kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Компьютерное тестирование как форма организации текущего и промежуточного контроля в учреждении дополнительного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль знаний обучающихся является комбинированной частью процесса обучения. Контроль - это соотношение достигнутых результатов с намеченными целями обучения. Эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки обучающихся зависит от правильной организации контроля. Безошибочно спланированный контроль учебной деятельности позволяет педагогу оценивать получаемые знания, умения и навыки, в свое время оказать нужную помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в общности создает хорошие условия для развития умственных способностей обучающихся и активации их самостоятельной работы на занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Компьютерное тестирование как форма организации текущего и промежуточного контроля в учреждении дополнительного образования»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества







«Компьютерное тестирование как форма организации текущего и промежуточного контроля в учреждении дополнительного образования»












Педагог дополнительного образования

Высоцкая Клавдия Павловна








2019 год


Контроль знаний обучающихся является комбинированной частью процесса обучения. Контроль  это соотношение достигнутых результатов с намеченными целями обучения. Эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки обучающихся зависит от правильной организации контроля. Безошибочно спланированный контроль учебной деятельности позволяет педагогу оценивать получаемые знания, умения и навыки, в свое время оказать нужную помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в общности создает хорошие условия для развития умственных способностей обучающихся и активации их самостоятельной работы на занятиях.

Прекрасно поставленный контроль дает педагогу не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися пройденного материала, но и проанализировать свои собственные успехи и неудачи.

В наше время проверке, контролю стараются придавать деловое содержание: не только педагог проверяет успехи своих учеников, но и ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, педагог проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используются разные формы и методы проверки и оценки. На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, дидактика уже давно ищет ответ, но достигнутый ею прогресс почти всегда оказывается несоизмеримым с потребностями.

Тестыˈ неˈ заменяют,ˈ а ˈдополняют ˈиныеˈ методыˈ диагностики,ˈ аˈ такжеˈ могутˈ имˈпредшествовать.ˈ Тестыˈ являютсяˈ неотделимойˈ частьюˈ рядаˈ педагогическихˈ технологий,ˈ кˈ примеру,ˈ технологииˈ модульногоˈ обученияˈ илиˈ технологииˈ полногоˈ усвоенияˈ знаний.ˈ Неˈ чтоˈ иноеˈ какˈ тестˈ сˈ заданиямиˈ возрастающейˈ трудностиˈ позволяетˈ выявитьˈ неˈ толькоˈ уровеньˈ подготовки,ˈ ноˈ иˈ структуруˈ знанийˈ обучающихся,ˈ аˈ такжеˈ ееˈ отклонениеˈ отˈ «идеальной»ˈ структурыˈ».


Тестирование в системе контроля и оценки знаний и умений

Вˈ последниеˈ дниˈ многоˈ говоритсяˈ оˈ необходимостиˈ приближатьˈ кˈ реальнойˈ жизниˈ целиˈ обученияˈ вˈ дополнительном образованииˈ,ˈ совершенствоватьˈ содержание,ˈ методыˈ иˈ формыˈ образовательногоˈ процесса.ˈ Любыеˈ усилияˈ вˈ указанныхˈ направленияхˈ могутˈ оказатьсяˈ напрасными,ˈ вˈ случае,ˈ еслиˈ уˈ педагога будетˈ отсутствоватьˈ точнаяˈ иˈ вернаяˈ информацияˈ обˈ уровнеˈ познанияˈ учебногоˈ материалаˈ обучающимися.ˈ Вˈ условияхˈ массовостиˈ обученияˈ вˈ учреждении дополнительного образования получатьˈ постоянноˈ такуюˈ информациюˈ оˈ каждомˈ обучающемсяˈ становитсяˈ проблематичным.ˈ Оценитьˈ более-менееˈ объективноˈ знанияˈ иˈ уменияˈ группыˈ большеˈ 15ˈ человекˈ заˈ одно занятиеˈ,ˈ приˈ этомˈ задавˈ каждомуˈ толькоˈ один-дваˈ вопроса,ˈ едваˈ лиˈ подˈ силуˈ дажеˈ опытномуˈ учителюˈ.ˈ

Педагогуˈ результатыˈ проверкиˈ позволяютˈ своевременноˈ выявитьˈ иˈ ликвидироватьˈ какˈ возникающиеˈ уˈ обучающихсяˈ трудности,ˈ такˈ иˈ недостаткиˈ вˈ собственнойˈ педагогическойˈ работе.ˈ Неˈ секрет,ˈ чтоˈ дляˈ многихˈ преподавателейˈ оценкаˈ знанийˈ иˈ уменийˈ обучающегосяˈ являетсяˈ (вˈ томˈ числеˈ иˈ психологически)ˈ сложнойˈ задачей,ˈ особенно,ˈ вˈ случае,ˈ еслиˈ приходитсяˈ ставитьˈ низкуюˈ оценку.ˈ Естественно,ˈ недостаточноˈ обоснованнаяˈ низкаяˈ оценкаˈ плохоˈ стимулируетˈ ученикаˈ кˈ работеˈ надˈ собой.ˈ Вˈ случаеˈ отсутствияˈ заблаговременноˈ оговоренныхˈ иˈ установленныхˈ обеимиˈ сторонамиˈ критериев,ˈ низкаяˈ отметкаˈ вызываетˈ уˈ обучаемогоˈ негодование,ˈ порождаетˈ упрекиˈ педагогуˈ вˈ егоˈ необъективности.ˈ Вˈ тоˈ жеˈ времяˈ всеˈ участникиˈ образовательногоˈ процессаˈ реагируютˈ наˈ ясноˈ аргументированныеˈ иˈ прозрачныеˈ результатыˈ оцениванияˈ гораздоˈ болееˈ гибкоˈ иˈ адекватно,ˈ чемˈ простоˈ наˈ указанияˈ илиˈ призывыˈ сделатьˈ лучшеˈ.

ˈДляˈ этогоˈ могутˈ использоватьсяˈ развивающие ˈтехнологии,ˈ основанныеˈ наˈ активных,ˈ рефлексивно-деятельностныхˈ формах ˈиˈ методахˈ обучения,ˈ проектно-исследовательскиеˈ методы,ˈ

Тогда,ˈ приˈ условииˈ хорошоˈ подобранногоˈ содержанияˈ учебногоˈ материалаˈ иˈ методикˈ обучения,ˈ зарождаютсяˈ возможностиˈ дляˈ развитияˈ уˈ обучающихсяˈ прочныхˈ знаний,ˈ уменийˈ самостоятельноˈ приниматьˈ решения,ˈ способностиˈ кˈ переносуˈ полученныхˈ знанийˈ иˈ уменийˈ вˈ новыеˈ ситуации.ˈ Темˈ неˈ менееˈ проблемыˈ объективнойˈ диагностикиˈ этихˈ важныхˈ качествˈ иˈ способностей,ˈ аˈ такжеˈ разработкиˈ соответствующегоˈ инструментарияˈ доˈ настоящегоˈ времениˈ полностьюˈ неˈ решеныˈ иˈ являютсяˈ актуальнымиˈ.ˈ

Методикаˈ контроляˈ иˈ оценкиˈ знаний,ˈ обучающихсяˈ должнаˈ отвечатьˈ целям,ˈ содержаниюˈ иˈ методамˈ обученияˈ (кˈ примеру,ˈ нельзяˈ проследитьˈ творческиеˈ уменияˈ черезˈ решениеˈ репродуктивныхˈ задач).ˈ Вˈ педагогическойˈ практикеˈ доˈ настоящегоˈ времениˈ оченьˈ частоˈ применяютсяˈ такˈ называемыеˈ традиционныеˈ приемыˈ оценкиˈ знанийˈ иˈ умений:ˈ устныеˈ иˈ письменныеˈ опросы,ˈ решениеˈ задач,ˈ контрольныеˈ иˈ самостоятельныеˈ работы,ˈ экзамены,ˈ практикумы.ˈ

Кˈ новымˈ методам,ˈ которыеˈ наиболееˈ полноˈ соответствуютˈ развивающимˈ технологиямˈ обучения,ˈ можноˈ отнестиˈ защитуˈ исследовательскихˈ проектов,ˈ участиеˈ вˈ общемˈ обсужденииˈ проблем,ˈ разрешенииˈ проблемнойˈ ситуации.ˈ Ихˈ особенностьюˈ являетсяˈ то,ˈ что ˈоцениваетсяˈ неˈ толькоˈ конечныйˈ продукт,ˈ ноˈ иˈ деятельностьˈ обучающегосяˈ поˈ егоˈ достижению.ˈ Несмотряˈ наˈ наличиеˈ огромногоˈ количестваˈ методовˈ контроля,ˈ частоˈ встаетˈ вопросˈ об ˈобъективности ˈвыставляемойˈ оценкиˈ (особенноˈ приˈ устномˈ ответе),ˈширотеˈ охвата ˈпроверяемыхˈ знанийˈ иˈ уменийˈ (кˈ примеру,ˈ наˈ экзаменеˈ проверяютсяˈ знанияˈ поˈодной-двумˈ темам),ˈэкономичности ˈметодаˈ оценкиˈ иˈ его ˈрезультативностиˈ.ˈ

Тестированиеˈ существенноˈ отличаетсяˈ отˈ всехˈ другихˈ методовˈ оценки,ˈ которыеˈ используютсяˈ вˈ педагогическойˈ практике,ˈ такˈ какˈ предъявляетˈ четкоˈ подготовленные,ˈ единыеˈ требованияˈ кˈ процессу,ˈ проверочнымˈ материалам,ˈ методамˈ ихˈ обработкиˈ иˈ интерпретацииˈ результатов.ˈ Непременно,ˈ тестыˈ имеют,ˈ кромеˈ указанныхˈ достоинств,ˈ своиˈ минусыˈ иˈ ограничения,ˈ оˈ которыхˈ невозможноˈ забыватьˈ приˈ примененииˈ методаˈ.

Тестыˈ неˈ заменяют,ˈ а ˈдополняют ˈиныеˈ методыˈ диагностики,ˈ аˈ такжеˈ могутˈ им ˈпредшествовать.ˈ Так,ˈ кˈ примеру,ˈ эффективноеˈ использованиеˈ активныхˈ формˈ иˈ методовˈ обученияˈ возможноˈ лишьˈ приˈ наличииˈ уˈ обучающихсяˈ определеннойˈ «критическойˈ массы»ˈ знаний,ˈ иначеˈ неизбежноˈ снизитсяˈ уровеньˈ научности.ˈ Аˈ вотˈ выявлятьˈ этотˈ обязательныйˈ минимумˈ первоначальнойˈ подготовкиˈ обучающихсяˈ удобноˈ именноˈ приˈ помощиˈ тестов.ˈ

Тестыˈ являютсяˈ неотделимойˈ частьюˈ рядаˈ педагогическихˈ технологий,ˈ кˈ примеру,ˈ технологииˈ модульногоˈ обученияˈ илиˈ технологииˈ полногоˈ усвоенияˈ знаний.ˈ Неˈ чтоˈ иноеˈ какˈ тестˈ сˈ заданиямиˈ возрастающейˈ трудностиˈ позволяетˈ выявитьˈ неˈ толькоˈ уровеньˈ подготовки,ˈ ноˈ иˈ структуруˈ знанийˈ обучающихся,ˈ аˈ такжеˈ ееˈ отклонениеˈ отˈ «идеальной»ˈ структурыˈ (т.е.ˈ указатьˈ наˈ наличиеˈ пробеловˈ вˈ знаниях).

Выборˈ формыˈ тестовогоˈ заданияˈ определяетсяˈ многимиˈ факторами:ˈ целямиˈ тестирования,ˈ содержаниемˈ учебногоˈ материала,ˈ особенностямиˈ учебногоˈ предметаˈ иˈ т.д.ˈ ˈ

