Метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС ООО
Метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС ООО
Реализация метода проектов в основной школе по информатике дело интересное и очень нужное, ведь информатика в первую очередь учит детей мыслить логически. В 5 классе при изучении темы графики можно реализовать данный проект на уроках математики или внеурочной деятельности. Детям будет очень интересно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС ООО»
«Метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС ООО»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1.МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
1.1. Цели и задачи курса 4
1.2. Структура проекта 6
1.3. Оформление портфолио проекта 11
1.4. Оценивание результатов проекта 13
РАЗДЕЛ 2. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА «АНАЛИЗ РОДСТВЕННЫХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ».
Занятие 1 14
Занятие 2 17
Занятие 3 19
Занятие 4 20
Занятие 5 21
Занятие 6 ……………………………………………………...22
ЛИТЕРАТУРА 23
Введение
Вследствие происходящих в мире процессов глобализации и интеграции экономик, культур, общественно-государственных систем различных стран и континентов значительно возрастают требования к мультикультурным компетентностям выпускников средних общеобразовательных школ, гимназий. Наиболее эффективно формирование мультикультурных компетенций происходит в процессе проектной деятельности учащихся.
Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах. Среду формирования и проявления ключевых компетенций могут обеспечить мультимедиа-технологии. Являясь наиболее эффективным и многофункциональным средством, интегрирующим в себе мощные образовательные ресурсы, мультимедиа-технологии формируют в первую очередь информационную и коммуникативную компетенции.
Созданию естественной среды для формирования ключевых компетентностей способствует введение в практику работы учителей метода проектов.
В настоящее время российские общеобразовательные школы и гимназии накопили интересный опыт эффективного проведения классно-урочных занятий с использованием проектных технологий обучения.
РАЗДЕЛ 1.ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В КУРСЕ «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В 5 КЛАССЕ
1.1. Цели и задачи курса
В программу курса «Компьютерная графика» входят такие компоненты, как:
свободная работа в среде ОС WINDOWS;
освоение графического редактора;
знакомство с мультимедийными технологиями;
приобретение знаний о структуре анимационного файла;
умение создавать анимационные файлы;
знакомство с многообразием графических форматов;
создание мультимедийных презентаций;
представление своей работы.
Освоение мультимедийных технологий в 5 классе – задача не из легких. Пятиклассники слишком малы, чтобы со всей серьезностью отнестись к изучению данной темы. Применение метода проектов позволит педагогам предотвратить возможные трудности и достичь таких целей, как:
приобретение учащимися опыта самостоятельной организации своей работы в рамках проекта;
выработка у учащихся умения самостоятельно планировать свою деятельность;
повышение заинтересованности учащихся;
внедрение комплексного использования информационных технологий.
Учебная проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было решение определенной проблемы, чтобы имело место активное применение приобретенных знаний и для получения нового знания, и чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике.
Позволяя учащимся выбирать деятельность по своим интересам, по своим силам, учитель создает сильную мотивацию познания и способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждая школьников активно использовать имеющиеся и добывать новые знания, вырабатывать умения и навыки решения конкретных проблем.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать самому, осознавать себя творцом.
В процессе проектирования у детей вырабатываются и закрепляются навыки анализа, оценки идей и возможностей, умения выбирать оптимальный (наиболее краткосрочный и простой) способ изготовления объекта проектной деятельности – мультфильма.
Создавая на уроке атмосферу исследовательской свободы, педагог стимулирует творческую деятельность учащихся.
Решение проблемы, заложенной в учебный проект, связано с привлечением интегрированного знания из литературы, английского языка, изобразительного искусства.
Работа над проектом занимает 5 уроков. Но предварительно проводится подготовка, в процессе которой школьники осваивают технологии работы с файловой системой и основы создания изображений в графическом редакторе Paint.
Презентация проектных работ может проводиться в форме внешкольного мероприятия, например, конкурса мультфильмов или фестиваля компьютерной анимации. По итогам проектов ребята создают мультимедийные презентации.
Учащиеся в качестве результата выполненного проекта имеют мультфильмы. Для педагога результатом является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
1.2. Структура проекта
Тема проекта может быть выбрана учителем по собственному усмотрению. В свое работе я привожу пример организации проекта под названием «Анализ родственных сказочных героев».
В 5-м классе учащиеся читают сказки, но существуют русские сказки, в которых герои похожи на героев из зарубежных сказок. Отсюда возникает вопрос: а действительно ли родственные герои очень похожи, во всем ли они одинаковые или же между ними существуют значительные отличия. Ребятам предлагается изучить эту проблему, а чтобы вызвать бόльшую заинтересованность, рассматриваются героев мультфильмов. Во II полугодии на уроках информатики в 5-м классе изучается модуль «Создание движущихся изображений», но на изучение данной темы отводиться очень мало времени. Поэтому, я откорректировала планирование, и отвела 6 часов на изучение данной темы. При этом, включила в это время часы, отведенные на резервное время, и сократила изучение темы «Информация вокруг нас» на 2 часа.
Таким образом, мы имеем возможность организации классического проекта, описание которого приводится ниже.
Тема проекта:Герои любимых мультфильмов в России и англоязычных странах.
Учебная проблема:Чем отличаются друг от друга герои русских и англоязычных мультфильмов?
Обоснование выбора темы программы для изучения в режиме «метода проекта»:
Наличие проблемы: проблема сравнения сказочных героев.
Заинтересованность: возраст (10-11 лет), работа на ПК, создание мультипликационного фильма.
Самостоятельность: поиск информации, домашнее чтение сказок, создание кадров, конвертация, соединение кадров в мультфильм, создание структуры папок для хранения кадров.
Материальный продукт – мультфильм.
Тип проекта:практико-ориентированный, внутренний, парно-групповой средней продолжительности.
Планируемые результаты обучения:
Ученик будет знать: понятие мультимедиа-технологий, последовательность действий при создании кадров мультфильма, содержание сказок и характеры главных героев.
Ученик будет уметь: работать с файловой системой, анализировать сюжет и личностные характеристики героев, структурировать информацию, создать анимационный фильм с помощью программы MS Power Point.
Ученик будет воспитывать в себе: положительные черты характера (любопытство к окружающему миру и готовность помочь друзьям (Винни Пух), храбрость и преданность своим идеалам (Маугли) и т.п.), чувство коллективизма, ответственность, толерантность, эстетический вкус.
Особенности возраста
При работе по методу проектов необходимо учитывать особенности возраста учащихся.
Реализация метода проектов в основной школе является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста деятельностью. Расширяется поле самореализации учащегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений.
Объем освоенных ЗУНов позволяет, с одной стороны, осваивать в рамках прикладных учебных модулей целостные технологии деятельности, с другой стороны, опыт познавательной деятельности и база знаний достаточны для резкого увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом:
№ п/п
Содержание работы на этапах
Деятельность учащихся на этапах
Деятельность учителя на этапах
Определение темы и целей проекта
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели
Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач
Устанавливают план действий, формулируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
Сбор информации, решение промежуточных задач
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит
Анализ информации, формулирование выводов
Анализируют информацию
Наблюдает, советует
Представление результатов
Отчитываются, обсуждают
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника
Рефлексия
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения
Чтобы создать проблемную ситуацию, школьникам можно предложить ответить на несколько проблемных вопросов (Сколько лет Бабе Яге? Сколько голов у дракона? Чей нос длиннее: Буратино или Пиноккио? Кто больше любит мед: английский Винни пух или русский? Кто дарит детям подарки в Новый год: Дед Мороз или Санта Клаус?)
В процессе реализации проекта ребята получают определенные роли, которые сменяют одна другую.
1. Проект начинается с чтения сказок и просмотра мультфильмов. Возможно, что кто-то из ребят решит углубиться в изучение сказочных героев. Тогда можно предложить воспользоваться ресурсами Internet. На данном этапе все школьники выступают в роли исследователей. Изучив родственных сказочных героев, ребята разбиваются на пары, каждая из которых выбирает одного героя и оформляет для него визитку, отражающую основные характеристики своих персонажей: характер, внешность, миссию, отличительные особенности.
2. Выступая в роли аналитиков, пятиклассники попарно сравнивают родственных героев и делают выводы о сходстве или отличии сказочных персонажей друг от друга.
3. Для создания мультфильма требуется разработка интересного сюжета. Школьники выступают в роли сценаристов. Каждый сценарий обсуждается в группе, так что каждый участник проекта может предложить свой вариант наиболее удачного мультипликационного представления сказочных героев.
4. Реализуя сценарий непосредственно на практике, ребята становятся мультипликаторами. Они должны создать кадры мультфильмов, преобразовать в анимационный файл.
Презентационный этап по своему педагогическому эффекту является одним из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда.
Показ готовых мультфильмов проходит на заключительном уроке по изучению темы.
После проведения презентации наступает контрольный этап учащимися проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.
По итогам проделанной работы ребята создают презентации, лучшие из которых демонстрируются учащимся 5-х классов на следующий год.
При формировании оценочной самостоятельности необходимо учитывать особенности возраста учащихся. Учащиеся 5-6 классов могут сделать вывод о соответствии продукта замыслу, сравнивать ожидаемый и полученный продукт. Они способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей.
Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Не следует на основании «качества продукта» выставлять внешнюю оценку (данную учителем по формальным признакам, внесенную в документ для промежуточной или итоговой аттестации). Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.
1.3. Оформление портфолио проекта
Портфолио (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются его достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени.
Портфолио используется в качестве одного из механизмов аттестации выпускников основной школы и организации поступления в старшую профильную школу.
Педагогическая инновация “портфолио” дает возможность дополнять традиционные контрольно-оценочные средства результатами, достигнутыми учеником в разнообразных видах деятельности.
В портфолио проекта учащегося 5 класса входят следующие материалы:
визитки сказочных героев;
сценарий мультфильма;
мультфильм, созданный на компьютере;
компьютерная презентация по итогам проекта;
бланки оценивания проекта и мультимедийной презентации.
Визитки героев должны содержать информацию, необходимую для идентификации персонажа и проведения сравнительной характеристики родственных героев.
Сценарий должен быть четко прописан. Слишком длинные сценарии не приветствуются, так как они увеличивают количество кадров, а, следовательно, и сроки выполнения работ.
Требования к кадрам мультфильма
Первый кадр должен содержать название мультфильма, сведения об авторах, класс. Последний кадр должен содержать надпись «Конец».
Количество кадров: минимум 7 (без первого и последнего), максимум – 20.
Сохранение файлов в папке «Кадры», имена файлов: а0, а1, а2, а3 и т.д., тип файла: 256-цветный рисунок.
1.4. Оценивание результатов проекта
Результатом проекта являются созданные школьниками мультфильмы. Они оцениваются по трем критериям:
Подготовительный этап: визитки и сравнительная характеристика родственных героев.
Передача сюжета: передача характер героя, его отличительных особенностей, предназначения.
Художественный портрет: насколько изображение героя соответствует его описанию.
По каждому критерию выставляются баллы по 5-ти бальной шкале. Затем баллы суммируются, и получается итоговый балл.
Оценка учителя должна строиться на основе групповой и самооценки.
РАЗДЕЛ 2. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА «АНАЛИЗ РОДСТВЕННЫХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ».
Тематическое планирование курса
№ урока
Тема урока
1
Подготовка к созданию мультфильма. Разработка сюжета.
2
Создание первого кадра.
3
Создание кадров мультфильма.
4
Редактирование кадров мультфильма.
5
Создание анимации с помощью MS Power Point.
6
Заключительное занятие.
Занятие 1
«Подготовка к созданию мультфильма. Разработка сюжета»
Цель урока: Повторить технику безопасности. Объяснить детям принцип создания мультфильмов и понятие сюжета. Повторить создание папок, а также сохранение файлов.
Компетентности, формируемые на данном уроке:
коммуникативная, технологическая.
План урока:1. Орг. момент - 1 мин.
2. Повторение техники безопасности и правил поведения в кабинете информатики - 11 мин.;
3. Проект по созданию м/ф: подготовительный этап – 21 мин.
4. Практическая работа - 6 мин.
5. Подведение итогов - 1 мин.
Ход урока.
Орг. момент
«Здравствуйте, дети!» Проверка присутствующих.
Повторение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе
«В начале урока мы повторим технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики»»
(Можно попросить ребят самостоятельно вспомнить правила поведения. После повторения расписаться в журнале по ТБ.)
Проект по созданию м/ф: подготовительный этап
«Ребята, вы любите сказки? А каких сказочных персонажей вы помните?
Замечали ли вы когда-нибудь, что некоторые персонажи очень похожи между собой, например, Буратино и Пиноккио, Спящая царевна и Белоснежка и т.п.? (Попросить привести примеры. Пары родственных героев записать на доске.)
Я предлагаю вам принять участие в проекте по созданию мультфильмов, который называется «Анализ родственных сказочных героев». Вы выберете пару родственных сказочных героев, составите описание каждого персонажа, сравните похожих героев и нарисуете мультфильмы с участием выбранных вами сказочных персонажей».
Учащиеся разбиваются на пары (5 или 7 групп при составе всей группы до 14 человек). Каждая группа выбирает сказочного персонажа. Все учащиеся получают одинаковое домашнее задание(способствует формированию информационной, технологической компетенций, а также компетенций решения проблем и самообразования): прочитать сказки, составить визитки героев по образцу (см. Error: Reference source not found) и придумать сюжет будущего мультфильма по схеме: завязка развитие действиякульминацияразвязка.
Замечание: сюжет должен отражать характер героя, отличительные особенности, внешность и соответствовать предназначению сказочного персонажа.
«Рассмотрим, что должны представлять ваши мультики на примере уже готовых мультфильмов».
(Демонстрация готовых мультфильмов), во время которой учитель должен обратить внимание детей на краткость сюжета, последовательность и плавное перетекание кадров и небольшую продолжительность мультика.
Практическая работа.
Подготовить папки, в которых будут храниться кадры будущего мультфильма. Путь: C:\DocumentsandSettings\uch1 (2, 3, 4, 5, 6, 7)\Мои документы \5А\Кадры
Занятие 2
«Создание первого кадра»
Цель урока: Провести коллективное обсуждение визиток героев, выявить сходства и отличия родственных сказочных персонажей. Объяснить требования к кадрам мультфильма. Создать первый кадр.
Компетентности, формируемые на данном уроке:
коммуникативная, информационная, технологическая.
План урока:1. Орг. момент - 1 мин.
2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап – 25-30мин.
3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 15 мин.
4. Подведение итогов - 1 мин.
Ход урока.
Орг. момент.
«Здравствуйте, дети!» Проверка присутствующих.
Проект по созданию м/ф: аналитический этап.
Представление визиток героев и сюжетов будущих м/ф участниками проекта, обсуждение визиток и сюжетов. В результате обсуждения должны быть внесены коррективы в визитки и сюжеты, а также отмечено, что родственные сказочные персонажи имеют не только сходства, но и существенные отличия.
Д/з (способствует формированию информационной компетенции и компетенции решения проблем): подготовить сравнительную характеристику родственных сказочных героев по схеме:
Сказочник: __________________________
Сказочный персонаж: _________________
Внешность:___________________________
Характер:____________________________
Отличительные особенности:___________
Предназначение:______________________
Для этого группы попарно объединяются.
Проект по созданию м/ф: практический этап
Работа над мультфильмом начинается с создания кадров мультфильма. Начальным (нулевым) должен быть титульный кадр. Создавать его некоторые учащиеся могли начать на прошлом занятии. Тогда же учащимися была зарисована в тетради схема титульного кадра (см. Error: Reference source not found).
Надо раздать схему действий (см. Error: Reference source not found).
Когда титульный кадр будет создан, приступаем к созданию первого кадра. Тщательно прорисовываем сказочного персонажа и фон.
Подведение итогов.
Итак, титульные кадры готовы. Некоторые из вас приступили к созданию первого кадра м/ф. я вижу, как вы стараетесь, и у вас неплохо получается. На следующем занятии мы обсудим сравнительную характеристику сказочных героев и продолжим создание кадров мультфильма. А сейчас урок окончен».
Занятие 3
«Создание кадров мультфильма»
Цель урока: Провести коллективное обсуждение сравнительных характеристик героев, продолжать работу по созданию мультфильма.
Компетентности, формируемые на данном уроке:
коммуникативная, информационная, технологическая.
План урока:1. Орг. момент - 1 мин.
2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап – 11мин.
3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 27 мин.
4. Подведение итогов - 1 мин.
Ход урока.
Орг. момент.
«Здравствуйте, дети!» Проверка присутствующих.
Проект по созданию м/ф: аналитический этап.
Представление сравнительных характеристик героев. В результате обсуждения должны быть подчеркнуты отличительные особенности персонажей, которые необходимо отразить в мультфильме.
Проект по созданию м/ф: практический этап
Создание кадров мультфильма.
Подведение итогов.
«На следующем уроке мы продолжим создание кадров мультфильма. Если у вас дома есть компьютер, можете нарисовать несколько кадров дома. Урок окончен».
Занятие 4
«Редактирование кадров мультфильма»
Цель урока: Продолжить работу по созданию мультфильма, корректируя кадры.
Компетентности, формируемые на данном уроке:
коммуникативная, технологическая.
План урока:1. Орг. момент - 1 мин.
2. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 37 мин.
3. Подведение итогов - 2 мин.
Ход урока.
Орг. момент.
«Здравствуйте, дети!» Проверка присутствующих.
Проект по созданию м/ф: практический этап
Продолжить работу над созданием кадров мультфильма. Сориентировать ребят на то, что это последний урок, когда можно рисовать кадры. Школьники, которым не хватит времени, должны дорисовать кадры дома или в школе во внеурочное время.
Подведение итогов.
«На следующем уроке мы подготовим кадры для соединения в мультфильм. Урок окончен».
Занятие 5
« создание анимации с помощью MS Power Point»
Цель урока: Научить создавать анимационные файлы на примере программы MS Power Point.
Компетентности, формируемые на данном уроке:
коммуникативная, технологическая.
План урока:1. Орг. момент - 1 мин.
2. Теоретическая часть (с демонстрацией) – 10 мин.
3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 27 мин.
4. Подведение итогов - 2 мин.
Ход урока.
Орг. момент.
«Здравствуйте, дети!» Проверка присутствующих.
Теоретическая часть. Объяснение с использованием проектора основных правил создания и анимирования слайдов в презентации MS Power Point
Практическая часть. Ребята с помощью программы MS Power Point ,используя заранее заготовленныее кадры, создают анимированный мультфильм
Подведение итогов.
На следующем уроке будет проходить демонстрация и оценка готовых проектов.
Занятие 6
«заключительное занятие»
Цель урока: подвести итог в изучении создания мультфильмов
Компетентности, формируемые на данном уроке:
коммуникативная, технологическая.
План урока:1. Орг. момент - 1 мин.
2. Демонстрация проектов учеников перед всем классом
3. Подведение итогов, оценивание - 2 мин.
Ход урока.
Орг. момент.
«Здравствуйте, дети!» Проверка присутствующих.
Демонстрация выполненных проектов
Ребята с помощью мультимедиа проектора демонстрируют свои проекты пред всем классом.
Подведение итогов, оценивание.
Работа подошла к концу. Далее ребята совместно с учителем оценивают работы всех участников создания проекта.
ЛИТЕРАТУРА
Кудряшова Е.М. Организация проектной работы учащихся на уроке информатики / Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник материалов и тезисов докладов V международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 года, Т2. – Самара: Изд-во самарского научного центра РАН, 2005.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень.
Письмо департамента образования и науки от 09.01.2004 №100 «О реализации образовательной области «Технология» в 5-9 классах»;
Письмо департамента образования и науки от 13.08.2003 №2015 «О введении метода проектов в практику образовательных учреждений»;
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: "Академия", 1999.
Стратегия модернизации содержания общего образования. МОРФ. М, январь 2001.