Весь материал разбит на 68 уроков, их методическое сопровождение представлено впечатляющим набором презентаций. Каждая презентация представляет собой комплексный труд: яркое и привлекательное для учащегося введение в тему, систематическое и емкое изложение теоретических сведений по теме и их адекватная интерпретация на примерах, которые постепенно усложняются от простейших до весьма трудных, предостережения от характерных ошибок, продуманное размещение материала и многое другое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Лучшая методика подготовки к ГИА по информатике»»
20
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игалинская средняя общеобразовательная школа»
Гумбетовского района Республики Дагестан
Проектная работа
на тему:
«ЕГЭ по информатике»
по номинации:
«Лучшая методика подготовки к ГИА по отдельным предметам»
Автор:
учитель информатики
МКОУ «Игалинская СОШ»
Гумбетовского района РД
Гаджимурадов Муртазали Исаевич
Оглавление
Введение 2
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» и интерактивные приложения 4
Пояснительная записка 5
Состав учебно-методического комплекса 5
Методы преподавания и обучения 6
Формы контроля 7
Методика подготовки к ЕГЭ и рекомендации 12
Рекомендации для учителей информатики при подготовке к ЕГЭ 13
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю 15
Рекомендации учащимся по подготовке к ЕГЭ 15
Заключение 18
Приложения 18
Приложение 1. Отзыв ученика (видеоролик) 18
Приложение 2. Галерея фотографий «Занятия по подготовке к ЕГЭ по информатике» 18
Литература 19
Введение
Одним из важнейших показателей качества работы учителя является успех его питомцев по итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ или ОГЭ являются для выпускника важнейшим условием продолжения учебы в ВУЗе. Поэтому актуальность проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ или ОГЭ не вызывает сомнений. Особенно важно проанализировать проблему подготовки учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) по информатике. В данной работе рассматриваются методика и технология подготовки учащихся к ЕГЭ или ОГЭ по информатике.
Актуальность проектной работы определяют следующие факторы: 1. разрыв между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий, которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ (ОГЭ). Темы «Логические основы компьютера» (отсутствует в стандарте базового уровня) и тема «Программирование и алгоритмизация» способны вызвать растерянность у выпускника, освоившего курс информатики на базовом уровне;
2. количество часов в учебном плане;
3. четвертое место по рейтингу, занимаемое информатикой среди других предметов по востребованности на те или иные специальности ВУЗов.
Целью данного проекта является разработка методики подготовки учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) по информатике с целью повышения качественного результата ЕГЭ (ОГЭ) учащихся по соответствующему экзамену.
Основной задачей проекта является создание рабочей программы элективного курса по подготовке к экзамену по информатике. В классах, изучающих информатику на базовом уровне, предлагается проводить элективные курсы (например, с названием «Готовимся к ЕГЭ по информатике»). Настоятельно рекомендуется создать собственную регулярно обновляемую рабочую коллекцию полезных ссылок на: а) основные интернет-источники материалов для пополнения методической и дидактической копилки преподавателя, б) набор методических пособий, рекомендованных ФИПИ для подготовки к экзамену. А также – постоянно пополнять новыми типами задач и предпочтительными подходами к их решению систематизированный материал разных лет по разделам экзаменационной работы.
В работе предложен значительный обучающий материал по каждой теме и по каждому типу заданий ЕГЭ по информатике, оформленный в стиле презентаций. Учащийся может использовать материал данной работы в процессе самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике, а учитель – в качестве электронного учебного пособия.
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по информатике» и интерактивные приложения
Цель курса: подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи курса:
• сформировать
положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету и о назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
оптимально распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Пояснительная записка Состав учебно-методического комплекса
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.
Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017 г.
Спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена 2017 и 2018 гг.
Приложение к спецификации: план экзаменационной работы ЭГЕ 2017 года по информатике, план экзаменационной работы ЭГЕ 2018 года по информатике.
Единый государственный экзамен по информатике.
