kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Информационные революции. Информационное общество" для студентов 1 курса по дисциплине "Информатика и ИКТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Информационные революции. Информационное общество»

Цель: повторить понятие информации, информатики; ввести новые понятие; выяснить как информационные революции влияют на развитие цивилизации; каковы характерные черты индустриального общества; что такое информационное общество и в чем суть информатизации общества

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Повторение
  3. Упражнение
  4. Изложение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Информационные революции. Информационное общество" для студентов 1 курса по дисциплине "Информатика и ИКТ" »

ТЕМА: «Информационные революции. Информационное общество»

Цель: повторить понятие информации, информатики; ввести новые понятие; выяснить как информационные революции влияют на развитие цивилизации; каковы характерные черты индустриального общества; что такое информационное общество и в чем суть информатизации общества

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Повторение

    1. Понятие информации

    2. Понятие информатики

    3. Где применяется информатика?

  3. Упражнение

  4. Изложение нового материала

О роли и значении информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных зна­ний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуаль­ных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих пра­вильной переработке информации и принятию необходимых реше­ний. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информа­ционные революции.

Первая информационная революция связана с изобретением пись­менности, обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопле­ния знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появле­ние средств и методов накоп­ления информации.

Вторая информационная революция (середина XVI ве­ка) связана с изобретением книгопечатания, изменив­шего человеческое общество,

культуру и организацию деятельности самым радикальным обра­зом. Человек не просто получил новые средства накопления, систе­матизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного раз­вития личности. С точки зрения информатики, значение этой рево­люции в том, что она выдвинула качественно новый способ хране­ния информации.

Третья информационная революция {конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапли­вать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информати­ки прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информа­ционной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе­тия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и по­явлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схе­мах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной ма­шины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее эле­ментной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компью­тера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений ком­пьютеров.

1-е поколение (с середины 40-х годов). Элементная база — элек­тронные лампы, ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надеж­ностью, программирование ведется в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база — полупро­водниковые элементы. По сравнению с ЭВМ предыдущего поколе­ния улучшены все технические характеристики. Для программиро­вания используются алгоритмические языки.

3-е поколение (с середины 60-х годов). Элементная база — интег­ральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое сниже­ние габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение произ­водительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время). Элемент­ная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучше­ны технические характеристики. Массовый выпуск персональных ком­пьютеров. Направления развития — мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микроЭВМ. Опытные разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объ­единение, распределенная обработка данных, повсеместное исполь­зование компьютерных информационных технологий.

Таким образом, появление нового типа ЭВМ было обусловлено изоб­ретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ 4-го поколения — персонального компьютера, с успехом позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне. Информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX сто­летия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной. Рассмотрим, каковы основные призна­ки этих периодов и как осуществлялся переход от одного к другому.


Характеристика ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на раз­витие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и зем­левладения.

Переход к индустриальному обществу протекал одновременно во многих странах мира и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX столетия. Важнейшую роль в подготовке этой револю­ции сыграли успехи естествознания конца XIX — начала XX века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относи­тельности и квантовой теории. Огромное практическое влияние ока­зало на развитие промышлен­ности изобретение электриче­ства и радио.

Вторая промышленная ре­волюция, часто называемая на­учно-технической, ознамено­вала полную перестройку тех­нической базы и технологии производства. Вскоре этот про­цесс распространился и на дру­гие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышлен­ность, что она дает человечеству, что потребляет. Как правило, про­мышленность подразделяется на две отрасли — добывающую и обра­батывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потреб­ления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т. е, внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В по­следнее время этот процесс получил название инновационного.

Индустриальное общество общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой.


Характеристика информационного общества

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилиза­ции — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпри­нять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требу­ется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надеж­ным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработ­ку информации в производственной и социальной сферах. В резуль­тате движущей силой развития общества должно стать производ­ство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информаци­онно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизай­нерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в ин­формационном обществе интеллект и знания — это средство и про­дукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творче­ству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуни­кационной связи.

Информационное общество общество, в котором большинство ра­ботающих заняты производством, хранением, переработкой, прода­жей и обменом информацией.

В конце XX века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозиру­ется превращение всего мирового пространства в единое компьюте­ризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электрон­ными приборами и компьютеризированными устройствами. Дея­тельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обра­ботке информации, а производство энергии и материальных про­дуктов будет возложено на машины.


Информатизация как процесс преобразования индустриального общества

На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необхо­димостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение со­временных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называ­ется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим: переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об ин­формации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

Информатизация — процесс, при котором создаются условия, удов­летворяющие потребностям любого человека в получении необхо­димой информации.

Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информацион­ного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития ин­дустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество дру­гих факторов.

Информатизация общества является одной из закономер­ных примет совре­менного социального прогресса. Сегодня термин «информати­зация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «ком­пьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы — компьютеров, обеспе­чивающих оперативное получение результатов переработки инфор­мации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использова­ния достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более ши­роким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры — это только базовая техническая составляющая процесса информатиза­ции общества.

Результатом процесса информатизации является создание ин­формационного общества, в котором главную роль играют интел­лект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриаль­ного этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.


5. ИТОГ

Контрольные вопросы

  1. Как различаются понятия «информация» и «данные»?

  2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

  1. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

  1. В чем сущность информационных революций? Неизбежны ли они?

  2. Чем были обусловлены информационные революции?

в. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите это с ин­формационной революцией.

  1. Что определяет развитие индустриального общества?

  2. Имеется ли связь между промышленными революциями и информационными?

  3. Как вы представляете информационное общество?

  1. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

  2. Что такое информатизация общества?

  3. В чем различие процессов компьютеризации и информатизации?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саенко Вера Олеговна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства