Тема урока | Место урока по теме |
Хранение информации. Списки | Шестой (последний) урок по теме «Хранение информации. Списки» |
Тип урока | Формы, приёмы, методы |
Комбинированный | Фронтальная, работа в группе |
Цель урока | Задачи урока |
личностные: развить интерес и познавательные способности школьников на основе добывания ими знаний и приобретение опыта познавательной деятельности при изучении способов хранения информации; метапредметные: формировать информационную, коммуникативную и предметную компетенции; предоставить возможность каждому школьнику проявить и развить свои способности, смекалку, эрудицию; предметные: углубить знания, закрепить изученный материал, определить уровень усвоения знаний и формирования предметных компетенций учащихся по теме «Хранение информации. Списки» | личностные: обеспечить познавательную мотивацию школьников; акцентировать внимание на том, что хранить информацию хранить приходится каждому человеку; формировать коммуникативную компетенцию: выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром; метапредметные: формировать ключевые компетенции через систему общеучебных универсальных учебных действий; способствовать формированию информационной компетенции с помощью практических упражнений по хранению информации; обучать осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; формировать творческое мышление; предметные: научиться составлять списки, определять длину списка, определять элемент списка по его индексу, спроектировать генератор чётных чисел |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
механизмы хранения информации в живых организмах; что такое информационный носитель; как хранится информация в ОЗУ, на винчестере, лазерном диске; формулу для записи списка; что понимают под длиной списка и индексом элемента списка | разрабатывать алгоритм своих действий, позволяющих редактировать и набирать текст в многострочном редакторе; работать в группах; работать с учебным текстом; анализировать информацию и принимать на её основе необходимые решения |
Компетенции / УДД | Педагогические технологии | Оборудование |
учебно-познавательная; коммуникативная; информационная; общекультурная | технология деятельностного метода; технология оценивания учебных успехов; технология игровых методов | компьютерный класс; мультимедийный проектор. |
Х о д у р о к а |
Цель / задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции / аспекты компетенции / УДД | Оценивание / формы контроля | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I этап. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап) (1-2 мин) |
Мотивация обучающихся к учебной деятельности. | Проверяет готовность учащихся к уроку. - Сегодня в Роботландии необычный экзамен. Он очень насыщенный — в нём 4 тура. Хранение информации, списки, многострочное редактирование и алгоритмы. Поэтому и зачётов запланировано 4. Надеемся, что игра «Составим списки» поможет сдать экзамен наилучшим образом. | Выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу. | Общекультурная (умение ставить цель деятельности, оценивать результаты деятельности). Коммуникативная (строить понятные высказывания). | Самооценка готовности к уроку. | Включение в учебный процесс. |
II этап. Актуализация и фиксация затруднения в деятельности (5 мин) |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала. 1 | Создает условия для формулирования темы и цели урока, обеспечивает мотивацию учения: Первая порция вопросов — общеобразователь- ная, относится к механизму хранения инфор- мации в живых организмах, а также повторению того, что такое информационный носитель: Какую информацию можно прочитать по пню спиленного дерева? Почему из пшеничного зерна не вырастает морковка? Где хранится программа развития живого организма? Из чего состоят все живые организмы? Где находятся молекулы ДНК? Что такое информационный носитель? Следующие 7 вопросов касаются хранения информации в компьютере: 2 | Слушают, читают, рассматривают рисунки в учебнике, участвуют в диалоге. В случаях затруднений открывают текст под знаком вопроса, оценивают свои знания, формулируют затруднение (недостаточность знаний). 3 | Общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути её достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации). Коммуникативная (строить понятные высказывания). 4 | Участие в диалоге, ответы на вопросы, самооценка. 5 | Активизация опорных знаний. Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии. 6 |
| Чему равен размер ячейки памяти в битах? Как хранятся числа 0 и 1 на винчестере? Как хранятся числа 0 и 1 на лазерном диске? | | | | |
III этап. Постановка учебной задачи (3 мин) |
Формировать и развивать ценностное отношение к умению определять и формулировать цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем | Создает условия для формулирования цели и темы урока, обеспечивает мотивацию учения: - Какая будет тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока. | Формулируют тему и цель урока. Планируют собственную деятельность на уроке. Список – одна из форм хранения информации. Научиться составлять списки и находить объекты списка по их параметрам. | Общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути её достижения); учебно-познавательная (нахождение, использование информации для постановки цели); коммуникативная (умение задавать вопросы) | Участие в диалоге, ответы на вопросы | Формулирование темы и цели урока. Планирование деятельности. |
IV этап. Открытие новых знаний (8-10 мин) |
Формировать и развивать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания | Организует ситуацию решения учебной проблемы. Организует работу с учебником | Выполняют задание, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат. Работают с учебником. | Общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути её достижения, оценивать результаты деятельности) | Самоконтроль, самооценка | Новое знание, понятие, правило, способ использования алгоритма. |
Физкультминутка (2 минуты) |
V этап. Первичное закрепление (8 мин) |
Формировать и развивать ценностное отношение к умению выполнять задание по алгоритму. | Организует работу в парах по составлению списков. | Выполняют задание учителя у доски. | Общекультурная (умение ставить цель деятельности); учебно-познавательная (использование информации для решения учебных ситуаций) | Самоконтроль и взаимоконтроль. | Самоанализ и самооценка собственных достижений по изучению нового материала. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
VI этап. Самостоятельная работа (3-5 мин) |
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий, организация самопроверки | Организует ситуацию отработки построенного алгоритма. Выполнение Практикумов. | Перерабатывают и используют информацию для решения поставленных задач. | Общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути её достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательная (нахождение, использование информации для решения учебных ситуаций); | Индивидуальная форма работы. Выполнение Практикумов. Самооценка. | Умение использовать полученные на уроке знания при выполнении Практикумов. |
VII этап. Включение в систему знаний и повторение (6-7 мин) |
Организовать включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного для введения в последующем новых способов действий | Детям предлагается выполнить Зачеты по материалу урока. | Обучающиеся выполняют Зачёты. При необходимости консультируют друг друга. | Общекультурная (оценивать результаты деятельности); учебно-познавательная (строить логические заключения, устанавливать причинно-следственные связи); коммуникативная (строить понятные высказывания, высказывать своё мнение и позицию) | Оценка, поставленная компьютером. | Умение выделять в системе знаний изученную единицу. |
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока (3-4 мин) |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Учитель организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке. Игра «Телеграмма»: надо написать самое важное, что уяснил на уроке соседу по парте и «отправить ему телеграмму» (обменяться). | Учащиеся соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень их соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели, намечают цели дальнейшей деятельности | Общекультурная (оценивать результаты деятельности); учебно-познавательная (строить логические заключения, устанавливать причинно-следственные связи); коммуникативная (строить понятные высказывания, высказывать своё мнение и позицию) | Рефлексия деятельности и самооценка | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |