Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Пермский край
Гайнский район
Мастер-класс для педагогов
«Формирование информационной компетентности и повышение познавательной активности человека в мире»
Петрова Надежда Михайловна, учитель информатики и ИКТ, 1 квалификационной категории МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Петрова Надежда Михайловна, я учитель информатики Сергеевской школы. Я рада вас всех приветствовать на своём мастер-классе и надеюсь на взаимное сотрудничество.
В начале мастер-класса я попрошу вас обратить внимание на экран.
Какие ассоциации у вас возникли? (ОТВЕЧАЮТ ГОСТИ)
Отдых, солнце, дельфины, море.
Хорошо бы отдохнуть летом на море!
Но ведь море может таить в себе опасность: морские обитатели, штормы, морское цунами, подводные камни.
А еще бывает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором также очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо владение человеком информационной компетентностью.
И сегодня мы остановимся на некоторых аспектах формирования информационной компетентности и повышения познавательной активности человека в мире.
Уважаемые участники мастер-класса, я предлагаю вам поиграть и разделю вас на 3 группы и каждая группа имеет свое название.
Первая - это пловцы,
Вторая - спортсмены, и
Третья - олимпийские чемпионы.
Скоро мы отправимся в морское плавание, а для этого необходимо уметь хорошо плавать, а значит нужно тренироваться. Каждая команда имеет на своих столах разные задания и спасательные круги (подсказки) для того, чтобы справиться с заданием и не утонуть в море информации. Разрешить трудности при выполнении заданий вам поможет тренер, то есть я. Прошу Вас приступить к тренировке.
Пока мой класс работает, я прокомментирую. Все группы получили задания разного уровня сложности.
Пловцы выбирают попарно общие и единичные понятия и записывают их в соответствующие столбцы таблицы, таким образом, происходит классификация информации.
Задание. Выделите попарно общие и единичные понятия и запишите их в соответствующие столбцы таблицы.
Понятия: Пушкин, художник, озеро, горы, Репин, поэт, Байкал, Париж, Карпаты, философ, столица, Сократ, полководец, Чита, Суворов, ученый, река, Ньютон, Лена, город.
Общее понятие | Единичное понятие |
композитор | Чайковский |
художник | Репин |
озеро | Байкал |
горы | Карпаты |
поэт | Пушкин |
столица | Париж |
философ | Сократ |
полководец | Суворов |
город | Чита |
ученый | Ньютон |
река | Лена |
Спортсмены пытаются разгадать шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» При этом интегрируются предметы информатика и математика, литература
Задание: Загадка поэта. Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта.
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
Спортсмены переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. | И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
Олимпийские чемпионы раскрашивают элементы рисунка по заданному алгоритму.
Задание:
Данные технологии позволяют формировать информационную компетентность и повышать интерес к предмету, поскольку здесь используется активная форма обучения (нетрадиционный урок – игра). При работе с информационными технологиями я использую различные методы обучения: практический эксперимент, групповые обсуждения, мозговой штурм, ролевые игры, баскет-метод - метод обучения на основе имитации ситуаций, обучение с использованием компьютерных обучающих программ; а так же приёмы критического мышления.
На основании научных исследованиях о памяти человека. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
При решении всех предложенных заданий обрабатывается информация, т.е из полученного объема информации должен получиться новый готовый информационный продукт.
Цифра жизненного пути.
А теперь небольшая физкультминутку. У каждого человека свой жизненный путь. Иначе его называют числом дня рождения
- Запишите дату своего рождения цифрами
- Найдите сумму всех цифр
- Сложите цифры полученного числа
- Давайте ознакомимся с результатом полученных исследований.
1 – Лидер (сила, самостоятельность)
2 – Миротворец (отзывчивость и терпеливость)
3 – Светоч (душа компании)
4 – Труженик (трудолюбие и практичность)
5 – Бунтарь (искатель приключений)
6 - Опекун (идеальный семьянин)
7 – Философ (мыслитель)
8 - Большой босс (руководители)
9 – Целитель (сострадание, духовность)
Мы обработали числовую информацию, и пришли к искомому результату.
Время для выполнения задания уже вышло и нам не терпится узнать, как справились с заданиями наши спортсмены.
Расскажите в чем заключалась ваша работа и как вы с ней справились. Пожалуйста, первая группа - пловцы (рассказывают). Вторая группа. Третья группа.
В таком большом МОРЕ ИНФОРМАЦИИ «Важно ли обладать компьютерной грамотностью?»
Хотели бы вы найти решение этой проблемы?
Решить эту проблему, я предлагаю, используя прием составления схемы фишбоун или «рыбий скеле» Вы знакомы со схемами фишбоун?
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Я хочу немного отойти от традиционного способа заполнения схемы Фишбоун, упростив её в связи с временным ограничением.
Предлагаю вам три варианта заполнения данной схемы:
ПЛОВЦЫ рассматривают и выбирают факты «за» и «против» важности обладания КГ. Выборка фактов, т.е. уже готовые факты вам необходимо внести их только в схему фишбоун.
СПОРТСМЕНЫ. Рассматривают и выбирают факты «за» и «против» важности обладания КГ из текста.
ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНЫ Самостоятельно определить все «за» и «против» владения компьютерной грамотностью.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Пока наши покорители моря информации работают, мы с остальными присутствующими проведем работу с Приёмом технологии развития критического мышления на стадии Рефлексии, а именно работу с синквейном.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления
Примеры синквейна которые составили учащиеся на уроках. Компьютер. Быстрый, многофункциональный. Обрабатывает, сохраняет, передаёт. Служит для обработки информации. Помощник.
Цикл. Сложный, разный. Повторяется, работает, зацикливается. Без цикла нельзя начистить картошку. Важно
Пример синквейна Информация Важная, необходимая Получать, обрабатывать, хранить Кто владеет информацией, тот владеет миром! Данные
Вам же я предлагаю написание синквейна к словосочетанию «Мастер-класс»
Правила написания синкейна.
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Прошу наши группы окончить работу и слово я даю первой группе ПЛАВЦЫ. Назовите 2 самых ярких положительных факта, которые вы внесли в фишбоун и 2 самых отрицательных на ваш взгляд.
Слово СПОРТСМЕНАМ, им было работать тяжелее, они выбирали факты из большого объема текста, и я надеюсь, не утонули в море информации, а выплыли.
ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНЫ, все работу проделали самостоятельно, мозговым штурмом, определили все «за» и «против» владения компьютерной грамотностью. Я прошу вас высказать свое мнение.
Подведем итог. Мы увидели, что такие методы и технологии формируют познавательную активность обучающихся, повышают их интерес к предмету, формируют информационные компетентности.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если нам компьютер нужен,
Если кто с ним очень дружен,
Пусть надует красный шар!
Синий шар – я не дружу
И компьютер не хочу!
На уроке он мешает,
И всё время отвлекает!
Раз,
два,
три,
четыре,
пять –
Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему классу показали!
Что ж, итог мы подвели,
Выводы для всех просты:
Что компьютер – это клад.
С ним работать каждый рад!
Команды оказались на редкость энергичными и информационно грамотными, что необходимо вручить золотые медали!
Благодарю за сотрудничество!
Источник литературы
http://irinakahheeva.ucoz.ru/uhitrlgoda/moi_slova.docx
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2012/02/04/uchastie-v-konkurse-uchitel-goda-uchebnoe-zanyatie
http://infourok.ru/material.html?mid=53727
http://alwaystry.ru/kompyuternaya-gramotnost/
Картинки взяты с сайта http://ginger-cat.ru/index.php?article_id=530 олимпиадные задания для учащихся 4 класса
http://ginger-cat.ru/uploads/file/tasks/ginger-cat-zadaniya-4-319.doc