МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодаря молниеносному развитию электронной техники, программного и мультимедийного обеспечения, компьютер из сложной вычислительной машины превратился в многофункциональный предмет, необходимый не только на рабочем месте специалистов в различных сферах деятельности, но и дома в повседневной жизни. С появлением интернета, обладающего огромным информационным потенциалом, в системе инклюзивного образования появились новые возможности, возникли и успешно апробируются информационные формы обучения детей с ограниченными возможностями, в частности - дистанционная, опирающаяся на новые информационные технологии. В каждой школе существует специфическая группа учащихся: дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу; дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний; дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения. Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики» Грунина Н.Н.
2014
МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гаврилова Т.В.
учитель информатики и ИКТ, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением отдельных предметов"
Советского района г Казани
Благодаря молниеносному развитию электронной техники, программного и мультимедийного обеспечения, компьютер из сложной вычислительной машины превратился в многофункциональный предмет, необходимый не только на рабочем месте специалистов в различных сферах деятельности, но и дома в повседневной жизни. С появлением интернета, обладающего огромным информационным потенциалом, в системе инклюзивного образования появились новые возможности, возникли и успешно апробируются информационные формы обучения детей с ограниченными возможностями, в частности - дистанционная, опирающаяся на новые информационные технологии. В каждой школе существует специфическая группа учащихся: дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу; дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний; дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения. Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения.
Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и проч.Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Кроме того, не секрет, что некоторые школы не горят желанием принимать на учебу таких детей. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.
Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях. Такие дети лишены возможности посещения общеобразовательной школы, а значит и получения полноценного образования и вместе с этим полноценной творческой жизни и возможности самореализации в сложных социальных условиях. Применение инновационных технологий в обучении информатике помогает более полно реализовать комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Дистанционное обучение, в данном случае, является отличной заменой надомного обучения. Ведь одним из предметов изучения информатики является компьютер, с помощью которого происходит процесс обучения и который у учащегося постоянно «под рукой».
Дистанционное образование решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.
Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.
Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом: стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала; усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться; развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.
Преимущества дистанционного образования: более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения; повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.; оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии; доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам; повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения; ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).
Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Они способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.
Заключение
Использование дистанционной формы обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии. Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.
Используемые источники
Дидактические свойства глобальной информационно коммуникационной сети Интернет – Исследовательский проект Бабицкого М. 2003
Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Е.С. Полат и др. – М.: Владос,1998. – 190 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
Российское образование – федеральный портал – http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=061100
Сайт «образование и культура», стандарты дистанционного образования- http://tempus.kstu.kz/ucheb_plat_moodle.html
Юрков А.В. Обзор отечественных систем дистанционного обучения. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», 2003, № 1.