Просмотр содержимого документа
«Методика обучения основам алгоритмизации и программирования учащихся основной школы на основе модели смешанного обучения "Смена рабочих зон"»
А.Г. Карастилёва
Методика обучения основам алгоритмизации и программирования учащихся основной школы на основе модели смешанного обучения "Смена рабочих зон"
В последнее время в методике преподавания различных предметных дисциплин появился такой термин, как «смешанное обучение»[3, С. 2].
Актуальность данной темы заключается в том, что профессии, связанные с программированием, являются достаточно распространенными и престижными. Составление программ на ЭВМ начинается с построения алгоритма, а важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление.
Цель данной работы: разработка методики обучения основам алгоритмизации и программирования в среднем звене общеобразовательной школы на основе модели смешанного обучения.
Задачи:
1. Изучить особенности применения модели смешанного обучения «Смена рабочих зон» в процессе обучения школьников алгоритмизации и программированию.
Охарактеризовать современные формы и методы обучения основам алгоритмизации и программирования в общеобразовательной школе.
Создать комплекс практико-ориентированных заданий для усвоения учащимися основ алгоритмизации и программирования на основе смены рабочих зон.
Разработать дистанционный учебный курс «Мир алгоритмов» на портале «Школа».
Структура урока
Перед началом урока учитель делит класс на три группы, по зонам: online- зона, зона живого общения, самостоятельная зона.
Ребята, находящиеся в online-зоне, рассаживаются за компьютер по 2- 3 человека и выполняют задания в дистанционном образовательном курсе «Мир алгоритмов» на портале «Школа». Курс состоит из 7 модулей: регистрация, алгоритм и исполнитель, типы алгоритмов, введение в программирование на языке Pascal, контроль по всем темам, рефлексия, подведение итогов. Данные модули в свою очередь включают в себя лекции, различные игры, кроссворды. На основании дидактических целей урока online- зона снабжается оборудованием: компьютерами, проектором, мультимедийной доской и т.д. Возможен вариант работы с учебниками и рабочими тетрадями, справочниками, а также другими источниками информации на бумажных носителях.
Ребята, которые будут работать в зоне живого общения, работают с учителем, отвечают на вопросы и выполняют задания в учебной тетради, на карточках с заданиями, при этом можно пользоваться учебниками и справочной литературой. Карточки состоят из двух заданий: теста по алгоритмам и исполнителям, а также задачи на составления алгоритма. В зоне живого общения организуется работа в группах, индивидуальная работа и работа с учителем [2, С. 2].
Те ученики, которые находятся в самостоятельной зоне, разгадывают ребусы, которые будут представлены на интерактивной доске. В самостоятельной зоне ученики разгадывают тематические ребусы на основе индивидуальных или групповых заданий. В течение 10 минут ребята выполняют задания, после чего происходит смена рабочих зон - начинают выполнять другие задания, которые предусмотрены в маршрутном листе.
Далее дети рассаживаются за парты, и начинается совместная проверка выполненных заданий, выставление оценок за урок и рефлексия.
Риски использования модели «Смена рабочих зон»:
трудность контроля работы групп для учителя в случае большого одновременного нахождения учащихся в классе;
разный темп работы учащихся в классе;
отсутствие выхода в Интернет для организации работы с видео материалами по теме [1, С. 2].
Список литературы:
Андреева Н.В., Марголис А.А. Семинар по смешанному обучению МГППУ [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/XC88p0T1EFc (дата обращения 15.02.18)
Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
Нечитайлова, Е. В. Переверните класс или что такое смешанное обучение // Учительская газета №46(10543). - 2014.