Следуетˈ заметить,ˈ чтоˈ активизация ˈобучающей ˈролиˈ тестированияˈ можетˈ помочьˈ уменьшитьˈ стрессˈ передˈ другими,ˈ нетестовымиˈ формамиˈ контроля.ˈ Онаˈ разрешаетˈ обучающимсяˈ вовремяˈ конкретизироватьˈ и ˈповторитьˈ наиболееˈ главныеˈ аспектыˈ учебногоˈ материала,ˈ ликвидироватьˈ пробелыˈ вˈ знаниях,ˈ получитьˈ объективнуюˈ оценку,ˈ рассмотретьˈ собственныйˈ приростˈ знанийˈ и,ˈ приˈ желании,ˈ сравнитьˈ ихˈ соˈ знаниямиˈ другихˈ учащихся.ˈ Требованияˈ теста,ˈ условияˈ егоˈ проведенияˈ иˈ интерпретацияˈ результатовˈ одинаковыˈ дляˈ всехˈ обучающихся.ˈ Следовательно,ˈ субъективнаяˈ составляющаяˈ оцениванияˈ сводитсяˈ кˈ минимуму,ˈ чтоˈ позволяетˈ обучающемусяˈ реальноˈ соотноситьˈ свойˈ успехˈ илиˈ неудачиˈ сˈ приложеннымиˈ усилиями,ˈ аˈ неˈ сˈ субъективнымˈ мнениемˈ илиˈ отношениемˈ учителя.ˈ Другимиˈ словами,ˈобоснованноеˈ применениеˈ тестовˈ помогаетˈ обучающемусяˈ увереннееˈ ориентироватьсяˈ вˈ учебномˈ материале,ˈ иметьˈ реальноеˈ представлениеˈ оˈ личныхˈ успехахˈ и недостатках,ˈ своевременноˈ устранятьˈ огрехиˈ вˈ подготовке,ˈ аˈ такжеˈ снижаетˈ «драматизм»ˈ иˈ стрессˈ отˈ незаслуженнойˈ оценкиˈ.


ˈКомпьютерноеˈ тестирование


ˈВˈ последниеˈ годыˈˈˈ всеˈ ширеˈ используетсяˈ компьютерноеˈ тестирование.ˈ Поˈ вопросуˈ целесообразностиˈ егоˈ внедренияˈ уˈ учителейˈ сложилисьˈ разные,ˈ иногдаˈ оченьˈ противоречивыеˈ мнения.ˈ Частьˈ педагоговˈ склонна ˈдумать,ˈ чтоˈ поˈ ихˈ предметуˈ нельзяˈ проверитьˈ знанияˈ иˈ уменияˈ обучающихсяˈ с ˈпомощьюˈ компьютерныхˈ тестов.ˈ Поэтомуˈ составлятьˈ тестыˈ ониˈ неˈ считаютˈ необходимым.ˈ Вˈ качествеˈ доводовˈ приводятсяˈ аргументы,ˈ чтоˈ компьютерˈ –ˈˈ машина,ˈ которая,ˈ поˈ идее,ˈ неˈ способнаˈ беспристрастноˈ оценитьˈ знанияˈ студентаˈ илиˈ ученика,ˈ ликвидируетˈ главныйˈ компонентˈ образовательногоˈ процессаˈ –ˈ живоеˈ общение.ˈ Ониˈ убеждены,ˈ чтоˈ толькоˈ индивидуумˈ можетˈ вˈ процессеˈ живогоˈ взаимодействияˈ точноˈ определитьˈ иˈ оценитьˈ уровеньˈ знанийˈ иˈ степеньˈ подготовленностиˈ обучающегосяˈ.ˈ

Наиболееˈ частоˈ причинойˈ непризнанияˈ педагогомˈ компьютерногоˈ тестированияˈ какˈ методаˈ контроляˈ знанийˈ являетсяˈ егоˈ неспособностьˈ иˈ нежеланиеˈ постигнутьˈ методикуˈ составленияˈ компьютерныхˈ тестов,ˈ неумениеˈ работатьˈ сˈ новойˈ компьютернойˈ техникой,ˈ нежеланиеˈ выпускатьˈ изˈ своихˈ рукˈ иˈ передавать ˈкомпьютеруˈ рычагиˈ собственногоˈ влиянияˈ наˈ обучающихсяˈ через ˈвозможностьˈ субъективногоˈ корректированияˈ оценкиˈ вˈ зависимостиˈ отˈ личныхˈ привязанностейˈ иˈ антипатий.ˈ Возникаетˈ вопрос:ˈ чтоˈ хужеˈ воздействуетˈ наˈ воспитаниеˈ индивидуальныхˈ качествˈ обучающегосяˈ –ˈ общениеˈ сˈ бездушной,ˈ неумолимой,ˈ ноˈ вˈ тожеˈ времяˈ предсказуемойˈ иˈ объективнойˈ машинойˈ илиˈ сˈ практическиˈ всегдаˈ вˈ тойˈ илиˈ инойˈ степениˈ необъективнымˈ мнениемˈ педагога?ˈ


Характерныеˈ чертыˈ компьютерногоˈ тестирования


ˈТрадиционноˈ считается,ˈ чтоˈ тестˈ поможетˈ проверитьˈ толькоˈ уровеньˈ исполненияˈ знанийˈ иˈ ихˈ использованиеˈ вˈ знакомойˈ ситуации.ˈ Вˈ этойˈ связиˈ интереснымˈ можетˈ оказатьсяˈ опытˈ компьютерногоˈ тестированияˈ обучающихсяˈ поˈ дисциплинеˈ «Основыˈ информационныхˈ технологий»,ˈ когдаˈ именноˈ компьютерноеˈ тестированиеˈ (вˈ отличиеˈ отˈ традиционногоˈ «ручного»)ˈ даетˈ возможностьˈ комплексноˈ проверитьˈ компетентностьˈ учениковˈ воˈ владенииˈ компьютернымиˈ технологиями,ˈ аˈ неˈ простоˈ усвоениеˈ имиˈ индивидуальныхˈ частныхˈ навыковˈ.ˈ

Так,ˈ вˈ содержаниеˈ тестаˈ непременноˈ включаютсяˈ задания,ˈ ответˈ наˈ которыеˈ подразумеваетˈ проведение ˈцелойˈ группыˈ взаимосвязанныхˈ операций.ˈ Кˈ примеру,ˈ можноˈ проверитьˈ уменияˈ пользоватьсяˈ встроеннымиˈ функциями,ˈ создаватьˈ собственныеˈ формулы,ˈ проводитьˈ вычисления,ˈ применятьˈ эффективныеˈ приемыˈ работы,ˈ искатьˈ информациюˈ поˈ заданномуˈ признаку,ˈ выбиратьˈ записиˈ изˈ базыˈ данныхˈ вˈ соответствииˈ сˈ параметрами.ˈ Приˈ этом ˈправильноеˈ выполнениеˈ целойˈ группыˈ операцийˈ приводитˈ кˈ однозначноˈ проверяемомуˈ ответу,ˈ заданиеˈ такогоˈ родаˈ легкоˈ перерабатываетсяˈ вˈ тестовуюˈ форму.ˈИспытуемыйˈ читаетˈ задание,ˈ сформулированноеˈ какˈ вопросˈ теста,ˈ переключаетсяˈ вˈ соответствующееˈ приложение,ˈ выполняетˈ необходимыеˈ действия,ˈ аˈ послеˈ используетˈ полученныйˈ результатˈ дляˈ выбораˈ правильногоˈ ответаˈ вˈ окнеˈ программыˈ тестирования.ˈ Следуетˈ помнить,ˈ чтоˈ посколькуˈ тестированиеˈ имеетˈ временныеˈ рамкиˈ тоˈ заданияˈ такогоˈ родаˈ неˈ должныˈ бытьˈ слишкомˈ сложными.ˈ Вˈ нихˈ следуетˈ закладыватьˈ задачиˈ проверкиˈ владенияˈ лишьˈ ключевымиˈ умениями.ˈ

Подобныеˈ заданияˈ сˈ применениемˈ невербальнойˈ поддержкиˈ (схемы,ˈ модели,ˈ устройства,ˈ измерительнаяˈ аппаратура),ˈ могутˈ обогатитьˈ содержаниеˈ тестов,ˈ помогутˈ проверитьˈ знанияˈ обучающихсяˈ неˈ простоˈ наˈ уровнеˈ воспроизведения,ˈ ноˈ иˈ наˈ уровнеˈ примененияˈ вˈ знакомой,ˈ аˈ возможно,ˈ дажеˈ вˈ нестандартнойˈ ситуации.

