека»

«Что такое информатика»

«Роль информации в жизни человека»

«Технология обработки информации»

«Представление об информационной технологии»

«Как создать презентацию»

«Информационная безопасность»

«Интернет»

«Виды графики»

«Антивирусы. Что это и как они работают»

«Управление компьютером»

«Развитие логического мышления»

«Поисковые системы»

«Компьютерные мышки»

«Компьютер и ПО»

«Файлы и папки»

«Графическое изображение алгоритмов»

Презентация «Компьютерная графика»

«Компьютерные вирусы»

«От индустриального общества к информационному»

«Архитектура ПК»

«Алгоритмы»

«Подходы к понятию информации и измерению информации» и др






Электронные тесты

Для проверки знаний учащихся я использую электронный тест (тестовую проверку), который имеет ряд преимуществ перед традиционными формами. Данная работа позволяет мне более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Сеть Рунета предлагает огромное количество тестовых программ. Многие из них предназначены для проведения тестирования в образовании. Хочу поделиться программой “TestInfo”, с которой работаю уже в течение двух лет.



Программа обладает рядом преимуществ:

  • возможность создавать красочные и понятные тесты с иллюстрациями и формулами

  • возможность проведения различных типов тестов:

а) с ограничением по времени (и без)

б) с произвольным и последовательным порядком выполнения;

в) с возможностью (и без) работы с калькулятором и другими программами

г) с выбором одного или нескольких ответов

д) с вводом ответа с клавиатуры

  • возможность защиты паролем тестов

  • защита файлов с результатами от изменений

Интерфейс программы довольно простой, создание тестов не вызывает никаких серьёзных затруднений, и даже если они возникнут программа содержит довольно полную справочную систему, в которой вы найдёте ответы на все вопросы.






Также я составляю некоторые интерактивные тесты сама, с помощью прикладной программы Ms Excel.



В своей практике я заметила, что учащихся привлекает способ такого тестирования. Во-первых, новизна подачи материала: учащиеся еще не избалованы электронным продуктом. Ребята видят не субъективную оценку преподавателя, с которой они не всегда согласны, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.

Тестовым контролем я обеспечиваю одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирую у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, это их дисциплинирует.

Также я увидела, что проверка знаний при помощи тестовых информационных технологий развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление. Правильно оформленный тест развивает у учащихся добросовестность и аккуратность. Использование данной работы на уроках повышает интерес к изучаемому предмету.

Тестовый контроль позволяет мне индивидуализировать работу с учащимися.






Интерактивная доска


В своей работе большое внимание уделяю работе с интерактивной доской. С помощью доски я легко передвигаю объекты и надписи, добавляю комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяю ключевые области и добавляю цвета. Все, что учащиеся делают на доске, я могу сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, и я всегда имею возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.




Практика на моих уроках показала, что использование интерактивной доски делают занятия увлекательными. Работа с ней помогает проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Также управляя обсуждением, я подталкиваю учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска на моих уроках становится центром внимания для всех.


Разработка урока


Тема: Программное обеспечение.

Цель: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.


Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры.


План урока.

Организационный момент (3 мин.)

Актуализация знаний (10 мин.)

Изучение нового материала (45 мин.)

Закрепление изученного материала, выполнение интерактивного теста (15 мин.)

Подведение итогов (5 мин.)

Домашнее задание (2 мин)


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Какие процессы относятся к информационным?

2. Как компьютер передает и получает информацию?

3. Как компьютер хранит информацию?

4. Какое устройство обрабатывает информацию?


Объяснение нового материала:


(Презентация сл. № 1)


Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.


(Презентация сл. № 2)

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ – это груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.

Самые первые программы разрабатывались на машинном языке, где слова этого языка представляют собой последовательность нулей и единиц, и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты.

В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня, которые позволили существенно облегчить работу программистов, и создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера.


(Презентация сл. № 3)


Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.

Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена в оперативную память компьютера.

Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.


(Презентация сл. № 4)


Все программное обеспечение делиться на три класса:









(Презентация сл. № 5)


Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера. ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.

(записывают в тетрадь)


(Презентация сл. № 6)


Программы

Пояснение

Примеры

Операционные системы

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

MS-DOS

Windows

Unix

Файловые менеджеры

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Windows Commander

Total Commander

FAR

Программы диагностики

Проверяют работу основных устройств компьютера


Антивирусные программы

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

DrWeb

Nod32

Антивирус Касперского

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация


Архиваторы

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

WinRar

WinZip

(записывают в тетрадь)


(Презентация сл. № 7)


Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. (записывают в тетрадь)


Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или инженера-конструктора, и многое-многое другое.

(Презентация сл. № 8)


Программы

Пояснение

Примеры

Текстовые процессоры

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Microsoft Word

Табличные процессоры

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Microsoft Excel

1С: Бухгалтерия

СУБД

Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

Microsoft Access

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Paint

Adobe Photoshop

CorelDraw

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Microsoft PowerPoint

Средства коммуникаций

Программы для работы в компьютерной сети

Internet Explorer

Outlook Express

The Bat!

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

AutoCad

КОМПАС

Обучающие программы

Помогают процессу обучения

Клавиатурные тренажеры

Тесты

Игры

Программы для организации досуга и обучения

Стратегии

Лабиринты

Логика

(записываем в тетрадь)



(Презентация сл. № 9)


Инструментарий программирования – это средства, предназначенные для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования. (записываем в тетрадь)



(Презентация сл. № 10)


Программы

Пояснение

Примеры

Трансляторы

Переводчики программ языков программирования и машинные коды


Отладчики

Средства поиска и исправления ошибок


Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Visual Basic

Delphi

Языки программирования

Средства создания программ для компьютера

Basic

Pascal



Закрепление изученного:

Ребята садятся за компьютеры и выполняют интерактивный тест по пройденному материалу.


Подведение итогов урока


Домашнее задание (Учебник - §3.5 ответить на вопросы к параграфу)




























Заключение


Подводя итоги, я хочу сказать, что использование информационных технологий в обучении:

- повышает интерес учащихся к моему предмету,

- формирует положительную мотивацию учебной деятельности,

- осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне учащегося,

- оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения,

- создаёт надежную систему мониторинга усвоения знаний,

- осуществляет процесс обучения в режиме моего сотрудничества с учащимся, повышает мою педагогическую квалификацию,

- позволяет использовать мне современные педагогические технологии;

- учащиеся стараются правильно говорить и давать более развёрнутые ответы на поставленные вопросы,

- использование тестов на уроке дисциплинирует учащихся, они тщательно готовятся к урокам, стремясь к тому, чтобы компьютер им поставил хорошую оценку.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.





























Список литературы



  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2002г.


  1. С.В. Калитин, Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах, изд-во Солон-Пресс, 2012г.
  1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. М.: Центр тестирования, 2002.
  1. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/ispolzovanie-interaktivnoi-doski-na-uroke

  1. http://www.metod-kopilka.ru/





16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Грановская Мария Викторовна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства