Тема мастер-класса: «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
Цель: участники освоят новый метапредметный способ работы с информацией – построение логико-смысловых моделей
Задачи: 1. Показать возможности использования метаспособов в реализации системно-деятельностного подхода.
2.Отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.
Добрый день, уважаемые гости, члены жюри и участники конкурса.
Представляю вам мастер-класс по теме «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный. Достижение одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает интеграцию, под которой понимается объединение отдельных частей в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, который лег в основу стандартов второго поколения. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем 95%.
Современная структурная лингвистика утверждает, что 75% текстов обладают избыточностью, и только 25% несут основной смысл для конкретного читателя.
Все мы на уроках так или иначе работаем с информацией: видео -, аудио -,текстовой. Но большую часть времени мы конечно работаем с текстом и знания получаем в основном из текста.
А сейчас давайте проведем методический прием «Дождь мыслей»
Какие способы обработки текстовой информации вы знаете?(на доске)
А какие из этих приемов вы чаще всего используете на своих уроках? (на доске)
(обращение к учителю технологии) Почему вы на своих уроках не используете, например, графики?
(обращение к учителю математики)Почему вы на своих уроках не используете конспект?
Я хочу вам предложить целостное, системное средство обработки информации, которую можно использовать в каждом предмете. Это логико-смысловая трехмерная модель, автором которой является Штейнберг Валерий Эмануилович, (Г.Валькова, A. Зайнуллина,) смысл которой заключается в сжатии информации и в выделении логико - смысловых узлов.
Логико-смысловая модель строится по следующему алгоритму.
1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово
2 шаг – выделить координаты, это какие-либо характеристики модели по существенному признаку. Для удобства восприятия модели их должно быть от трех до восьми.
3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами.
Предлагаю создать логико-смысловую модель по пониманию сущности современного урока.
Работать будем по вышеназванному алгоритму.
1 шаг – выделяем центральное ядро – ключевое слово
В нашем случае это современный урок.
2 шаг – выделяем координаты, это какие-либо характеристики модели по существенному признаку. Как уже говорилось, для удобства восприятия модели их должно быть от трех до восьми.
Что на ваш взгляд должно лежать в основе современного урока?
Какие?
Мы сформировали второй уровень. Любой учебный материал имеет смысл и логику, мы изобразили логику, теперь наполним ее смыслом, и тогда наша логическая модель превратится еще и в смысловую.
3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е узлами.
Подумайте, какими смыслами мы можем их наполнить?
Итак, цели урока? Какие бывают?
Содержание урока. Что включает в себя?
Таким образом, у нас получилась логико-смысловая модель современного урока.
А теперь, я предлагаю вам построить ЛСМ по любой теме вашего предмета на выбор.
Защита.
Как мы увидели, построение ЛСМ можно использовать на разных уроках.
Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель?
ЛСМ – это способ обработки информации. В основном, это средство организации самостоятельной работы над изучаемым материалом в микрогруппе.
Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на осях, располагая достоверные факты об изучаемых системах в логической последовательности.
Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?
Действительно, ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по определенной теме.
Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?
Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, ее нельзя дать, т.к. чтобы появилась мыслить надо размышлять. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Сегодня вы овладели еще одним универсальным системным способом обработки информации - это построение логико-смысловой модели
Благодарю вас за работу