Методические рекомендации по преподаванию информатики в начальной школе и преподаванию курса «Информатики и ИКТ» в начальной школе
Методические рекомендации по преподаванию информатики в начальной школе и преподаванию курса «Информатики и ИКТ» в начальной школе
Один из основных результатов ФГОС - это сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по преподаванию информатики в начальной школе и преподаванию курса «Информатики и ИКТ» в начальной школе »
Методические рекомендации по реализации требований
к информационной грамотности в начальной школе и
преподаванию курса «Информатики и ИКТ» в начальной школе
Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Один из основных результатов ФГОС - это сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметные умения должны отражать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Кроме того предметные результаты освоения основной образовательной программы, предполагают в предметной области «Математика и информатика» приобретение учащимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями) на всех уроках по предметам начального образования.
«Информатика и ИКТ» - это учебный предмет, целью которого является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального образования в содержание, всех без исключения предметов начального образования, включена программа формирования универсальных учебных действий («чтение: работа с информацией).
В 1 – 3 классе, в соответствии с ФГОС НОО, умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, переработка, презентация информации) включено во все предметы учебного плана. Содержание данной работы отражается в тематическом планировании (рабочей программе учителя по предмету) и подлежит внутришкольному контролю.
Приведем пример такого планирования:
Учебник по литературному чтению Л.Ф. Климановой и др. (Система учебников «Перспектива»).
№ урока
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
3.
Возникновение письменности. Сочинение своего письма с помощью рисунков.
- определить, какая информация представлена наскальными рисунками, иероглифами;
- придумывать свои записи с помощью различных рисунков;
- понимать, в чём ценность книги, как долог был путь к её созданию.
Учебник математики Г.В. Дорофеева и др. (завершённая линия учебников «Перспектива»).
№ урока
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
1.
Форма предметов.
- ориентироваться в содержании учебника математики (обложка, титульный лист, вводная статья); умение самостоятельно находить информацию в учебнике.
- сравнивать различные предметы и их формы.
- планировать пошагово выполнение различных заданий учебника.
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
Кроме того, предмет «Информатика и ИКТ» в 1 – 3 классе может быть включен в одну из моделей внеурочной деятельности.
Приведем примеры учебников и учебных курсов по математике и информатике, включенных в Федеральный перечень учебников 2013 – 2014 г и используемых в образовательном процессе в ОУ для обеспечения курса «Информатики и ИКТ» в рамках внеурочной деятельности.