kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как привить старшеклассникам интерес к программированию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья освещает некоторые приемы Как привить старшеклассникам интерес к  программированию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как привить старшеклассникам интерес к программированию.»

Как привить старшеклассникам интерес к программированию.

В наше время ребята считают себя «всезнайками» в области компьютера. Ведь компьютер сейчас далеко не роскошь, он есть у любого школьника, а есть ещё и айфоны и планшеты и т.д., т.е. ребята сейчас владеют техникой уверенно. Но тем не менее все их знания поверхностны и лишь на уровне пользователя, а по большому счёту они проводят большую часть времени за компьютером либо играя, либо в соц.сетях. Но на уроках они твердят: «Все, что нам нужно мы уже знаем, ничего больше нам не надо!!!»

И тут перед нами встаёт задача мотивировать их на изучение информатики и ИКТ. Ведь в нашем регионе в основном преобладают технические вузы, и перед выпускниками школ стоит вопрос какую выбрать специальность. Одной из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий в наше время новых технологий является профессия программист. В связи с нарастанием мощности компьютеров, происходит повсеместное увеличение их доли в промышленности, быту, государственных службах, в армии и сферах деятельности. Поэтому программисты нужны сейчас не только на ИКТ (Информационно-коммуникационных) - предприятиях, в них нуждается сейчас практически любое предприятие. Специалисты в компьютерной отрасли требуются как для эксплуатации готовых программ, так и для разработки своих программ и баз данных.

Повсеместное проникновение компьютерных технологий продолжается и нарастает буквально с каждым годом практически во всех отраслях промышленности.

Без компьютеров сейчас не обходится не одно предприятие, но тем не менее самые важные решения всё равно принимает человек.

Исходя из всего выше сказанного делаем вывод, что компьютерно грамотный человек имеет огромные преимущества перед человеком не обладающим таковыми знаниями. Я не говорю, что буквально все школьники должны стать в будующем программистами, но освоить азы структурного мышления желательно. Ведь в наше время программируется почти вся техника, будь то стиральная машинка или кофемашина. А человек обладающий азами программирования без труда создаст рекламный сайт предприятия или запрограммирует сложные расчеты с помощью макросов в Excell, или создаст собственную базу данных по предприятию.

И наша задача как учителей информатики и ИКТ объяснить детям все преимущества профессии «компьютерщик», влюбить их в информационные технологии и в программирование в частности.

Так как влюбить ребят в информатику?

Для среднего звена я предлагаю тесты разные по объёму. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи- предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведётся мониторинг, учёт пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. Например, тема «Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций- преобразование информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В заранее заготовленной таблице (приведена ниже) отмечаю выполнение задания полностью - цифрой 2, частично- цифрой 1, не выполнено- 0. А уровень сформированности компетенции отмечен как 1- низкий, 2- ниже среднего, 3- средний, 4- достаточный, 5 –высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенции средний или ниже проводится дополнительные занятия, консультации и т.д.



ФИО

Таблица, отражающая затруднения и уровень сформированности компетенции

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

Часть А

Часть Б

Балл

Уровень готовности

Джуплий Алексей

2, 1, 2, 1, 1

1,2, 2, 1, 2

4

достаточный

Казмирчук Алексей

0, 1, 0, 1, 1

0, 0, 1, 1, 1

3

средний

Матвеева Анастасия

2, 2, 2, 2, 1

2, 2, 1, 2, 2

5

высокий

Мороз Алена

2, 1, 1, 1, 1

1, 0, 1, 1, 2

3

средний

Родина Лилия

2, 1, 2, 2, 2

2, 1, 2, 2, 2

5

высокий

Скитченко Юлия

2, 2, 2, 2, 1

2, 1, 2, 2, 2

5

высокий

Явиляк Артур

0, 1, 1, 1, 1

1, 2, 1, 1, 1

3

средний

Некоторые тесты связаны с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, здесь нужно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности.

Не секрет, что одна из важнейших компетенций- умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой предполагается на этапе изучения темы «Алгоритмизация и программирование». «Алгоритмизация и программирование» тема очень непростая и складывается из нескольких этапов:

1. накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приёмов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач;

2. практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приёмов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;

3. диагностического, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, основанными на основе требований к уровню подготовки выпускников.

Также в поддержку развития таких компетенций, как «Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «Умение находить рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов» я провожу занятия вариативной части. Учащиеся знакомятся со структурой программ, закрепляют и систематизируют, углубляют знания по данной, наиболее сложной теме, знакомятся с различными способами решения задач по программированию. Занятия курса проводятся по модульно- проектной технологии (3 модуля: Линейный алгоритм, Разветвление; Циклы; Структурный тип данных по 5-6 занятий каждый).

Также для мотивации ребят я использую инновационные методы. Например кроссворды на тему «Алгоритмические структуры», «Основы программирования», созданные мною в сервисе LearningsApps. Ребята с удовольствием отгадывают слова, дискуссируя и соперничая друг с другом. Также я использую игры «Скачки» на темы «Основы алгоритмизации», «Язык программирования Паскаль» и т.д. на базе инструментария всё того же сервиса. Ребята могут поиграть с компьютером или друг с другом, разбившись на пары. Кто первый правильно ответит на все тематические вопросы, тот придёт к финишу победителем. Дух азарта и соперничества до конца урока не отпускает детей. Ребята с удовольствием, играя, усваивают и закрепляют учебный материал.

Наряду со своими разработками, я использую и представленные в интернете всевозможные учебные ресурсы. Хочу рассказать Вам об интереснейшей игре «Час КОДА». В 2014 году в России стартовала акция «Час Кода», которая была посвящена Дню программиста. Целью этой акции стало заразить новое поколение любовью к программированию. Тут есть и онлайн тренажер-головоломка, и «Лабиринт Ам-Няма». Главная задача – составить алгоритм, с помощью которого человечек пройдёт к сундуку за минимальное или оптимальное число шагов. По пути он может собирать алмазы. При успешном выполнении задачи блок-схема переводится в язык программирования СИ. А игрок получает возможность перейти к следующему уровню. С каждым уровнем задача усложняется. Переходя от простого линейного алгоритма к алгоритмам с ветвлением и циклическим. Количество используемых блоков строго ограничено. У ребят есть возможность посмотреть работу любого (даже неправильного) алгоритма и устранить свои ошибки. Даже самые ленивые ученики с удовольствием играют, задают вопросы как сработает та или иная алгоритмическая структура, выстраивают алгоритмы снова и снова пока не найдут верное решение. Они играя и с удовольствием развивают структурное мышление, изучают основы алгоритмизации, находят оптимальное решение поставленной задачи.

Также я предлагаю ребятам выполнение творческого проекта по каждому модулю, где учащихся сами составляют тесты по темам программирования, - вот ещё одно направление работы по формированию предметной готовности ребенка. По окончании каждого модуля учащимся в качестве проекта может быть предложено и решение таких тестов, обменявшись друг с другом: на 1 модуле- практикум по решению простых задач по созданию алгоритма, которые учащиеся решают и сдают на проверку учителю; на 2 модуле- Конкурс «Лучший программист», где учащимся предлагается выполнить решение задач по программированию и на 3 модуле- проводится Чемпионат по программированию, задания которого содержат задания продвинутого уровня. Учащимся отводится определённое время на данное соревнование. Все результаты текущие и итоговые фиксируются в таблице, где отслеживается уровень владения данной компетенцией и отражается итог обучения данной теме.

В заключении необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря разработанной мною системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в дальнейшем. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование. Ведётся таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения и развития компетенций.

Такой системный подход к мониторингу плодотворный, так как диагностика компетенций учащихся проводится систематически я могу определить область, где у ребят возникли трудности, сделать на этом акцент с дальнейшей корректировкой, объяснить упущенное.

Эта система даёт результат: успеваемость по предмету-100%, качество обученности-80-90%, результаты на практических работах успешные, заинтересованность учеников – 70%.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Как привить старшеклассникам интерес к программированию.

Автор: Джуплий Евгения Анатольевна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства