Описание опыта работы
по теме: «Интегративный подход как средство развития
информационно-коммуникационной компетентности учащихся»
Цель: показать необходимость и раскрыть особенности интегративного подхода
Здравствуйте, уважаемые гости и члены жюри! Рада приветствовать вас в своем кабинете. Представляю вам свой опыт работы.
Посмотрите на доску. Что вы видите?
Давайте попробуем соединить данные картинки. Что у нас получилось?
- (На слайде)
Вот также и ребята изучают несколько дисциплин одновременно, но фрагментами, и порою связи между ними не видят, т.е.каждый элемент системы «знания» они осваивают отдельно от других, таким образом, знания по отдельным предметам у детей хранятся в разных «чемоданчиках»: знания по биологии – в первом чемодане, по географии – во втором и т.д. И когда необходимо в повседневной жизни применить знания по двум предметам, приходится перерывать все чемоданы, чтобы найти необходимую информацию, необходимые способы действий. Гораздо проще иметь один маленький чемоданчик – кейс, в котором будет находиться все необходимое: система знаний по всем предметам и система действий для универсальных случаев.
Я, как учитель информатики, представляю себе образовательный процесс в виде компьютера.
Всем известно, что монитор – устройство, предназначенное для вывода информации на экран, современный, стильный.
Представим, что монитор – ученик, который представляет собой отражение полученных знаний и умений.
Еще мы имеем системный блок – это корпус, в котором находятся основные функциональные компоненты персонального компьютера (корпус-оболочка для жизненно важных органов компьютера, таких как блок питания, материнская плата, процессор, жесткий диск (винчестер), оперативная память, видеокарта, оптический привод (CD,DVD) и т.д)
Представим, что системный блок – это совокупность знаний, т.е. опыт, накопленный человечеством, которые человек приобретает в течение всей своей жизни.
Клавиатура – устройство для ввода информации и управления компьютером.
А для нас клавиатура будет представлять собой совокупность универсальных учебных действий, которыми необходимо овладеть в полном комплекте во время обучения в школе, а затем применять всю жизнь, с помощью которых можно управлять знаниями, находящимися в «системном блоке»
Мышь - это специальный манипулятор, который является одним из устройств ввода информации в компьютер.
Представим, что мышь - это учитель, который управляет работой монитора (ученика), обеспечивает вывод информации, содержащейся в системном блоке на экран монитора, т.е. помогает ученику овладеть знаниями.
Но элементы компьютера (монитор, системный блок, мышь и клавиатура) по отдельности ничего из себя не представляют, ведь это просто набор железа и пластмассы.
А вот в совокупности все эти элементы образуют систему компьютер – универсальное устройство для работы с информацией
Так и ученик, учитель, универсальные учебные действия и знания – по отдельности просто набор элементов, не способный выполнять своего прямого назначения. А в совокупности эти элементы составляют образовательный процесс – процесс получения новых знаний и овладения новыми способами деятельности.
Но мышь нужна лишь начинающему пользователю, потому что опытный программист может обходиться и без нее. Так и учитель должен научить ребенка «учиться», чтобы затем после окончания школы он мог получать знания и без его помощи.
Таким образом, системный подход обеспечивается связью всех элементов в единое целое: как компьютер – это система, так это и образовательный процесс – система, и школа – система, и урок сам по себе – это тоже система.
«Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку, еще
большие изменения произошли в способах
изучения нового»
Сеймур. Пейперт (выдающийся математик, программист, психолог и педагог.)
На мой взгляд, актуальность интеграции в образовании несомненна, потому что одна из ключевых задач образования состоит в формировании у учащихся целостной картины мира, тогда как реальный учебный процесс построен преимущественно на узкопредметной, дисциплинарной основе.
Интегративный подход заключается в объединении в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Интегративный подход предполагает:
интеграцию содержания учебных предметов с предметом информатика;
интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке;
интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
принципы:
Развивающий характер обучения. «Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой». Эта фраза Л.С.Выготского, одна из самых ярких и точных формулировок идеи развивающего обучения, стала моим девизом в преподавании информатики в школе. В самом деле, идея развивающего обучения представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Метапредметность. Сущность его состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Метапредметные образовательные результаты предполагают владение умениями информационно-логического характера, способами информационного моделирования как основным методом приобретения знаний, базовыми навыками исследовательской деятельности, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Деятельностный характер обучения. Моя функция, как учителя, заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, организация активного участия учеников в обсуждении результатов собственной деятельности через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Диалоговый характер обучения. Диалоговое взаимодействие в программируемой учебной среде подразумевает диалог ученик – компьютер – учитель; ученик – ученик; ученик – компьютер – ученик. Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения материала осуществляет компьютер, который частично играет роль учителя. Диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением и друг с другом. Педагогический аспект диалога связан с созданием необходимых педагогических условий и всесторонней психолого-педагогической поддержкой ученика. Свободное пространство взаимодействия позволяет ученику осуществлять собственный выбор из множества вариантов решений учебных и жизненных задач, брать ответственных за свои поступки, развивать свой личностный потенциал.
Оптимальное сочетание различных форм организации деятельности. По классификации ученого-педагога В.К. Дьяченко, форма организации деятельности может быть индивидуальной, групповой, парной или коллективной. При этом групповой формой считается фронтальная форма работы: объяснение, лекция, рассказ учителя, направленные на весь класс одновременно, без учета особенностей каждого, а коллективной формой работы - работа в микрогруппах или в парах сменного состава.
Интеграция содержания учебных предметов с предметом информатика
На своих уроках информатики я стараюсь, по мере возможности, использовать материал из других предметов: математики, географии, биологии, химии, физики, истории, обществознании и др. Поскольку, как уже было сказано выше, знания – это система, я считаю, что их нужно получать в системе, т.е.на интегративной основе.
Первым этапом интеграции является составление технологической карты.
Второй этап реализации интеграции – подбор заданий
Интегративный характер организации деятельности учащихся на уроке
Урок строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает системность содержания и активное участие ученика в процессе познания, т.к. только в процессе деятельности (самостоятельной, групповой или коллективной) человек осваивает новые знания и способы действий.
«Сведений науки не следует сообщать
учащемуся готовыми, но его надо привести
к тому, чтобы он сам их находил, сам ими
овладевал. Такой метод обучения
наилучший, самый трудный, самый
редкий…»
Адольф Дистервег (немецкий педагог)
Целостная (системная) структура уроков с точки зрения деятельностного подхода
Таким образом, ребенку нужно не просто «впихнуть» нужную информацию и заставить его ее запомнить, как это было в традиционном уроке, его необходимо смотивировать для получения нового знания, чтобы он осознал необходимость изучения материала, поставил перед собой конкретные цели, затем в ходе самостоятельной исследовательской работы достиг их, а в конце имел возможность увидеть свои успехи и недостатки и сам себя оценить.
Так при изучении в 8 классе темы «Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы» предлагаю такое задание: «Вам предложили описать одно из животных, добавить фотографии в данную работу и построить диаграмму обитания этого животного на нашей планете. Где вы будете выполнять это задание: в текстовом редакторе или текстовом процессоре?». Проблема учеников заключается в том, что они не видят разницы между этими понятиями. Предлагаю выполнить задание в двух программах. Ученикам становится очевидно, что в Блокноте невозможно вставлять картинки и строить диаграммы.
Обеспечивая ученикам возможность определить свои затруднения и таким образом выйти на цель, использую таблицу рефлексии, которая выглядит следующим образом:
Настроение в начале урока | Я знаю Я умею | Я хочу узнать Я хочу научиться | Я узнал Я научился | Настроение по окончанию урока |
| | | | |
В начале урока, как правило, предлагаю ребятам заполнить первую графу таблицы, чтобы знать, с каким настроением ребята пришли на урок.
После того, как ученики определили тему урока, выявили свои затруднения, подошли к «незнанию», предлагаю заполнить вторую и третью графу таблицы, для того, чтобы определить запрос их целей.
Интересом пользуется у детей такой прием, как «Лестница успеха». Учащимся предлагается нарисовать «лестницу успеха», и поставить себя на одну из ступеней в зависимости от того, как они сейчас оценивают свой уровень знаний по этой теме в начале, а затем в конце урока. Если учащийся оценил себя низко, такому ученику выдаётся «карточка-помощник», c формулами и алгоритмом решения задач, либо карточка с ответами.
На занятиях сочетаю различные формы организации деятельности учащихся. Приоритетными являются парные и коллективные способы. Их я использую при освоении сложного содержания: работа над понятием, создание алгоритмов, открытие новых способов деятельности.
Работа в парах сменного состава проводится тогда, когда материал можно разделить на подтемы или при отработке какого-либо навыка. Работа организуется следующим образом: при изучении в 10 классе темы «Архитектура компьютера», я ее делю на подтемы: понятие архитектуры компьютера, схема современной архитектуры компьютера, внешние устройства, внутренняя память, внешняя память и т.д.
В работе использую следующие варианты обучения в сотрудничестве:
Проверка правильности выполнения домашнего задания (в микрогруппах учащиеся могут прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали);
Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (микрогруппы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число);
Совместное выполнение практической работы (в парах);
Подготовка к тестированию, самостоятельной работе (затем предлагаю выполнить задания или тест индивидуально каждому ученику);
Выполнение проектного задания.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
«Главное не знания,
а умения ими пользоваться»
академик А.А.Леонтьев (1995 г.)
Интеграция урочной и внеурочной деятельности имеет большое значение для развития ученика.
Необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок понимал, что знания и способы деятельности, полученные на уроках, просто необходимы для решения внеурочных задач.
Я использую такие формы организации внеурочной деятельности как:
Основные правила, которым я стараюсь придерживаться в своей работе:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Построить генеалогическое древо Рюриковичей
Создать таблицу по теме: «Фотосинтез», «Структура молекул ДНК, РНК»), построить сравнительную таблицу по теме «Идеологии Европы XIX века»
Построить график среднемесячной температуры в Хабаровске
Составить алгоритм вычисления площади треугольника
Подготовить презентацию по теме: «Youth problems», «Япония», «Китай», «Анализаторы и органы чувств»
Сделать информационный буклет по теме: «Рекреационные ресурсы мира», «Спирты», «Электролиз»
Составить сравнительный график своих спортивных достижений за 3 года (прыжки в длину, в высоту, подтягивание, отжимание)
Создание проектов по теме « Простые и сложные вещества», «Металлы и неметаллы», «Амур – река подвигов», «Заповедники России», История развития Земли», «Holidays», «Youth subcultures», «Travelling».
Создать кроссворды по темам: «Золотой век русской культуры», «Африка», «страны Европы», «Основания», «Соли».
При написании сочинения «Мой любимый предмет» выяснилось, что у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики (Приложение 3. Анкета «Исследование мотивации к изучению предмета»), а также, что предмет информатика у учащихся является одним из самых «любимых» и необходимых.
Рост качества знания на протяжении 2008-2011 гг.
Увеличилось количество учеников, посещающих в 7 классе факультативный курс «Основы работы в MSPowerPoint»
Традиционно высок процент учащихся, желающих участвовать в школьном этапе олимпиады по информатике, во всероссийском игровом конкурсе по информационным технологиям «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
Увеличилось количество ребят, представляющих свои работы на школьные конкурсы, мероприятия: классные тематические презентации, открытки, видеоролики.
Ребята создают свои собственные сайты, активно участвуют в форумах школьной образовательной сети Dnevnik.ru и выкладывают туда свои фотографии, материалы
Среди учащихся выделилась группа, заинтересовавшаяся самостоятельным обучением информатике других людей. Они принимают активное участие в проекте «Тимуровцы информационного общества» и обучают старшее поколение навыкам пользования компьютером и оргтехникой.
Знания информатики ребята применяют на каждом предмете: практически все ученики выполняют рефераты в электронном виде, все больше ребят готовят презентации для представления своих проектов.