Компетентностно-ориентированные задания по информатике
Компетентностно-ориентированные задания по информатике
Примеры компетентностно-ориентированных заданий по информатике по темам: «Моделирование и формализация» для 10 класса; «Решение логических задач» для 8 класса; «Текстовый редактор» для 7 класса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания по информатике»
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Задание 1. Тема «Моделирование и формализация», класс: 10
1. Стимул: Вы работаете водителем в транспортной компании и должны доставить груз из пункта А в пункт Е. Ваш начальник утверждает, что лучше всего ехать напрямую. Докажите ему, что существует более короткий путь.
2. Задачная формулировка: Изучите предложенную таблицу. Найдите все возможные пути из пункта А в пункт F и выберите из них самый короткий.
3. Бланк ответа
Постройте для наглядности схему дорог (граф), соответствующую таблице.
Выпишите все пути из А в F и подсчитайте их длины.
AF = 14
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Сделайте вывод: Длина кротчайшего пути между А и F _____
4. Источник:
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет. Передвигаться можно только по построенным дорогам.
5. Инструмент проверки
Модельный ответ:
Постройте для наглядности схему дорог (граф), соответствующую таблице.
Выпишите все пути из А в F и подсчитайте их длины.
AF = 14
ABF= 6+7=13
ACF = 10+3=13
Сделайте вывод: Длина кротчайшего пути между А и F 13
Шкала оценивания:
УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения заданий, опираясь на предложенные учителем ориентиры
Признаки
Количество баллов
Построена предложенная выше или другая схема, правильно отражающая данные таблицы.
3 балла
Выписаны все возможные пути
2 балла
Все расчеты выполнены правильно
1 балл
Дан верный ответ
1 балл
Максимальный балл:
7 баллов
Задание 2. Тема «Решение логических задач», класс 8
1. Стимул: У завуча есть несколько вариантов составления расписания уроков в субботу. Помоги выбрать вариант, который устроит всех учителей.
2. Задачная формулировка: При составлении расписания на субботу учителя высказали свои пожелания по поводу расположения первых пяти уроков. Рассмотри их пожелания и выбери расписание, которое устроит всех учителей.
Учителей какого предмета не устроит данное расписание?
1) ИЛТХА
2) ЛХТИА
3) ЛХИТА
4) ИХТЛА
2) Сделайте вывод: Всех учителей устроит расписание ___
4. Источник:
Учитель химии (Х) хочет иметь второй или третий урок, учитель литературы (Л) – первый или второй, учитель информатики (И) – первый или четвертый, учитель технологии (Т) – третий или четвертый, учителя английского языка (А) устраивают только четвертый или пятый уроки. Какое расписание устроит всех учителей?
Учителей какого предмета не устроит данное расписание?
1) ИЛТХА
информатика, литература, технология, английский язык
химия
2) ЛХТИА
литература, химия, технология, информатика, английский язык
-
3) ЛХИТА
литература, химия, технология, английский язык
информатика
4) ИХТЛА
химия, технология, информатика, английский язык
литература
2) Сделайте вывод: Всех учителей устроит расписание 2
Шкала оценивания:
УУД: умение анализировать текст задачи, устанавливать логические связи и представлять их в наиболее наглядном для восприятия виде
верно заполнена таблица 3 балла
сделан правильный выбор 1 балл
Задание 3. Тема «Текстовый редактор», класс: 7
1. Стимул: Приближается Международный женский день. Порадуйте своих мам, бабушек, сестер, подруг красивой открыткой, созданной своими руками.
2. Задачная формулировка: Используя текстовый редактор MS WORD, создайте поздравительную открытку к празднику «8 марта». Необходимые картинки и слова поздравлений найдите в сети Интернет.
3. Бланк ответа:
Созданную в текстовый редактор MS WORD открытку сохраните в свою папку. Основными критериями для оформления открытки является:
наличие одного или нескольких графических объектов
наличие текста поздравления
использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и т.д.
наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, автофигуры, вставки рамки, добавление фона открытки, использование эффектов.
4) Источник: Программа MS Word, картинки и поздравления в сети Интернет.
5) Инструмент проверки:
УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение осуществлять контроль по достижению желаемого результата в соответствие с предъявленными учителем критериями.
Критерии оценивания
Баллы
наличие одного или нескольких графических объектов
1-2 балла
наличие текста поздравления
1-2 балла
использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и т.д.
2 балла
наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, автофигуры, вставки рамки, добавление фона открытки, использование эффектов.
3 балла
Максимальный балл
9 баллов
Риски, возникающие при разработке комплексных заданий:
есть возможность ошибиться в подборе стимулирующего задания (т.к. не всегда то, что интересно учителю, будет интересно ученикам)
требования в задачной формулировке сформулированы неоднозначно и непонятны ученикам
задание не учитывают возраст и возможности учащихся при отборе проверяемых знаний, умений, компетентностей
заполнение созданного бланка ответов вызывает затруднения у учащихся
неправильно составлен инструмент оценки
Рекомендации по использованию комплексно-ориентированных заданий:
Для составления комплексного задания необходимо учитывать интересы конкретных учащихся, их возраст и возможности. Такие задания позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний, помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.
Компетентностно-ориентированные задания можно использовать на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки.
А также на различных этапах урока.
Правильно составленные комплексно-ориентированные задания дают возможность учителю превратить любое, даже самое скучное задание в увлекательное. Главное правильно продумать ситуацию, которая завлечет школьников в учебную деятельность.