kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический семинар по теме: "«Интегративный подход как средство развития информационно-коммуникационной компетентности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот также и ребята изучают несколько дисциплин одновременно, но фрагментами, и порою связи между ними не видят, т.е.каждый элемент системы «знания» они осваивают отдельно от других, таким образом, знания по отдельным предметам у детей хранятся в разных «чемоданчиках»: знания по биологии – в первом чемодане, по географии – во втором  и т.д. И когда необходимо в повседневной жизни применить знания по двум предметам, приходится перерывать все чемоданы, чтобы найти необходимую информацию, необходимые способы действий. Гораздо проще иметь один маленький чемоданчик – кейс, в котором будет находиться все необходимое: система знаний по всем предметам и система действий для универсальных случаев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«метод семинар4 (1)»

Описание опыта работы

по теме: «Интегративный подход как средство развития

информационно-коммуникационной компетентности учащихся»

Цель: показать необходимость и раскрыть особенности интегративного подхода



Здравствуйте, уважаемые гости и члены жюри! Рада приветствовать вас в своем кабинете. Представляю вам свой опыт работы.

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Давайте попробуем соединить данные картинки. Что у нас получилось?



- (На слайде)

Вот также и ребята изучают несколько дисциплин одновременно, но фрагментами, и порою связи между ними не видят, т.е.каждый элемент системы «знания» они осваивают отдельно от других, таким образом, знания по отдельным предметам у детей хранятся в разных «чемоданчиках»: знания по биологии – в первом чемодане, по географии – во втором и т.д. И когда необходимо в повседневной жизни применить знания по двум предметам, приходится перерывать все чемоданы, чтобы найти необходимую информацию, необходимые способы действий. Гораздо проще иметь один маленький чемоданчик – кейс, в котором будет находиться все необходимое: система знаний по всем предметам и система действий для универсальных случаев.

Я, как учитель информатики, представляю себе образовательный процесс в виде компьютера.

Всем известно, что монитор – устройство, предназначенное для вывода информации на экран, современный, стильный.

Представим, что монитор – ученик, который представляет собой отражение полученных знаний и умений.

Еще мы имеем системный блок – это корпус, в котором находятся основные функциональные компоненты персонального компьютера (корпус-оболочка для жизненно важных органов компьютера, таких как блок питания, материнская плата, процессор, жесткий диск (винчестер), оперативная память, видеокарта, оптический привод (CD,DVD) и т.д)

Представим, что системный блок – это совокупность знаний, т.е. опыт, накопленный человечеством, которые человек приобретает в течение всей своей жизни.

Клавиатура – устройство для ввода информации и управления компьютером.


А для нас клавиатура будет представлять собой совокупность универсальных учебных действий, которыми необходимо овладеть в полном комплекте во время обучения в школе, а затем применять всю жизнь, с помощью которых можно управлять знаниями, находящимися в «системном блоке»

Мышь - это специальный манипулятор, который является одним из устройств ввода информации в компьютер.

Представим, что мышь - это учитель, который управляет работой монитора (ученика), обеспечивает вывод информации, содержащейся в системном блоке на экран монитора, т.е. помогает ученику овладеть знаниями.

Но элементы компьютера (монитор, системный блок, мышь и клавиатура) по отдельности ничего из себя не представляют, ведь это просто набор железа и пластмассы.

А вот в совокупности все эти элементы образуют систему компьютер – универсальное устройство для работы с информацией

Так и ученик, учитель, универсальные учебные действия и знания – по отдельности просто набор элементов, не способный выполнять своего прямого назначения. А в совокупности эти элементы составляют образовательный процесс – процесс получения новых знаний и овладения новыми способами деятельности.

Но мышь нужна лишь начинающему пользователю, потому что опытный программист может обходиться и без нее. Так и учитель должен научить ребенка «учиться», чтобы затем после окончания школы он мог получать знания и без его помощи.





Таким образом, системный подход обеспечивается связью всех элементов в единое целое: как компьютер – это система, так это и образовательный процесс – система, и школа – система, и урок сам по себе – это тоже система.

«Изменилась не только сумма знаний,

необходимых современному человеку, еще

большие изменения произошли в способах

изучения нового»

Сеймур. Пейперт (выдающийся математик, программист, психолог и педагог.)

На мой взгляд, актуальность интеграции в образовании несомненна, потому что одна из ключевых задач образования состоит в формировании у учащихся целостной картины мира, тогда как реальный учебный процесс построен преимущественно на узкопредметной, дисциплинарной основе. 

Интегративный подход заключается в объединении в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интегративный подход предполагает:

  • интеграцию содержания учебных предметов с предметом информатика;

  • интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке;

  • интеграцию урочной и внеурочной деятельности.





принципы:

  1. Развивающий характер обучения. «Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой». Эта фраза Л.С.Выготского, одна из самых ярких и точных формулировок идеи развивающего обучения, стала моим девизом в преподавании информатики в школе. В самом деле, идея развивающего обучения представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

  2. Метапредметность. Сущность его состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Метапредметные образовательные результаты предполагают владение умениями информационно-логического характера, способами информационного моделирования как основным методом приобретения знаний, базовыми навыками исследовательской деятельности, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  3. Деятельностный характер обучения. Моя функция, как учителя, заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, организация активного участия учеников в обсуждении результатов собственной деятельности через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

  4. Диалоговый характер обучения. Диалоговое взаимодействие в программируемой учебной среде подразумевает диалог ученик – компьютер – учитель; ученик – ученик; ученик – компьютер – ученик. Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения материала осуществляет компьютер, который частично играет роль учителя. Диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением и друг с другом. Педагогический аспект диалога связан с созданием необходимых педагогических условий и всесторонней психолого-педагогической поддержкой ученика. Свободное пространство взаимодействия позволяет ученику осуществлять собственный выбор из множества вариантов решений учебных и жизненных задач, брать ответственных за свои поступки, развивать свой личностный потенциал.

  5. Оптимальное сочетание различных форм организации деятельности. По классификации ученого-педагога В.К. Дьяченко, форма организации деятельности может быть индивидуальной, групповой, парной или коллективной. При этом групповой формой считается фронтальная форма работы: объяснение, лекция, рассказ учителя, направленные на весь класс одновременно, без учета особенностей каждого, а коллективной формой работы - работа в микрогруппах или в парах сменного состава.





Интеграция содержания учебных предметов с предметом информатика

На своих уроках информатики я стараюсь, по мере возможности, использовать материал из других предметов: математики, географии, биологии, химии, физики, истории, обществознании и др. Поскольку, как уже было сказано выше, знания – это система, я считаю, что их нужно получать в системе, т.е.на интегративной основе.



Первым этапом интеграции является составление технологической карты.

Второй этап реализации интеграции – подбор заданий

Интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке

Урок строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает системность содержания и активное участие ученика в процессе познания, т.к. только в процессе деятельности (самостоятельной, групповой или коллективной) человек осваивает новые знания и способы действий.

«Сведений науки не следует сообщать

учащемуся готовыми, но его надо привести

к тому, чтобы он сам их находил, сам ими

овладевал. Такой метод обучения

наилучший, самый трудный, самый

редкий…»

Адольф Дистервег (немецкий педагог)



Целостная (системная) структура уроков с точки зрения деятельностного подхода




Таким образом, ребенку нужно не просто «впихнуть» нужную информацию и заставить его ее запомнить, как это было в традиционном уроке, его необходимо смотивировать для получения нового знания, чтобы он осознал необходимость изучения материала, поставил перед собой конкретные цели, затем в ходе самостоятельной исследовательской работы достиг их, а в конце имел возможность увидеть свои успехи и недостатки и сам себя оценить.

Так при изучении в 8 классе темы «Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы» предлагаю такое задание: «Вам предложили описать одно из животных, добавить фотографии в данную работу и построить диаграмму обитания этого животного на нашей планете. Где вы будете выполнять это задание: в текстовом редакторе или текстовом процессоре?». Проблема учеников заключается в том, что они не видят разницы между этими понятиями. Предлагаю выполнить задание в двух программах. Ученикам становится очевидно, что в Блокноте невозможно вставлять картинки и строить диаграммы.

Обеспечивая ученикам возможность определить свои затруднения и таким образом выйти на цель, использую таблицу рефлексии, которая выглядит следующим образом:


Настроение в начале урока

Я знаю

Я умею

Я хочу узнать

Я хочу научиться

Я узнал

Я научился

Настроение по окончанию урока







В начале урока, как правило, предлагаю ребятам заполнить первую графу таблицы, чтобы знать, с каким настроением ребята пришли на урок.

После того, как ученики определили тему урока, выявили свои затруднения, подошли к «незнанию», предлагаю заполнить вторую и третью графу таблицы, для того, чтобы определить запрос их целей.

Интересом пользуется у детей такой прием, как «Лестница успеха». Учащимся предлагается нарисовать «лестницу успеха», и поставить себя на одну из ступеней в зависимости от того, как они сейчас оценивают свой уровень знаний по этой теме в начале, а затем в конце урока. Если учащийся оценил себя низко, такому ученику выдаётся «карточка-помощник», c формулами и алгоритмом решения задач, либо карточка с ответами.



На занятиях сочетаю различные формы организации деятельности учащихся. Приоритетными являются парные и коллективные способы. Их я использую при освоении сложного содержания: работа над понятием, создание алгоритмов, открытие новых способов деятельности.

Работа в парах сменного состава проводится тогда, когда материал можно разделить на подтемы или при отработке какого-либо навыка. Работа организуется следующим образом: при изучении в 10 классе темы «Архитектура компьютера», я ее делю на подтемы: понятие архитектуры компьютера, схема современной архитектуры компьютера, внешние устройства, внутренняя память, внешняя память и т.д.

В работе использую следующие варианты обучения в сотрудничестве:

      • Проверка правильности выполнения домашнего задания (в микрогруппах учащиеся могут прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали);

      • Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (микрогруппы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число);

      • Совместное выполнение практической работы (в парах);

      • Подготовка к тестированию, самостоятельной работе (затем предлагаю выполнить задания или тест индивидуально каждому ученику);

      • Выполнение проектного задания.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

«Главное не знания,

а умения ими пользоваться»

академик А.А.Леонтьев (1995 г.)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности имеет большое значение для развития ученика.

Необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок понимал, что знания и способы деятельности, полученные на уроках, просто необходимы для решения внеурочных задач.



Я использую такие формы организации внеурочной деятельности как:

Основные правила, которым я стараюсь придерживаться в своей работе:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;




  1. Построить генеалогическое древо Рюриковичей

  2. Создать таблицу по теме: «Фотосинтез», «Структура молекул ДНК, РНК»), построить сравнительную таблицу по теме «Идеологии Европы XIX века»

  3. Построить график среднемесячной температуры в Хабаровске

  4. Составить алгоритм вычисления площади треугольника

  5. Подготовить презентацию по теме: «Youth problems», «Япония», «Китай», «Анализаторы и органы чувств»

  6. Сделать информационный буклет по теме: «Рекреационные ресурсы мира», «Спирты», «Электролиз»

  7. Составить сравнительный график своих спортивных достижений за 3 года (прыжки в длину, в высоту, подтягивание, отжимание)

  8. Создание проектов по теме « Простые и сложные вещества», «Металлы и неметаллы», «Амур – река подвигов», «Заповедники России», История развития Земли», «Holidays», «Youth subcultures», «Travelling».

  9. Создать кроссворды по темам: «Золотой век русской культуры», «Африка», «страны Европы», «Основания», «Соли».



  1. При написании сочинения «Мой любимый предмет» выяснилось, что у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики (Приложение 3. Анкета «Исследование мотивации к изучению предмета»), а также, что предмет информатика у учащихся является одним из самых «любимых» и необходимых.

  2. Рост качества знания на протяжении 2008-2011 гг.

  3. Увеличилось количество учеников, посещающих в 7 классе факультативный курс «Основы работы в MSPowerPoint»

  4. Традиционно высок процент учащихся, желающих участвовать в школьном этапе олимпиады по информатике, во всероссийском игровом конкурсе по информационным технологиям «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»

  5. Увеличилось количество ребят, представляющих свои работы на школьные конкурсы, мероприятия: классные тематические презентации, открытки, видеоролики.

  6. Ребята создают свои собственные сайты, активно участвуют в форумах школьной образовательной сети Dnevnik.ru и выкладывают туда свои фотографии, материалы

  7. Среди учащихся выделилась группа, заинтересовавшаяся самостоятельным обучением информатике других людей. Они принимают активное участие в проекте «Тимуровцы информационного общества» и обучают старшее поколение навыкам пользования компьютером и оргтехникой.

  8. Знания информатики ребята применяют на каждом предмете: практически все ученики выполняют рефераты в электронном виде, все больше ребят готовят презентации для представления своих проектов.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация6 метод семинар»

Интегративный подход как средство развития информационно-коммуникационной компетентности учащихся

Интегративный подход как средство развития

информационно-коммуникационной

компетентности учащихся

история обществознание  ОБЖ химия физика  биология география английский язык русский язык математика информатика

история обществознание

ОБЖ

химия

физика

биология

география

английский язык

русский язык

математика информатика

знания учитель УУД системный блок системный блок монитор монитор ученик

знания

учитель

УУД

  • системный блок
  • системный блок
  • монитор
  • монитор

ученик

  • мышь
  • мышь
  • клавиатура
  • клавиатура
«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового»  С. Пейперт

«Изменилась не только сумма знаний,

необходимых современному человеку, еще

большие изменения произошли в способах

изучения нового»

С. Пейперт

Интегративный подход интеграция содержания учебных предметов с предметом информатика интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке интеграция урочной и внеурочной деятельности

Интегративный подход

интеграция содержания учебных предметов с предметом информатика

интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке

интеграция урочной и внеурочной деятельности

Принципы деятельности:

Принципы деятельности:

  • Развивающий характер обучения.
  • Метапредметность.
  • Деятельностный характер обучения.
  • Диалоговый характер обучения.
  • Оптимальное сочетание различных форм организации деятельности.
Интеграция содержания учебных предметов с предметом информатика   биология география история  общество-знание русский  английский языки Метапредмет информатика

Интеграция содержания учебных предметов с предметом информатика

биология

география

история общество-знание

русский английский языки

Метапредмет информатика

Первый этап Второй этап New Year To You Happy New Year to you!  May every great new day  Bring you sweet surprises —  A happiness buffet.

Первый этап

Второй этап

New Year To You

Happy New Year to you! May every great new day Bring you sweet surprises — A happiness buffet.

Интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке   «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А.Дистервег

Интегративный характер организации

деятельности учащихся на уроке

«Сведений науки не следует сообщать

учащемуся готовыми, но его надо привести

к тому, чтобы он сам их находил, сам ими

овладевал. Такой метод обучения

наилучший, самый трудный, самый

редкий…»

А.Дистервег

Cтруктура уроков с точки зрения деятельностного подхода Процессуальный этап Мотивационно-целевой этап Мотивация Цели Действия Контроль Рефлексивно-оценочный Рефлексия Оценка

Cтруктура уроков с точки зрения

деятельностного подхода

Процессуальный этап

Мотивационно-целевой этап

Мотивация

Цели

Действия

Контроль

Рефлексивно-оценочный

Рефлексия

Оценка

Мотивационно-целевой этап  Рефлексивно-оценочный этап Настроение в начале урока Я знаю Я умею Я хочу узнать Я хочу научиться Я узнал Я научился Настроение по окончанию урока Лестница успеха:

Мотивационно-целевой этап Рефлексивно-оценочный этап

Настроение в начале урока

Я знаю

Я умею

Я хочу узнать

Я хочу научиться

Я узнал

Я научился

Настроение по окончанию урока

Лестница успеха:

Графические модели, используемые на уроках  и создаваемые самими учениками   Дерево понятий по теме:  «Классификация химических реакций»       Логико-смысловая схема по теме:  «Строение химических веществ»

Графические модели, используемые на уроках

и создаваемые самими учениками

Дерево понятий по теме: «Классификация химических реакций»  

Логико-смысловая схема по теме: «Строение химических веществ»

Кластер по теме:  «Млекопитающие»

Кластер по теме: «Млекопитающие»

Формы организации деятельности: Индивидуальные  Групповые  Парные

Формы организации деятельности:

  • Индивидуальные

  • Групповые

  • Парные

  • Коллективные
Варианты обучения в сотрудничестве:    

Варианты обучения в сотрудничестве:

 

  • Проверка правильности выполнения домашнего задания; Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой; Совместное выполнение практической работы (в парах); Подготовка к тестированию, самостоятельной работе; Выполнение проектного задания.
  • Проверка правильности выполнения домашнего задания; Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой; Совместное выполнение практической работы (в парах); Подготовка к тестированию, самостоятельной работе; Выполнение проектного задания.
  • Проверка правильности выполнения домашнего задания; Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой; Совместное выполнение практической работы (в парах); Подготовка к тестированию, самостоятельной работе; Выполнение проектного задания.
  • Проверка правильности выполнения домашнего задания;
  • Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой;
  • Совместное выполнение практической работы (в парах);
  • Подготовка к тестированию, самостоятельной работе;
  • Выполнение проектного задания.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности Домашняя работа Проектная деятельность: 1) участие в школьных мероприятиях; 2)городских, краевых, всероссийский конкурсах Элективные курсы Факультативные курсы Кружковая работа Урок информатики Тимуровцы информа-ционного общества

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

Домашняя работа

Проектная деятельность: 1) участие в школьных мероприятиях; 2)городских, краевых, всероссийский конкурсах

Элективные курсы

Факультативные курсы

Кружковая работа

Урок информатики

Тимуровцы информа-ционного общества

Домашняя работа:

Домашняя работа:

  • Построить генеалогическое древо Рюриковичей
  • Создать таблицу по теме: «Фотосинтез», «Структура молекул ДНК, РНК»), построить сравнительную таблицу по теме «Идеологии Европы XIX века»
  • Построить график среднемесячной температуры в Хабаровске
  • Составить алгоритм вычисления площади треугольника
  • Подготовить презентацию по теме: «Youth problems», «Япония», «Китай», «Анализаторы и органы чувств»
  • Сделать информационный буклет по теме: «Рекреационные ресурсы мира», «Спирты», «Электролиз»
  • Составить сравнительный график своих спортивных достижений за 3 года (прыжки в длину, в высоту, подтягивание, отжимание)
  • Создание проектов по теме « Простые и сложные вещества», «Металлы и неметаллы», «Амур – река подвигов», «Заповедники России», История развития Земли», «Holidays», «Youth subcultures», «Travelling».
  • Создать кроссворды по темам: «Золотой век русской культуры», «Африка», «страны Европы», «Основания», «Соли».
Золотые правила:

Золотые правила:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы.
Мотивация к изучению информатики Успеваемость Результативность

Мотивация к изучению информатики

Успеваемость

Результативность

Участие в школьных конкурсах, мероприятиях

Участие в школьных конкурсах, мероприятиях

Видеоролик
  • Видеоролик


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ядыменко Наталья Сергеевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства