Мастер – класс
«Инфографика, как прием визуализации данных»
Цель:
Разобраться с тем, что такое инфографика;
Понять, может ли инфографика, как педагогический прием подачи информации использоваться в образовательном процессе;
Научиться создавать свою инфографику.
Ожидаемые результаты работы:
Анализировать информацию для дальнейшего её преобразования в графический вид;
Создавать инфографические объекты;
Использовать инфографику в работе с детьми и привлекать их к самостоятельному созданию инфографики в образовательных целях.
Здравствуйте, коллеги, я рада приветствовать Вас на моем мастер-классе. Надеюсь, что он будет интересным, полезным, а главное принесет Вам положительные эмоции, я желаю нам успеха.
Предлагаю вспомнить эту замечательную детскую сказку (показываю книгу КОЛОБОК), мы с все с Вами прекрасно с ней знакомы, нам рассказывали эту сказку наши мамы, бабушки и мы тоже рассказываем ее своим детям.
Слайд №1:
Но, как учитель информатики, я хочу Вам сказать, что это не просто книга, а источник ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИЯ, представленная в виде ТЕКСТА (текстовая информация). Мы прекрасно все умеем работать с этим видом информации, открывая новые знания учащимся, как правило мы направляем их к текстовой информации.
Слайд №2:
И работа современного педагога по формированию универсальных учебных действий предполагает подобный вид деятельности.
Текст этой известной сказки, как вид информации мы можем представить в другом виде, внимание на слайд:
Слайд №3:
Коллеги, русская народная сказка КОЛОБОК преобразованная из текстовой информации в графическую. Данный вид подачи информации, называется ИНФОГРАФИКА, целью которого быстро и четко преподносить информацию. А теперь позвольте сообщить тему моего мастер-класса
Слайд №4:
ИНФОГРАФИКА – это визуализация данных, давайте посмотрим на преимущества инфографики:
Слайд №5:
Как известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Проще говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль.
Инфографика – не новое изобретение, но это свежее и интересное средство, может оказать большое влияние на современную коммуникацию. Инфографика активно используется в различных областях-начиная от прогноза погоды и журналистики и заканчивая наукой и образованием.
Существует два подхода работы с инфографикой в учебном процессе:
Слайд №6:
Первый вариант - инфографика создается педагогом для решения образовательных задач, в первую очередь, для привлечения внимания ученика к теме. По большому счёту - учебные плакаты в большинстве своем можно отнести к инфографике. Но этот вариант не подразумевает участия школьников - этот процесс мы можем ассоциировать с "можем смотреть, но не можем участвовать"
А второй вариант, по моему мнению, более успешен - ученик, проведя собственное исследование, работая в учебном проекте, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление. С помощью отдельных сервисов работать над инфографикой можно коллективно, это уже другая форма работы с детьми, но не менее важная. В процессе у ребят появляются навыки работы в команде. Несмотря на то, что инфографический дизайн применяется в школах давно, не каждая схема является инфографикой. Инфографика соединяет в себе и схематичные выражения, и иллюстрации, и диаграммы и др.
Самое главное, что должна содержать в себе инфографика - это СМЫСЛ, идея, которую хочет визуальным образом передать педагог или школьник. А уж область применения инфографики - самая широкая - от объявлений до выражения собственных исследований!
Уважаемые фокус - группы (одна фокус-группа 2 человека за компьютером, вторая – 2 и более человек за партой), я предлагаю сейчас Вам создать собственную инфографику.
Первая фокус-группа будет создавать инфографику – диаграмму по представленному тексту, перед Вами отчет о прохождении государственной итоговой аттестации за 2016-2017 учебный год в форме ОГЭ (приложение 1), на рабочем столе у вас находится инструкция (приложение 2), прошу Вас представить текст, в котором говорится о выбранных предметах и полученных оценках, а также сделать вывод отчета по той инфографике, которая у Вас получится.
Вторая фокус-группа будет продолжать окунаться в детство, перед Вами расположен ватман и вырезанные сказочные герои из всеми известной сказки «Теремок» (приложение 3) (предварительно героев сказки вырезали, сделав по 8 копий), прошу Вас представить эту сказку в виде инфографики.
Слайд №7:
Во время работы фокус-групп обсуждаем этапы создания инфографики:
1 этап- это выбор темы. Актуальность и востребованность, а также ориентирование на читателя, для которого создается инфографика-вот главные критерии, которые должны быть учтены при выборе тем.
2 этап – сбор информации. Чем более полнее и качественней будет собранная информация, тем лучше.
3 этап – аналитика и обработка информации. Всю информацию необходимо отсортировать и оставить самое важное.
4 этап – выбрать тип инфографики, необходимо обдумать наиболее подходящий формат для передачи данных в соответствии с выбранной темой и возрастом учащихся.
5 этап – построение доступной визуализации, верстка. Как только читателя привлек центральный элемент, можно переключить внимание на данные, расположенные по сторонам, причем как графически, так и текстовые. На данном этапе создается законченная информационная композиция.
На данный момент Мастер-класса можно показать полученный результат работы фокус-групп: диаграмму и сказку.
Уважаемые коллеги, как Вы видите, данный педагогический прием можно использовать в работе как со старшими классами, так и с начальной школой, с детьми с ОВЗ.
Наряду с инфографикой можно использовать такие не менее эффективные приемы: Таймлайн (это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Интеллект-карта - это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Скрайбинг – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
И закончить свой мастер класс хочется словами немецкого архитектора
Слайд №8:
Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и получит в результате что-то читабельное и полезное для использования.
Я уверена, что сегодня мы с Вами были теми людьми, которые преобразовали информацию для удобного использования. Спасибо.