Демонстрационный вариант 2017 г.
Демонстрационный вариант 2016 г.
Демонстрационный вариант 2015 г.
Программа данного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов: либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течении учебного года. Период изучения курса — 10-11 классы. Учителю следует учитывать и объяснить учащимся, что данный элективный курс не предназначен для записи в аттестат с проставлением оценки, его назначение — подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Успешность освоения будет определена после сдачи экзамена.
Планирование рассчитано на систематические аудиторные занятия за продолжительный период времени (вместе с учителем осваивается весь курс по 2 часа в неделю за год). Возможен вариант обязательных аудиторных занятий, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят самостоятельно в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем (в очном или дистанционном режиме).
Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажны также психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретация его результатов.
Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ЕГЭ. Авторы предлагают аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.
Методы преподавания и обучения
В условиях профильного обучения на старшей ступени школы вводятся курсы, призванные решать специфические задачи — расширять или углублять материал выбранного профиля либо смежных направлений научной или профессиональной деятельности, в то же время предполагается в полной мере использование активных форм организации занятий. Более того, школам предлагается множество моделей организации профильного обучения. В этих условиях у учителей и администрации образовательных учреждений появляется множество вопросов. Какими должны быть используемые учебник или пособие в этом случае? Какие материалы может использовать учитель или учащийся? Каким должен быть конечный результат и можно ли его оценить?
Данный курс максимально учитывает потребности учителей и учащихся.
Во-первых, позволяет наиболее полно реализовать задачи, решаемые подобными курсами. Предлагаемый в данном курсе материал учитывает интересы и склонности учащихся не только в области информатики, но и в области педагогических измерений, поскольку это способствует пониманию учащимися целей экзамена, механизма их достижения, особенностей контрольных измерительных материалов, корректной интерпретации результатов выполнения отдельных заданий и экзамена в целом.
Во-вторых, именно вопросы контроля качества в образовании могут вызвать интерес в качестве будущей профессиональной деятельности у учащихся и повысить тестовую культуру педагогов.
Курс состоит из двух разделов. Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала на уровне, несколько превышающем базовый, поскольку учитывается профильная направленность курса. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории, являющейся основой для продолжения образования по информатике.
В ходе работы используются фрагменты, а в последующем – целиком бланки ответов, используемых на едином государственном экзамене. В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по информатике.
Формы контроля
Тренинги по тематическим блокам. В ходе контроля используются бланки ответов, используемых на едином государственном экзамене. В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по информатике и на основании результатов выставляется отметка.
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Приложения
Методические разработки
1
Структура и содержание КИМов по информатике
2
Демо_вариант 2018 года ЕГЭ по информатике
2
Системы счисления (задания 1, 16).
2
Презентации 1, 2, 3
3
Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера
2
Презентации 1, 2, 3
4
Знание методов перевода в различные позиционные системы счисления
2
Презентации 1, 2 ,3
5
Алгебра логики
2
Презентация 4
Презентация 5
6
Основные 6 функций алгебры логики
2
Презентация 4
Презентация 5
7
Решений задач по логике
2
Презентация 5
8
Решение задач повышенной трудности
2
Презентация 6
9
Решение систем логических уравнений разными методами
2
Презентация 7
10
Решение систем логических уравнений разными методами
2
Презентация 7
11
Решение систем логических уравнений разными методами
2
Презентация 7
12
Решение систем логических уравнений разными методами
2
Презентация 7
13
Обработка числовой информации. Информация и ее кодирование. Кодирование текстовой информации. (задания 5, 9, 10)
2
Презентация 8
14
Задачи на единицы измерения информации
2
Презентация 9
Примеры задач
15
Методы измерения количества информации
2
Презентация 10
16
Алфавитный подход к измерению информации
2
Презентация 10
17
Умение подсчитывать информационный объем сообщения
2
Презентация 10
18
Кодировка информации
2
Презентация 11
Кодирование
19
Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала
2
Презентация 11
20
Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала
2
Презентация 11
21
Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
2
Презентация 12
22
Технология обработки графической и звуковой информации (задание 9).
2
Презентация 13
23
Моделирование и компьютерный эксперимент (задания 22).
2
Презентация 14
24
Работа с графами
2
Презентация 15
25
Работа с графами
2
Презентация 15
26
Умение анализировать результат исполнения алгоритма (модели графа).
2
Презентация 15
27
Технологии поиска и хранения информации. Базы данных (задание 4).
2
https://www.youtube.com/watch?v=MzBm8ipnXVw
28
Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
2
Презентация 16
Тест по БД.exe
29
Файловая система организации данных
2
Презентация 17
30
Технология обработки информации в электронных таблицах
2
Презентация 18
31
Знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков
2
Презентация 18
32
Понятие абсолютной и относительной адресации
2
Презентация 18
33
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей (задания 12, 17)
2
Презентация 19
34
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети.
2
Презентация 19
35
Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет. Круги Эйлера
2
Презентация 20
36
Элементы теории алгоритмов (задания 6, 14, 26)
2
Презентация 21
Презентация 22
37
Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке
2
Презентация 21
Презентация 22
38
Линейные алгоритмы для формального исполнителя с ограниченным набором команд
2
Презентация 21
Презентация 22
39
Теория игр. Построение деревьев игры. Умение обосновать выигрышную стратегию
2
Презентация 23
40
Теория игр. Построение деревьев игры. Умение обосновать выигрышную стратегию
2
Презентация 23
41
Теория игр. Построение деревьев игры. Умение обосновать выигрышную стратегию
2
Презентация 23
42
Теория игр. Построение деревьев игры. Умение обосновать выигрышную стратегию
2
Презентация 23
43
Программирование
2
Презентация 24
44
Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания
2
Презентация 25
Презентация 26
45
Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление
2
Презентация 25
Презентация 26
46
Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции)
2
Презентация 25
Презентация 26
47
Алгоритмы получения результатов выполнения программы без использования ПК
2
Презентация 25
Презентация 26
48
Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки
2
Презентация 25
Презентация 26
49
Программы для обработки одномерных и двумерных массивов
2
Презентация 25
Презентация 26
50
Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции
2
Презентация 25
Презентация 26
51
Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции
2
Презентация 25
Презентация 26
52
Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции
2
Презентация 25
Презентация 26
53
Решение задач с числовыми и символьными типами данных
2
Презентация 25
Презентация 26
54
Решение задач с числовыми и символьными типами данных
2
Презентация 25
Презентация 26
55
Рекурсивные алгоритмы
2
Презентация 27
Презентация 28
56
Рекурсивные алгоритмы
2
Презентация 27
57
Рекурсивные алгоритмы
2
Презентация 28
58
Рекурсивные алгоритмы
2
Презентация 27
59
Рекурсивные алгоритмы
2
Презентация 28
60
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности (27 задача ЕГЭ)
2
Презентация 29
61
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности (27 задача ЕГЭ)
2
Презентация 29
62
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности (27 задача ЕГЭ)
2
Презентация 29
63
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности (27 задача ЕГЭ)
2
Презентация 29
64
Типовые алгоритмы и методики написания программ средней и высокой сложности (27 задача ЕГЭ)
2
Презентация 29
65
Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов
2
КИМ
66
Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов
2
КИМ
67
Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов
2
КИМ
68
Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов
2
КИМ
Методика подготовки к ЕГЭ и рекомендации
Каждому учителю, занимающемуся подготовкой учащихся к единым государственным экзаменам, необходимо знать, что только системная работа в течение нескольких лет позволит повысить продуктивность и качество подготовки к ЕГЭ и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзаменов.
Чтобы Ваши питомцы были в состоянии успешно сдать ЕГЭ, необходимо:
- владеть достаточно полными знаниями по предмету;
- иметь опыт решения типовых заданий ЕГЭ;
- психологически подготовить к сдаче экзамена;
- как можно раньше определить учащихся, для которых успешная сдача ЕГЭ по информатике является необходимым условием продолжения образования по выбранной специальности;
- кабинете информатики оформить тематический стенд «Готовимся к сдаче ЕГЭ» примерно со следующими разделами: «Повторяем курс», «Демонстрационный вариант заданий ЕГЭ» (во второй раздел включить материалы с полными текстами заданий ЕГЭ);
- в плане практически каждого урока предусмотреть время (от 5 до 15 минут) на тестирование. Объем таких мини-тестов — 5-10 вопросов; желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ;
- при подготовке учащихся к ЕГЭ обращать внимание прежде всего на ключевые, базовые темы: «Информация и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», а также на изучение на должном уровне тем «Телекоммуникационные технологии» и «Базы данных»;
- выстроить систему контроля знаний, умений и навыков учащихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов;
- включить в арсенал учителя средства и методы, позволяющие обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня; в этом большую помощь могут оказать практикумы, включающие наборы задач по разным темам и допускающие выполнение обучающимися самопроверки.
Примечание. Каждый пункт из приведенного перечисления считаю для преподавателя необходимым условием для успешной сдачи ЭГЭ его учащимися, а совокупность этих пунктов – достаточным условием.
В качестве ресурсов, полезных при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ, можно рекомендовать:
http://kpolyakov.narod.ru/
http://ege.yandex.ru/
http://ege-go.ru/ - специализированный ресурс по информатике.
Рекомендации для учителей информатики при подготовке к ЕГЭ
1. Сформировать методическую копилку учителя для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ:
- создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные интернет-источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки;
- изучить методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к экзамену;
- систематизировать наработанные материалы разных лет по разделам экзаменационной работы;
- проанализировать УМК различных авторских коллективов;
- постоянно пополнять систематизированный материал по разделам экзаменационной работы новыми типами задач и предпочтительными способами их решения.
2. Разработать программу по подготовке учащихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ:
- составить план изучения, повторения, обобщения и систематизации тематического материала;
- внести изменения в календарно-тематическое планирование изучения предмета информатика и ИКТ;
- определить способ взаимодействия «учитель-ученик» во внеурочной деятельности.
3. Повысить квалификацию (учителя) по вопросам, относящимся к ЕГЭ:
- обучение на всевозможных курсах повышения квалификации;
- участие в семинарах, мастер-классах, «круглых столах» и т.п.;
- обмен опытом в интернет-сообществах (например, «Сеть творческих учителей», «Открытый класс»);
4. Создать информационное пространство поддержки учащегося.
5. Рекомендовать ресурсы учащимся, направленные на самообразование.
6. Для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по информатике в общеобразовательном учреждении возможна организация элективного курса в старшей школе «Готовимся к ЕГЭ по информатике».
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю
Общую информацию о ЕГЭ, новости, пособия для подготовки, контрольно-измерительные материалы, демо-версии, методические письма и многое другое можно найти на официальных сайтах, перечисленных ниже:
Сайт Федерального института педагогических измерений: http://www.fipi.ru/.
Контрольные задания Московского института открытого образования (МИОО): http://www.mioo.ru/ogl.php.
Материалы сайта К. Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/
Рекомендации учащимся по подготовке к ЕГЭ
1. Подробно ознакомьтесь с правилами и порядком проведения Государственной итоговой аттестации. Заблаговременно ыясните все непонятные вопросы.
2. Внимательно изучите образцы бланков ЕГЭ и правила их заполнения.
3. Проконсультируйтесь с преподавателями о том, какие темы Вам следует повторить особенно тщательно, и спланируйте по дням свои занятия. Не стремитесь повторять все подряд, распределите все темы, которые Вам необходимо повторить, на все дни подготовки к экзамену.
4. Не оставляйте самые сложные темы на последние дни подготовки.
5. Подготовьте себе место для работы так, чтобы ничего не отвлекало Вас от занятий.
6. Распределите рационально свой день.
7. При повторении материала старайтесь составлять планы, схемы – они помогут Вам повторить то, что забылось, не затрачивая много времени.
8. Поработайте с тестовыми материалами. Если Вам что-то непонятно, обратитесь за консультацией к учителю.
9. При выполнении тренировочных тестов засекайте время, которое Вы тратите на их выполнение. Определите, какие задания Вы выполняете быстро и правильно, а на какие у Вас уходит много времени. Выясните причину своих затруднений. Возможно, некоторым темам или типам заданий необходимо уделить дополнительное время при подготовке.
10. Настраивайтесь на то, что Вы успешно справитесь с заданиями.
11. Вечером накануне экзамена постарайтесь хорошо отдохнуть, выспаться, чтобы в день экзамена чувствовать себя бодро и уверенно.
12. Рассчитайте время на дорогу до пункта сдачи ЕГЭ, так как Вы должны прибыть туда за 30 минут до начала экзамена.
13. Не забудьте взять паспорт, пропуск на экзамен и несколько гелевых или капиллярных ручек черного цвета.
14. Внимательно слушайте и выполняйте все инструкции организаторов экзамена.
15. Внимательно и аккуратно заполняйте бланки ЕГЭ, так как исправления в них крайне нежелательны.
16. Не спешите! Сосредоточьтесь! Внимательно прочитывайте задание до конца. Убедитесь, что Вы правильно поняли задание.
17. Отвечайте сначала на те вопросы, которые не вызывают сомнений. Пропускайте задания, которые вызывают затруднения или непонятны вам – Вы сможете вернуться к ним позже, когда войдете в рабочий ритм.
18. Оставьте резерв времени для проверки своей работы.
19. Доверяйте своей интуиции!
20. Старайтесь выполнить все задания, но, если Вам это не удалось, не расстраивайтесь. Вполне возможно, что количество выполненных Вами заданий будет достаточно для хорошей отметки.
Заключение
Данная проектная работа реализовалась с 2012 г. Использование данного проекта в практике изучения школьного курса информатики дало хорошие результаты. Цели и задачи, указанные в данном проекте, за последние 5 лет были достигнуты. Основным продуктом данного проекта являются результаты ЕГЭ учащихся по информатике.
Учащиеся Игалинской СОШ с первого дня как появилась ЕГЭ, на 100 % прошли порог ЕГЭ по информатике, набирая при этом баллы от 54 до 80. На факультетах информатики и ВТ ДГУ или ДГТУ учатся восемь выпускников нашей школы.
В 2017 г. ученик 10 класса Игалинской СОШ в республиканском туре ВОШ по информатике показал четвертый результат, а ученик 11 класса – седьмой результат.
Используя возможности ИТ, проводил занятия и с учащимися других школ, дистанционно. Отзыв ученицы другой школы дается в приложении.
Приложения Приложение 1. Отзыв ученика (видеоролик) Приложение 2. Галерея фотографий «Занятия по подготовке к ЕГЭ по информатике»
Литература
1. Демо-версии ЕГЭ по информатике 2007-2017 гг.
2. Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П. Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие, 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.
3. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика. Раздаточный материал тренировочных тестов. – СПб.: Тригон, 2008. – 120 с.
4. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. ИНФОРМАТИКА. 2-е издание – Спб.: БХВ-Петербург, 2009.
5. А. Кузнецов и др. Тестовые задания. Информатика, 2014 г.
6. Зорина Е.М. Зорин Информатика. Сборник заданий к ЕГЭ, 2009 г. и 2010 г.
7. Информатика. ЕГЭ. Самые новые задания. 2016 г. и 2017 г.
8. П.А. Якушкин Типовые тестовые задания. От разработчиков ФИПИ, 2017 г.
9. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. Под редакцией Н.В. Макаровой, 2008 г.
10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, ФИПИ, 2017.
11. Т.Е. Чуркина. Реальные тесты 2017 года. Практикум.
12. С.С. Крылов Тематическая рабочая тетрадь. Информатика, 2016 г. ФИПИ.