Тестыˈ –ˈ потенциальноˈ мощноеˈ орудиеˈ контроляˈ иˈ оценкиˈ знаний.ˈ Особенноˈ эффективноˈ использованиеˈ тестовˈ вˈ компьютерномˈ иˈ сетевом ˈисполнении.ˈ Вˈ современномˈ миреˈ происходитˈ широкомасштабноеˈ внедрениеˈ тестирования,ˈ вˈ томˈ числеˈ компьютерного,ˈ вˈ практикуˈ работыˈ образовательных учреждений.ˈ Процессˈ этот,ˈ однако,ˈ протекаетˈ неˈ безˈ трудностейˈ иˈ сложныхˈ проблем.ˈ Однойˈ из ˈних,ˈ кˈ примеру,ˈ являетсяˈ иˈ то,ˈ чтоˈ дляˈ многихˈ используемыхˈ вˈ настоящееˈ времяˈ тестовˈ неˈ всегдаˈ выполняетсяˈ обязательнаяˈ проверкаˈ качестваˈ ихˈ содержания,ˈ неˈ говоряˈ ужеˈ оˈ проверкеˈ надежностиˈ иˈ валидностиˈ наˈ основеˈ методовˈ статистики.ˈ Воˈ многихˈ случаяхˈ ониˈ лишьˈ рецензируютсяˈ иˈ обсуждаютсяˈ безˈ эмпирическойˈ проверкиˈ составаˈ иˈ содержанияˈ заданий.ˈ

Разрабатываяˈ иˈ применяяˈ собственныеˈ тестыˈ вˈ повседневнойˈ деятельности,ˈ педагогуˈ следуетˈ стремитьсяˈ соблюдатьˈ требования,ˈ предъявляемыеˈ кˈ ихˈ форме,ˈ структуреˈ иˈ содержанию,ˈ аˈ такжеˈ кˈ процессуˈ проведенияˈ тестирования,ˈ чтобыˈ получаемыеˈ результатыˈ отражалиˈ реальнуюˈ картинуˈ.

Разнообразиеˈ методовˈ контроляˈ иˈ оценкиˈ знанийˈ иˈ уменийˈ обучающихсяˈ даетˈ возможностьˈ довольноˈ полноˈ иˈ системноˈ охарактеризоватьˈ достигнутыеˈ имиˈ учебныеˈ результаты,ˈ иˈ существеннаяˈ рольˈ вˈ этомˈ процессеˈ принадлежитˈ тестам.ˈ

Всеˈ положительныеˈ областиˈ компьютерногоˈ иˈ традиционногоˈ тестированияˈ проявляютсяˈ лишьˈ приˈ соответствующем ˈкачестве ˈтеста.ˈОсновополагающимиˈ слагаемымиˈ успешногоˈ тестированияˈ такжеˈ являются:ˈ профессионализмˈ разработчиковˈ иˈ экзаменаторов,ˈ стандартизацияˈ процедурыˈ проведения,ˈ обработкиˈ иˈ интерпретацииˈ результатов.ˈ Непрофессиональноеˈ жеˈ применениеˈ или ˈнекачественнаяˈ подготовкаˈ тестовˈ могутˈ дискредитироватьˈ самуˈ идеюˈ ихˈ использованияˈ.


Компьютерное тестирование как форма организации текущего и промежуточного контроля


Вˈ соответствиеˈ сˈ Федеральнымиˈ государственнымиˈ образовательнымиˈ стандартамиˈ (ФГОС)ˈ приˈ реализацииˈ основныхˈ образовательныхˈ программˈ учебноеˈ заведениеˈ обязаноˈ обеспечиватьˈ гарантиюˈ качестваˈ подготовки,ˈ вˈ томˈ числеˈ путемˈ разработкиˈ объективныхˈ процедурˈ оценкиˈ уровняˈ знанийˈ иˈ уменийˈ обучающихся.ˈ

Сложившаясяˈ массоваяˈ практикаˈ оценкиˈ качестваˈ образованияˈ вˈ отечественнойˈ образовательнойˈ системеˈ характеризуетсяˈ следующимиˈ основнымиˈ параметрами:

  • связью предметной области оценки качества подготовки обучаемых с предметными знаниями по завершению различных этапов обучения в том или ином учебном заведении;

  • повсеместным использованием директивно установленной четырёхбалльной шкалы оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно – при всех испытаниях обучаемых;

  • отсутствием систематичности в проведении контрольных мероприятий;

  • субъективностью выставляемой оценки, а также её случайностью, обусловленной содержанием вопросов и задач аттестационных испытаний;

  • использованием нестандартизированных (субъективных) средств прямой оценки качества образования,предъявляемых обучаемым для испытаний (экзаменационных или аттестационных заданий).

Кˈ числуˈ недостатковˈ традиционнойˈ системыˈ следуетˈ такжеˈ отнестиˈ субъективностьˈ выставляемойˈ оценки,ˈ случайностьˈ.ˈ

Оценкаˈ качестваˈ освоенияˈ основныхˈ образовательныхˈ программˈ должнаˈ включатьˈ вˈ себяˈ текущийˈ контрольˈ успеваемости,ˈ промежуточнуюˈ аттестациюˈ обучающихсяˈ иˈ итоговуюˈ аттестациюˈ учащихся.ˈ

Рассматривая непосредственно роль тестирования в учебном процессе, прежде всего, следует отметить, что тестирование, как технология, с целью контроля знаний, умений, навыков, несмотря на непрекращающиеся дискуссии о качестве данного метода, постоянно расширяется. И почти совсем не обсуждается значение тестов в качестве обучающего средства. Вместе с тем, тестирование является надежным, оперативным и достаточным объективным методом получения обратной связипри обучении. С его помощью можно провести квалиметрические исследования не только результата обучения, но и дать характеристику таким личностным свойствам обучающихся, как способность к самостоятельному обучению, индивидуальные особенности памяти, интеллектуального и эмоционального развития, способности к логическому и аналитическому мышлению. Тестирование предоставляет возможность сделать выводы и об организации учебного процесса, о недостатках преподавания отдельных тем и разделов, качестве уроков и практических занятий, уровне педагогического мастерства преподавателей и.т.д.

Анализируя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также практику массового тестирования, можно утверждать, что тестовые измерительные материалы, отвечающие высоким критериям качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными субъективными формами контроля уровня обученности школьников. Надежный и валидный педагогический тест полностью отвечает требованиям к технологии контроля знаний, умений навыков учеников на всех этапах обучения.

Накопленный опыт компьютерного тестирования выявил ряд как положительных, так и отрицательных аспектов в процессе использования для оценки качества знаний тестовых измерительных материалов .

Положительные аспекты:

  • существенная экономия времени (за один час можно оценить знания 20-25 человек). Например, в режиме обычного экзамена на это затрачивается 6- 10 часов на группу;

  • экономия на использовании учебных площадей;

  • экономия на оплате труда преподавателей (возможно проведение тестирования без преподавателей);

  • высокая объективность контроля и как следствие, снижение субъективного фактора личностных пристрастий преподавателя;

  • становиться бесполезным использование обучающимися «шпаргалок»;

  • более высокая дифференциация оценок, что позволяет оценить полноту имеющихся у учеников знаний, а не их «отрывочность» при схеме устного ответапо конкретным вопросам;

  • у учеников снижается эмоциональная напряженность, испытывает меньший стресс, чем при устном ответе;

  • тестовая система позволяет администрации школы оперативно контролировать прохождение учебного процесса и повышает ответственность преподавателей за результаты своей деятельности. Конечно, у компьютерного тестирования как метода контроля есть и сво ограничения, и отрицательные стороны:

  • ученик не имеет возможности излагать свои мысли развернуто, законченными фразами;

  • тестовая система проверки знаний не стимулирует обучаемого мыслить комплексно,отделять главное от второстепенного;

  • результаты выполнения тестов зависят от многих побочных факторов (самочувствие, мотивация на результат и др.);

  • ограничение во времени выполнения теста вызывает нервозность и не позволяет некоторым сконцентрироваться на правильном ответе, даже если они его знают;

  • существует возможность технической ошибки, некорректность формулировки отдельных тестовых заданий;

  • существует потенциальная угроза «взлома» базы тестовых заданий.

Преодолеть эти недостатки помогает правильно организованная дидактическая система оценки качества обучения, в которой тесты занимают подобающее место. Главное в том, что указанные проблемы не носят системный характер и вполне преодолимыв ходе дальнейшего её совершенствования. Следует при этом отметить, что наилучший результат даёт разумное сочетание тестовых и традиционных методов контроля.


Демонстрация программы многоуровневого контроля знаний и умений


Запускаемˈ exe-файлˈ нашейˈ программы.ˈ Наˈ экранеˈ появляетсяˈ формаˈ авторизации (рисунок 2):



Рисунокˈ 2ˈˈ Формаˈ авторизации


Послеˈ регистрацииˈ пользовательˈ попадаетˈ наˈ главнуюˈ формуˈ (рисунокˈ 3).ˈ Наˈ даннойˈ формеˈ мыˈ видимˈ названиеˈ нашейˈ ˈ программы,ˈ инструкцию,ˈ ˈ предлагаемыеˈ дляˈ прохожденияˈ уровни.ˈ Приˈ нажатииˈ наˈ кнопкуˈ «Выход»ˈ мыˈ покидаемˈ тестовуюˈ программу.ˈ ˈ



Рисунокˈ 3ˈˈ Главнаяˈ форма


Приˈ нажатииˈ наˈ кнопкуˈ «Инструкция»ˈ появляетсяˈ небольшаяˈ инструкцияˈ кˈ тесту (рисунок 4).



Рисунокˈ 4ˈˈ Инструкция

Приˈ нажатииˈ наˈ кнопкуˈ «Оˈ тесте»ˈ появляетсяˈ небольшаяˈ информацияˈ оˈ тесте (рисунок 5).



Рисунокˈ 5ˈˈ Оˈ тесте


Осуществимˈ демонстрациюˈ работыˈ ˈразделаˈ «Обˈ авторе».ˈ Наводимˈ наˈ кнопкуˈ «Обˈ авторе».ˈ Послеˈ наˈ экранеˈ появляетсяˈ формаˈ сˈ информациейˈ обˈ авторе (рисунок 6).


Осуществимˈ демонстрациюˈ разделаˈ 1ˈ уровня (рисунок 7).ˈ Аналогичноˈ устроеныˈ иˈ другиеˈ уровниˈ программы.ˈ Нажимаемˈ кнопкуˈ 1ˈ уровень.ˈ Наˈ формеˈ уровняˈ появляютсяˈ вопросы.ˈ Читаемˈ вопросˈ –ˈ думаемˈ –ˈ выбираемˈ правильныйˈ вариантˈ иˈ нажимаемˈ кнопкуˈ «Принятьˈ ответ».ˈ Послеˈ тогоˈ какˈ выˈ ввелиˈ ответ,ˈ программаˈ выдаетˈ сообщениеˈ оˈ правильностиˈ вашегоˈ ответа (рисунок 8).



Рисунокˈ 7ˈˈ 1ˈ уровень














Рисунокˈ 8ˈˈ Правильностьˈ ответа

Послеˈ тогоˈ какˈ выˈ ответитеˈ наˈ всеˈ ˈвопросыˈ уровня,ˈ выходитˈ автоматическоеˈ сообщениеˈ оˈ результатеˈ вашегоˈ тестирования (рисунок 9).


Рисунокˈ 9ˈˈ Окноˈ выводаˈ результата


Для того чтобы посмотреть результат (оценку) после прохождения нескольких уровней, пользователю достаточно нажать кнопку «Результат». При нажатии на нее автоматически открывается файл с результатами, которые были получены на пройденных уровнях (рисунок 10).


Рисунокˈ 10ˈˈ Открытие файла о результатах


Наглядноˈ видно,ˈ чтоˈ вопросˈ сˈ 1ˈ уровняˈ значительноˈ легче,ˈ нежелиˈ вопросˈ 2ˈ уровня.ˈ Аналогичноˈ иˈ сˈ другимиˈ заданиямиˈ уровней



Такимˈ образом,ˈ контрольˈ иˈ оценкаˈ деятельностиˈ обучающихсяˈ заключаютсяˈ вˈ выявленииˈ иˈ сравненииˈ наˈ томˈ илиˈ иномˈ этапеˈ обученияˈ результатовˈ деятельностиˈ сˈ требованиями,ˈ заданнымиˈ программой.ˈ

Усовершенствованиеˈ оценочногоˈ компонентаˈ обученияˈ сталоˈ однойˈ изˈ наиболееˈ важныхˈ проблем,ˈ околоˈ которойˈ разворачиваютсяˈ новыеˈ дискуссииˈ иˈ вˈ связи,ˈ сˈ которойˈ рассматриваетсяˈ большойˈ кругˈ вопросовˈ совершенствованияˈ процессаˈ обученияˈ вˈ целом.

Как одно из решений данной проблемы, большое распространение сегодня получает тестирование. Тестирование является надежным, оперативным и достаточным объективным методом контроля знаний учащихся.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Высоцкая Клавдия Павловна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства